[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 4:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго** Таким образом, говорит, одинаковое совершишь преступление, когда растлишь царицу или же рабу твою замужнюю. Почему? Потому что (Бог) мстит не за лица, тобою оскорбленные, но за Себя; а ты одинаково осквернил себя, одинаково оскорбил Бога. Ведь и то и дру­гое есть прелюбодеяние, так как и то и другое – брак. Хотя ты и не прелюбодействуешь, а блудодействуешь, хотя блудница и не имеет мужа, однако же Бог отмщает, так как Он мстит за Себя. Делая это, ты оказываешь презрение не столько к мужу, сколько к Богу; это видно из того, что от мужа, по крайней мере, скрываешь это, а о Боге, Который видит, и не думаешь. Скажи мне, если бы царь удостоил кого-либо ба­гряницы и многих иных почестей, а тот, получив приказание жить сообразно с саном, пошел и осквернился с какою-либо женщиною, – кого бы он оскорбил: женщину, или царя, удостоившего его награды? Оскорблена была бы, конечно, и она, но не столько. //**Беседы на послание к Фессалоникийцам.**// См. также Толкование на [[new:ef:04:30#svt_ioann_zlatoust|Еф 4:30]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **темже убо отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас** **Отметать** — бросать с презрением, не оказывать должного внимания и уважения, пренебрегать. Апостол говорит, что, кто пренебрегает этою заповедию и нерадит о точном исполнении ее, тот не человеку оказывает неуважение и презрение, а Самому Богу. Не **человеку** — или брату, которого женою завладеет, или Апостолу, который дал заповедь о чистоте. В первом случае Бога он презирает потому, что Бог призвал его к чистоте, а он предается нечистоте; Бог говорит: Я отмститель таковым, а он — свое. Следовательно, ни во что ставит угрозу Божию и Самого Бога. Во втором — потому, что Апостолы не свои давали заповеди, а Божий; вследствие чего, кто их не слушается, тот оказывает ослушание Самому Богу: отметаяйся вас, Мене отметается: //отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя//, говорит Господь [[new:lk:10:16|(Лк. 10, 16)]]. У святого Златоуста видна та и другая мысль. «Бог отмщает, говорит он, не за лица, тобою оскорбленные, а за Себя. Осквернил ты себя — оскорбил Бога. Хоть блудница не имеет мужа, однако же Бог отмстит тебе, поелику Он отмстит за Себя. Делая это (прелюбодеяние), ты оказываешь презрение не столько к лицу, сколько к Богу. Это видно из того, что от мужа по крайней мере скрываешь это, а о Боге, Который видит, и не думаешь. Скажи мне, если б царь удостоил кого багряницы и многих иных почестей, а тот, получив приказание жить сообразно с саном, пошел бы и осквернился с какою-либо женщиною, кого бы он оскорбил — женщину или царя, удостоившего его награды?» **Давшаго Духа Своего Святаго в нас. В нас** — нам. Кому же? — Или Апостолам, которые не от себя говорили, но от Духа Святого научаемы. //Не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас//,— сказал Господь Апостолам [[new:mf:10:20|(Мф. 10, 20)]]. Почему, кто им противится, тот не человекам согрешает, но Богу, как Анания и Сапфира ([[new:act:05:04|Деян. 5, 4]]). В этом смысле в приведенных словах будет содержаться объяснение, почему отметающий заповедь о целомудрии не человека отметает, но Бога; или нам — всем христианам, кои, получив благодать Святого Духа и имея Его живущим в себе, должны покоить Его и не оскорблять ([[new:ef:04:30|Еф. 4, 30]]). Оскорбляется же Он больше всего нечистотою. Почему в другой раз Апостол в побуждение к чистоте выставляет особенно то, что христиане суть храм живущего в них Святого Духа ([[new:1kor:06:19|1 Кор. 6, 19]]). Кто вдается в блуд, тот презирает, оскорбляет и изгоняет сего небесного гостя своего. Экумений пишет: «Бог Дал нам Духа Святого, а мы изгоняем Его нечистотою. Как же после этого не оскорбляем мы и давшего, и дарованного?» — В этом смысле в приведенных словах дается христианам сильнейшее побуждение к хранению себя в чистоте. //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго** Тот, кто отвергает это, не человека отвергает, а Бога, поскольку только Он как истинный Бог мог даровать это людям, – только Он как Богочеловек, и никакой человек, кем бы он ни был. Вы являетесь свидетелями этого, поскольку он вам, христианам Фессалоник, дал Святаго Духа через Святое Крещение и через другие Святые Таинства и добродетели. С Ним и вы спаслись от греха и тирании всякого зла и узнали силу Божественного добра, и сладость Святого Евангелия, и власть Всесвятаго Духа – да, власть Святаго Духа, противную власти духов злобы. Дух Святый наполняет вас святостью, благими помыслами, чувствами и расположениями, посредством которых Он спасает от всякой духовной смерти, от порабощения грехам и сквернам. Ведь грехи сковывают человека в мрачных темницах душевной смерти, так что человек становится бессильным сделать что–либо святое и богоугодное. Только когда человек пробуждается от душевной смерти через покаяние, он начинает жить новой жизнью по Богочеловеку благодатью Духа Святаго и уже не живет своими любогреховными желаниями и наклонностями. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго** См. Толкование на [[new:1sol:04:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Сол. 4:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго** См. Толкование на [[new:1sol:04:03#lopuxin_ap|1 Сол. 4:3]] [<10>]