[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 4:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог усопшия во Иисусе приведет с Ним** **«Аще бо веруем, яко Иисус умре»**. Не сказал: «успе», но: **«умре»**. Почему же смерть Христову апостол назвал смертию, а нашу успением? Не просто и не без цели он употребляет эти различныя выражения, но имея в виду нечто мудрое и великое. Говоря о Христе, он употребил слово: «смерть», чтобы показать действительность Его страданий, а о нас — «успение», чтобы умерить нашу скорбь. Там, где уже совершилось воскресение, он смело употребляет слово: «смерть», а там, где воскресение есть предмет надежды, употребляет слово: «успение», самым названием и утешая нас и укрепляя благия надежды. Спящий конечно, встанет; а смерть есть не что иное, как продолжительный сон. Не говори мне, что умерший не слышит, ни говорит, ни видит, ни чувствует; ибо таково же состояние и спящаго. Если можно сказать нечто странное, то и душа спящаго как бы спит; а у умершаго, напротив, бодрствует. **//О Лазаре. Слово V.//** ----- Но как могу я не плакать, скажешь ты, когда я человек?.. Итак, не говори, что он погиб и что не будет его более, - это слова неверующих; но говори: он спит и восстанет, он отправился в путь и возвратится с Царем. Кто так говорит? Тот, кто имеет в себе говорящим Христа. **Ибо, если мы веруем**, говорит апостол, **что Иисус умер и воскрес и живет, то и умерших в Иисусе Христе Бог приведет с Ним**. Итак, если ты ищешь сына, ищи его там, где находится Царь, где воинство ангелов, - не в гробе, не в земле, чтобы, тогда как Он вознесен на такую высоту, тебе самому не остаться поверженным на земле. **//Беседы на 2-е послание к Коринфянам.//** См. также Толкование на [[new:1sol:04:13#svt_ioann_zlatoust|1 Сол. 4:13]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним** См. Толкование на [[new:1sol:04:13#svt_amvrosij_mediolanskij|1 Сол. 4:13]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним** Скорбь об умерших производит, во-первых, разлука с ними, во-вторых, неизвестность, что с ними будет. Первую причину скорби обессиливает Апостол в настоящем стихе, говоря, что, когда явится Господь, Бог приведет умерших опять к нам во взаимообщение; вторую — в последующих стихах, говоря, что они, воскресши, вместе с живыми восхищены будут на облаках в сретение Господу и там всегда с Ним пребудут. Цель у Апостола в этом стихе — не доказать воскресение умерших, а только привесть на память всю истину и яснее ее представить, чтоб само собою вышло: так чего же вам скорбеть-то? — Уяснение и оживление в сознании сей истины производит он поставлением ее в связи с воскресением Господа и кратким изречением, как молниею освещает всю область жизни и смерти. Воскресение мертвых не здесь только, но и везде поставляет святой Павел в зависимости от воскресения Иисуса Христа ([[new:rim:08:11|Рим. 8, 11]]; [[new:1kor:15:12|1 Кор. 15, 12 — 23]]; [[new:1kor:06:14|6, 14]]; [[new:2kor:04:14|2 Кор. 4, 14]]). Христос воскресший есть Начаток ([[new:1kor:15:20|1 Кор. 15, 20]]). Его воскресение есть задаток воскресения всех. Страхом смерти содержимые чрез веру в Господа воскресшего возникают к надежде воскресения и жизни вечной. «Если Христово воскресение кажется нам достойным веры, то нельзя не веровать, что и мы улучим воскресение, потому что для нас домостроительствуется тайна вочеловечения» (Феодорит). Но воскресение Христово есть не основание только веры в воскресение всех, а и причина самого воскресения. Ибо Христос Господь и все верующие в Него составляют единое тело, живо сочетанное. Где глава, там и члены; Глава воскрес, Он привлечет к Себе и члены. //Только всякий в своем чине: начаток Христос, потом же Христу веровавший в пришествие Его// [[new:1kor:15:23|(1 Кор. 15, 23)]]. «Он всех людей воскресил Своею плотию (положил основание сему воскресению), почему и называется //перворожденным из мертвых// [[new:kol:01:18|(Кол. 1, 18)]]» (Дамаскин). Не напрасно помянул святой Павел и о смерти Господа. Смерть Его входит в состав надежды. Он умер за грехи наши, кои очищаются верою в крестную смерть Его. Это и красит благими надеждами веру в будущую жизнь. Жизнь эту мрачит страх наказания за грехи; смерть же Господа отревает сей страх. Смерть Господа не случайна, а необходима, как и воскресение. Тою и другим дух настраивается к надежде и стоит в ней. После слов: **аще веруем** следовало бы ожидать: //должны веровать//, что и Бог и прочее. Но святой Павел говорит прямо: так **и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним**. По несомненной уверенности в этом он не говорит, что должны веровать или надеяться, а выставляет самое дело, надеемое и веруемое. Ему нужно было вывесть не веру из веры, а дело из дела. Умер Господь Иисус и воскрес; умерли уверовавшие в Него — и воскреснут. Но о