[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 5:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность ", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут** См. Толкования на [[new:1sol:05:02#svt_ioann_zlatous|1 Сол. 5:2]] и [[new:mf:24:32#svt_ioann_zlatoust:|Мф. 24:32]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **егда бо рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубителъство, якоже болезнь во чреве имущей, и не имут избежати** Господь идет так неожиданно не потому, чтоб намеренно хотел застичь всех врасплох неготовыми, но так будет по причине беспечности людей. В пророческом духе святой Павел переносится к последнему времени и видит, что люди тогда будут держать себя так же, как во дни Ноя, совсем не думая, что страшная гроза готова разразиться над главою их. Господь говорит: //якоже бысть во дни Ноевы, тако будет и в пришествие Сына Человеческого. Якоже беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческого// [[new:mf:24:37|(Мф. 24, 37-39)]]. Можно предполагать здесь у Апостола скрытое сравнение внезапного явления Господня с внезапным набегом врагов и со всеми случаями внезапных бедствий — землетрясений, бурь и подобного. **Егда рекут**; кто речет? – Имеющие жить пред пришествием Господа, но, очевидно, забывшие о сем пришествии, презирающие истину, нерадящие о спасении, страстям своим поблажающе, не думая о скором суде и решении последней участи своей. **Рекут** – то есть сложатся в уме своем и сердце, упокоятся в том убеждении, что прочны **мир и утверждение**; все спокойно внутри и ограждение совне твердо, тверды основы благоденствия и безопасности; подобно людям, мирно в имениях своих живущим и ни о чем другом не думающим, как: ешь, пей и веселись. Подобную похвальбу со стороны лживых пророков выставляет пророк Иезекииль, с судом Божиим за это ([[old:iez:13:10|13, 10]] и далее). **Внезапу нападет всегубителъство** – беда, все подавляющая, все разрушающая и к тому же безысходная, от которой деваться некуда: **и не могут избежати**. Одно бы средство – совершенное уничтожение: //горы падите//; но оно неподручно, останется только ужас и отчаяние. Во втором послании изображает Апостол, что //откровение Господа Иисуса с небесе// будет с //ангелами силы Его, во огни пламенне//, чтоб дать //отмщение не ведущим Бога и не послушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа, иже муку приимут, погибель вечную, от лица Господня и от славы крепости Его// ([[new:2sol:01:07|2 Сол. 1, 7-9]]). Апостол представляет второе пришествие Христово с ужасающей стороны, давая солунянам побуждение к бодренной жизни, чтоб не впасть и им в беспечность людей мира сего, выраженную здесь словами: **мир и утверждение**, где царствует грех, привлекающий гнев Божий, чего, однако ж, не сознают беспечные по самопрельщению. Все будут питать другие надежды и желания, а встретят – вот что! **Якоже болезнь рождающая**. Этим выражаются и внезапность, и неизбежная крайность, и крайняя болезненность беды. Рождающая знает, что скоро роды, но минута рождения схватывает ее вдруг – непредвиденно, таково будет и пришествие Христово (Феодорит и Экумений). Все признаки уже ясны будут, но момент явления не будет ведом и снидет внезапно. //В оньже час не мните, Сын Человеческий приидет// [[new:mf:24:44|(Мф. 24, 44)]]. //Якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческаго// [[new:mf:24:27|(Мф. 24, 27)]]. Святой Златоуст выставляет при сем на вид одно недоумение, которое и решает: «Стоит обратить внимание на следующее обстоятельство: если придет антихрист, если придет Илия, то каким же образом, **егда рекут: мир и утверждение, внезапно нападет на них всегубителъство**? Эти события, как признаки пришествия (Христова) дадут знать об оном дне. Но Христос не будет давать предзнаменования о Себе, а придет внезапно и неожиданно. Так и беременной не нечаянно приходит время родить, говорит Апостол, ибо она знает, что чрез девять месяцев будут роды. Между тем время сие ей очень неизвестно, потому что иная рождает чрез семь месяцев, иные же чрез девять, а день и час родов во всяком случае неизвестны. Итак, вот к чему Павел говорит об этом. Действительно, он употребляет верное сравнение! Не много бывает признаков рождения; от этого многие, не предвидя его, рождали на дорогах и вне дома. Но Апостол хотел указать в этом сравнении не на одну только неизвестность времени, а вместе и на жестокость страдания. Ибо как рождающая, играя, смеясь, ничего совершенно не предвидя, внезапно бывает объята невыразимыми страданиями и терзается муками рождения, так точно будут поражены души тех людей по наступлении оного дня. **И не имут избежати**». Отвлекшись несколько от связи и речи, можно по поводу слов о болезнях рождающей войти к мысли о значении нынешнего состояния человечества. Оно похоже на образование дитяти во чреве матери. Когда придет момент полного его образования, тогда конец и настоящему образу бытия всего: народится новое. – В отношении к каждому