[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 5:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность ", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут** Не полагайся на юность, и не думай, что у тебя впереди довольно времени для жизни: **день Господень так придет, как тать ночью**. Для того Бог и сделал неизвестной нашу кончину, чтобы мы сделали известной свою заботливость и осмотрительность. Не видишь ли, сколько людей каждый день похищается преждевременно смертью? Поэтому и увещевает некто: //Не медли обратиться к Господу и не откладывай дня на день// [[old:prsir:05:08|(Сир 5:8)]], - чтобы, когда будешь медлить, не погибнуть тебе. Старец да последует тому увещеванию, а юноша этому внушению. Но ты в безопасности, ты богат и изобилуешь деньгами, с тобою не бывает никакой неприятности? Но послушай, что говорит Павел: **ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба**. Дела наши весьма переменчивы, мы не властны в смерти - будем же властны в добродетели; человеколюбив Господь наш Христос! //**О бессилии дьявола.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **сами бо вы известно весте, яко день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет** см. Толкование на [[new:lk:17:34#svt_ignatij_brjanchaninov|Лк. 17:34]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **сами бо вы известно весте, яко день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет** **Сами** — не по своему собственному постижению сей истины, а из прежних наставлений святого Апостола (Феодорит). **Известно весте**, знаете точно, с такою определенностию, которая не допускает никаких сомнений и колебаний, - знаете не время, а безвременность пришествия Господня: //внезапу// явится. **День Господень** — у святых пророков есть день, в который Бог обещал явить особенным образом Свою благость, всемогущество и правду ([[old:iol:02:31|Иоил. 2, 31]]; [[old:mih:04:06|Мих. 4, 6]]; [[old:iez:13:05|Иез. 13, 5]]; [[old:is:02:12|Ис. 2, 12]]). В Новом Завете день Господень исключительно день второго пришествия Христова, когда Христос Господь явится снова на земле во славе Своей, чтобы по воскресении мертвых сотворить суд над всеми людьми и завершить окончательно устроение царства Своего вечного,— со включением сюда и страшных знамений на небе и земле, какие, по слову Самого Господа, имеют сопровождать сие явление. Именуется он кроме: //день Господень// [[new:1pet:03:10|(2 Пет. 3, 10)]] еще: //днем Господа нашего Иисуса Христа// ([[new:1kor:01:08|1 Кор. 1, 8]]; [[new:1kor:05:05|5, 5]]; [[new:2kor:01:14|2 Кор. 1, 14]]); //днем Иисус Христовым// ([[new:fil:01:06|Флп. 1, 6]]); и просто //Христовым// ([[new:fil:01:10|Флп. 1, 10]]; 2, 16; [[new:2sol:02:02|2 Сол. 2, 2]]). **Якоже тать**. Сравнение взято со слов Самого Господа и обычно не одному Апостолу Павлу ([[new:2pet:03:10|2 Пет. 3, 10]]). «Уподобляется же татю только внезапность Владычного пришествия» (Феодорит). Когда все спят в уверенности, что нет никакой опасности, подкрадывается тать. Так подкрадется день Господень. Не сокрыто же это от нас и часто внушается для того, чтобы час тот не застал нас внезапно, как тать беспечного хозяина. Удобное для татя время — глубокая ночь. Может быть, и Господь явится в полночь, как жених в притче о десяти девах. Некоторые из учителей Церкви думали, что это, может быть, совершится в полночь Светлого Христова Воскресения, как было явление ангела в первую пасху Иудейскую в Египте. Не отсюда ли всеношное бдение в праздник Светлого Христова Воскресения и в прочие воскресные дни (как на Афоне). **Тако приидет**, — греческое "идет", соответственно ожиданию внезапного явления Его, по которому в каждое мгновение можно говорить: вот идет, — или для выражения несомненности пришествия Его, дело конченное — идет, как в послании к Римлянам: //открывается гнев Божий с небесе// [[new:rim:01:18|(Рим. 1, 18)]]. Под днем Господним не собственно можно разуметь и час смерти каждого человека. Ибо и он внезапно постигает, и после него тотчас последует предварительное решение участи каждого, как тогда — окончательное. Нравственно всякий пусть к себе прилагает внезапное наступление дня Господня, как внезапное наступление часа смертного, опыты которого повсюду и не в малом числе. Жди Господа, придет ли Он в продолжение жизни твоей, или не придет. Пусть не придет; но все же придет смерть, которая есть Для тебя решительный момент. Если долгое непришествие Господа может ослаблять убеждение, вот-вот идет, то ничто другое не сильно так обновить его, как убеждение, что вот-вот идет смерть. Очень