Господе говорит, что Он //умер и воскресе// — Сам: умер Своею волею и воскрес Своею силою; верующие же будут воскрешены силою Божиею. Почему и говорит: **тако и Бог приведет** их. **Приведет** — или в круг живых: нет их теперь, отошли от нас, а тогда Бог опять приведет их к нам и увидимся. «Слова: **приведет с Ним**, дают разуметь, что они будут собраны из многих мест» (Златоуст). Или — приведет в царствие Господа Иисуса, да будут с Ним там, где и Он, как причастники благ, стяжанных Им для верующих в Него Своею смертию и воскресением. Сопоставляя же сие слово с предыдущим, нельзя не видеть, что оно стоит вместо — //воскресит//; приведет чрез воскресение, или воскресивши прежде. «Приведет или пред Свое лице, или к воскресению» (Экумений). Слова нашего перевода: **умершия в Иисусе**, по-гречески стоят δια `Ιησου — чрез Иисуса. Объясняя это выражение, древние наши толковники, вслед за святым Златоустом, слова δια `Ιησου — соединяют или с **умершия**, в смысле: умершие в Иисусе, то есть в вере в Иисуса Христа,— или с **приведет**, в той мысли, что Бог умерших приведет к жизни с телом чрез Иисуса Христа, ибо «Сын есть виновник воскресения и того, что мы узрим Отца» (Экумений); «Он будет посредником воскресения умерших и представит их пред лице Отца» (Феофилакт). Святой Златоуст, приведши это двоякое объяснение дает, кажется, преимущество первому, ибо, минуя последнее, останавливается вниманием только на первом, говоря: «Как же верные умирают во Иисусе? — Очевидно, имея Христа в себе».— Оно согласнее с строем речи в этом тексте, а подобозначащее себе выражение имеет ниже, в 16 стихе: //мертвые о Христе//. Слова Апостола, что Бог приведет умерших во Христе, подают повод вопросу: что же будет с умершими не в Иисусе, или с неверующими? — Экумений решает его так: «Что же, скажет кто, разве не всеобщее будет воскресение, как будто неверующие не воскреснут? — Нет, не то, — а что не все приведутся. Ибо приведену быть означает восхищение на облаках и приведение пред лице Судии. Верные, не ложно носящие сие имя, восхищены будут на облацех в сретение Христа, а неверные долу будут ожидать прибытия Его, не будучи достойны сретить Его». Мысль эту заимствовал он у святого Златоуста, который пишет: «Апостол говорит здесь не о воскресении только, но о воскресении и чести, какою будут окружены верующие в состоянии прославления. В воскресении, говорит, будут участвовать все, но в славе — не все, а только усопшие во Христе. И так как он хочет утешить их, то утешает не только говоря о воскресении, ибо они уже знали о нем, но и о великой чести и скорости, с какою последует воскресение». //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним** **Ибо если веруем** мы в воскресение Христа, то должны веровать также и тому, что **приведет Бог с Ним**, в пришествии Его, **тех, кои умерли (почили) во Иисусе**, то есть в вере Иисуса. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним** Верой в Воскресшего Господа, Победителя смерти, мы, христиане, становимся сильнее смерти, поскольку наша надежда на Воскресение более сильна, чем смерть. И смерть, и Воскресение Христово были не ради Него, а ради нас, людей, для нашего спасения. Господь Иисус Христос умер за нас Своей человеческой природой и уничтожил Своей смертью человеческую природу смерти. Ведь Его тело, которое всегда находилось в ипостасном союзе с Божеством, уничтожило смерть посредством Божества, находящегося в нем. Так и Его душа, которая всегда была в ипостасном союзе с Его Божеством, сошедши во ад, уничтожила его посредством Божества, находящегося в ней. Таким образом, и ад, и смерть были уничтожены Богочеловеком Христом ради нас, людей, и с Него, нового Адама, начался новый человеческий род. Но эту победу над смертью и адом Человеколюбец Спаситель соделал нашей собственностью, основав Церковь Свою, в которой Сам Он пребывает, так, чтобы любой верующий в Распятого и Воскресшего Господа стал сочлененным Его богочеловеческому Телу и причастным всем божественным благам и силам. Своею смертью Господь соделался Владыкой душ умерших, Властелином душ в вечной жизни. И мы, христиане, если и живем, то для Воскресшего Господа, если умираем, то для Воскресшего Господа (когда Он этого хочет). Так что живем ли мы или умираем, Господни есмы. Поскольку все должно совершаться для Христа: живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. //Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми// [[new:rim:14:08|(Рим. 14:8–9)]]. //После смерти и Воскресения Богочеловека Христа мы уже не свои, а Божии, поскольку никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя// [[new:rim:14:07|(Рим. 14:7)]]. Когда мы умираем, то знаем, что предаем тело во временный сон до Всеобщего Воскресения мертвых. Умирая на земле, мы умираем с верой в Воскресшего Иисуса, умираем в