христианину, крещение есть начало новой жизни; труды доброделания, подвиги самоисправления, скорби терпения противностей представляют период ношения во чреве и образования нового человека – смерть будет рождением. Весь период нынешний до конца мира для всех и каждого есть период чревоношения. //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Сщмч. Петр Дамаскин ===== **ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут** Многие (из нас), по великой бесчувственности, думаем, что значим нечто, тогда как мы ничто. Но **егда**, — говорит апостол, — **рекут: мир… тогда внезапу нападет на них всегубительство**, ибо не имели мира, говорит Златоуст, но только говорили и думали, что имеют его, по великой бесчувственности, и как пишет святой Иаков, брат Божий, о таковых, что они //забытливы бывают// (Ср.: [[new:iak:01:25|Иак. 1, 25]]) о своих согрешениях. //**Творения. Книга первая.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут** **Ибо когда будут говорить**: вот – **мир и безопасность, тогда их внезапно настигнет погибель, как мука родами** неожиданно настигает **беременную, – и не избегнут ее**. Это – то же, что сказал Господь наш: как было во дни Ноя и Лота, когда ели и пили, женились и выходили замуж, доколе не нашел на них и их всех не истребил потоп и огонь [[new:mf:24:38|(Мф. 24:38-39)]]. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут** Что знает человек о мире без Богочеловека? Только внешнее, поверхностное; но оно составляет малую часть мира. А все остальное суть сокровенные таинства, недоступные человеческому постижению. Каковы силы, видимые и невидимые, действующие в этом мире? Кто из людей может это постичь? Наше человеческое знание о мире подобно маленькой свечке, окруженной бесконечной тьмой неведения. Эта свечка только поверхностно освещает наше существование, так что мы, люди, слишком плохо видим себя и окружающий нас мир, в котором движутся, живут и умирают миллионы живых существ, из которых и малой части мы не можем постичь. С тех пор как грех вошел в мир через человека, разрушился весь порядок. Ничто больше не стоит на своем месте, ничто не находится на своем пути. Потеряны начала и концы всего. Путаница и сумасшествие – такова в действительности жизнь человека в мире, который весь лежит во зле и грехе. По этой причине что только не провозглашают люди целью мира и человека, их задачей и божеством! Все это суть их ложные истины, цели и божества, в которых погряз человек без Бога. Совершенно безумные из–за греха, поскольку грех разлучает душу с Богом Словом, люди часто и упорно не хотят Христа, поскольку Христос есть Уничтожитель греха. Люди творят зло, любят больше тьму, чем свет, сознательно ненавидят свет и бегут от него. //Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы// [[new:in:03:19|(Ин. 3:19-20)]]. Отлученные от Бога и Творца истинных мыслей вследствие греха, люди омрачились в мыслях своих (см.: [[new:rim:01:21|Рим. 1:21]]) и неустанно создают теории о мире без Бога и о ненужности Бога. И так, без Бога, проходят весь путь своей жизни до Страшного Суда – и не только без Бога, но и против Бога. Все эти теории порождает древняя извечная ложь о Боге, выдуманная отцом лжи – диаволом, и в действительности эта ложь – корень всех безбожных и богоборческих учений, посредством которых она дойдет до Страшного Суда, до Дня Господня, великого и явленного. В последние дни эти учения станут поносить Христа Бога и отвергать Его божественную истину о мире и о конце мира. Таким образом они создадут мир без Христа и противный Христу и провозгласят во всеуслышание, что хотят утвердить в мире мир, прочность и безопасность. И когда они воскликнут: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут** Зачавшая во чреве знает, что носит в себе зародившийся плод, но не знает времени родов. Так и мы знаем, что придет Господь всяческих, но вовсе не дано нам ясного познания о самом времени пришествия. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут** Так как оскорбляющие фессалоникийцев проводили жизнь в удовольствиях, то апостол утешает теперь верующих, говоря: не думайте, что они избегнут наказания. Придет и им погибель, неожиданная погибель тяжелая и заключающая в себе много горестей, подобно мукам рождающей женщины. Но если придет Илия и антихрист, почему же Павел говорит теперь, что погибель застанет их внезапно? Потому, что антихрист и Илия – знамение общей кончины; пришествие же Христова еще нет; оно будет внезапно и неизвестно когда. Обрати внимание на сравнение с муками рождения. Ибо и там женщина знает, что она родит; но когда именно,- этого еще не знает. Оттого многие женщины, ничего не предвидя, рождали и чрез семь месяцев, и в дорогах. И как они, играя и смеясь, внезапно подвергаются невыразимым мукам, так и души тех, которые ныне проводят жизнь в забавах, с наступлением того дня, никак не избегнут мучения. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут** См. Толкование на [[new:1sol:05:01#lopuxin_ap|1 Сол. 5:1]] [<10>]