часты напоминания о сем. Ее и жди. А под нею и день для тебя Господень, страшное о тебе определение Господа. Святой Златоуст пишет: «Послушай, что говорит Павел: **сами бо известно весте, яко день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет**, — не только день всеобщий, но и каждого собственный. Ибо сей последний уподобляется первому, потому что имеет сходство и сродство с ним. Какое значение имеет первый для всех в совокупности, такое же последний для каждого в частности. (Несколько выше.) Не составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Зачем много любопытствуешь о всеобщей кончине, и для чего причиняешь себе этим печаль? — Но что бывает с нами в других случаях, то же замечаем и в настоящем. Как в других случаях мы, не обращая внимания на собственные дела, разбираем чужие, говоря: такой-то блудник, такой-то прелюбодей, тот украл, этот обидел, а о своих не говорим ни слова,— напротив, больше печемся о поступках всех других людей, нежели о своих собственных, так и здесь каждый из нас, не заботясь о своей кончине, желает узнать об общем конце. Если ты хорошо приготовишься к своей кончине, то от всеобщей не потерпишь никакого зла. Будет ли она далеко, будет ли близко, это нисколько не повлияет на решение нашей участи. Потому-то и не сказал о ней Христос. Послушай, что говорит Он Апостолам: //несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи в Своей власти// [[new:act:01:07|(Деян. 1,7)]]. После сего, для чего любопытствовать вам? Вот что услыхали находившиеся с Петром, пожелав узнать более, нежели сколько нужно было им знать». **//Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью** **Ибо сами** по себе **знаете** и как научены этому от нас, что и сами мы узнали из Евангелия Господа нашего, **что день Господень, как тать ночью**, когда никто не ожидает этого, //так приидет// [[new:mf:24:43|(Мф. 24:43)]]. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью** См. Толкование на [[new:1sol:05:01#prp_iustin_popovich|1 Сол. 5:1]] ===== Блж. Августин ===== Ст. 2,7 **ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью... Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью** Итак, что это за //день, который сотворил Господь// [[old:ps:117:24|(Пс 117:24)]]? Живите праведно и пребудете в этот день. Не тот ведь день, который начинается с восходом солнца и кончается с закатом, подразумевал апостол, говоря: //Как днем будем вести себя благочинно// [[new:rim:13:13|(Рим 13:13)]], а также когда он пишет: **ибо упивающиеся упиваются ночью**. Не видно людей, напивающихся за дневной трапезой, но когда такое происходит, это связано с ночью, а не с //днем, который сотворил Господь//. В самом деле, как среди тех, кто живет благочестиво, непорочно, набожно, скромно, праведно и трезво, - день, так и, напротив, среди тех, кто живет безбожно, бессовестно, распутно, лелея гордыню, несомненно, - ночь. Для такой ночи будет тать: **день Господень так придет, как тать ночью**. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью** Под днем Господним нужно разуметь как общую кончину, так и частную кончину каждого, ибо и эта последняя неизвестно когда наступит для каждого. И это полезно для нас по многим причинам. Во-первых, потому, что если бы человек знал свой последний час, то Он стал бы беспрерывно совершать всякий грех, а потом, к концу жизни, приступил бы к купели. Во-вторых, потому, что многие, если бы узнали, что завтра умрут, причинили бы своим врагам бесчисленные бедствия, или просто с отчаяния, или из желания насытиться кровью врагов своих, - чего теперь не бывает, благодаря тому, что их удерживает страх смерти и любовь к жизни. Кроме того, люди, привязанные к жизни, могли бы умереть от печали, если бы узнали роковой час своей смерти. Наконец, и праведники, подвергаясь опасностям, не заслуживали бы такой награды; потому что казалось бы, что так как они знают, что умрут не теперь, а после стольких-то лет, то поэтому и не щадят себя. Ныне же, когда неизвестно, перенесут ли они опасности, а тем не менее они не щадят себя, - добродетель их несомненна. Подобно как и три отрока еврейских потому больше заслуживают удивления, что они, не зная точно, спасутся ли от огня, все-таки не поклонились идолу [[old:dan:03:24|(Дан. 3:24)]]. Итак, кончина наша, как тать ночью. Вы знаете об этом, фессалоникийцы, из того, что сказал Господь; //не знаете, в который час Господь ваш приидет// [[new:mf:24:42|(Мф. 24:42)]]. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью** См. Толкование на [[new:1sol:05:01#lopuxin_ap|1 Сол. 5:1]] [<10>]