Иисусе, Который, являясь Воскресением и Жизнью, и наше тело, уснувшее сном смерти, возбудит, воскресит во Всеобщее Воскресение, и дарует нам жизнь вечную в воскрешенном теле и вечной душе, которые соединятся навсегда. Ведь что есть смерть для тех, кто умирает с твердой верой в Воскресшего Господа Иисуса Христа? Ничто другое, как сон. Действительно, те, кто умирает с этой верой, находятся во временном сне, преставляются верой; находясь во временном сне, они преставляются к Воскресшему Господу, Который есть Глава Церкви, единственной подательницы Воскресения в человеческом роде. Да, Церковь Христова предуготовляет тела христиан к радостному светлому Воскресению во Второе пришествие Христа! //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 14,17 **ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним... потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем** Эти апостольские слова яснейшим образом указывают на воскресение мертвых, имеющее совершиться тогда, когда придет для суда, конечно же, над живыми и мертвыми Господь Христос. Но обыкновенно спрашивают: те, которых Христос застанет здесь живыми, лицо которых представляет апостол сам и заставляет представлять своих современников, вовсе ли не умрут никогда или в тот самый момент времени, когда вместе с воскресшими будут **восхищены на облаках** в воздухе навстречу Христу, с неуловимою быстротою перейдут к бессмертию через смерть? Нельзя в самом деле сказать, чтобы не было возможно, что они умрут и оживут снова в тот промежуток времени, пока будут подниматься в высоту по воздуху... Остановиться на мысли, что и те, которых застанет Христос здесь живыми, в тот краткий промежуток времени и потерпят смерть, и получат бессмертие, видимо побуждает нас сам апостол. Сказав в одном месте: //во Христе все оживут// [[new:1kor:15:22|(1 Кор 15:22)]], - он в другом месте, ведя речь о самом воскресении тел, говорит: //то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет// [[new:1kor:15:36|(1 Кор 15:36)]]. //**О граде Божием.**// См. также Толкование на [[new:1sol:04:13#blzh_avgustin|1 Сол. 4:13]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним** Таким образом, против жестокости смерти и самой неумолимой необходимости мы укрепляемся тем утешением, что скоро увидим тех, об отсутствии которых скорбим. Ибо смерть не называется смертью, а успением, сном. Поэтому и святой апостол запрещает скорбеть об усопших, чтобы мы веровали, что усопшие могут быть воскрешены, и после предопределенного успения бодрствуют со святыми и с ангелами и возглашают: //Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!// [[new:lk:02:14|(Лк 2:14)]]. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним** Как, говорит, Он воскресил Господа, пострадавшего телесно и умершего, так воскресит и нас. Посмотри, так как воскресение Господа уже совершилось, то как он смело говорит о Нем: **умер** - απέθανε; между тем о нас, так как наше воскресение еще имеет быть, говорит //усопшие// - τους κοιμηθέντας, указывая этим на возможность пробуждения. Ибо, говорит, неужели отходящий ко сну не надеется, что встанет? Слова **умершие** (κοιμηθέντας - усопшие) **в** (δια) **Иисусе приведет** можно понимать двояко: или приведет чрез Иисуса, то есть Сын будет для них посредником воскресения и представит их пред лице Отца; или: **умерших в Иисусе**, то есть верных. Ибо имеющие в себе Христа и умирают (κοιμώνται) в Иисусе. Итак, апостол говорит здесь о частном воскресении, то есть славном, которое принадлежит верным и которое будет с Господом. **Приведет с Ним**, то есть с Господом восхитит их отовсюду на облаках. Хотя фессалоникийцы и знали о всеобщем воскресении, но апостол желает теперь утешить их указанием на то, что воскресение верных будет в славе и чести, чтобы они не скорбели. Все воскреснут, но не все в славе, а только верные, то есть те, которые соединяют дела с учением. Обрати внимание на все следующее. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним** Для этого опасения нет никаких оснований. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то судьба умерших находится в верных руках. Смерть и воскресение Христа - основа христианской надежды. Но как понимать выражение //"в Иисусе"// - δια­̀ τοῦ Ἰησοῦ? Оно, конечно, яснее определяет τῶν κεκοιμωμένων, но все же выражение это довольно неожиданно. Еп. Ляйтфут прекрасно замечает здесь: "оправдание δια, вероятно, нужно искать в том, что κοιμηθήναι не равнозначаще с θανεῖν, но содержит в себе еще идею, во первых, мирной, тихой кончины, и, во вторых, пробуждения. Христос сделал смерть христианина мирным успением" (стр. 65, ор. cit.), отсюда и инструментальный характер предлога δια­̀. Поэтому, нет нужды понимать этот стих, как указание на почивших во Иисусе "мученически", путем страданий за Него. //**Толковая Библия.**// [<10>]