[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 5:8 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **мы же сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся в броню веры и любве, и шлем упования спасения** Напоминание о бдении и внимании привело на мысль стражу военную, бодренную, стража – вооружение. Апостол и переходит теперь к сему новому сравнению, которое особенно любит и употребляет часто ([[new:2kor:10:04|2 Кор. 10, 4]]; [[new:rim:06:13|Рим. 6, 13]]; [[new:rim:13:12|13, 12]]; [[new:ef:06:11|Еф. 6, 11]]). Как воин на страже внимательно смотрит, не подкрадывается ли враг, а на случай нападения вооружен для отражения врага, так и нам следует – не только смотреть за ухищрениями нравственных врагов, но и быть готовыми отразить их во всякое время, вооружившись, как следует христианину. «Не довольно бодрствовать и трезвиться, надобно и вооруженным быть. Ибо если кто не имеет оружия, то хотя бы он был бодр и трезв, его могут тотчас умертвить разбойники. Итак, если необходимо и бодрствовать, и трезвиться, и быть вооружену, а мы будем оставаться без оружия, будем наги и еще – спать, то кто помешает врагу вонзить в нас меч? Поэтому-то и вооружает нас Апостол» (Златоуст). «Сие сказал он в другом месте: //нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная и облечемся во оружие света// [[new:rim:13:12|(Рим. 13, 12)]]. Да ограждают нас, говорит он здесь, вместо брони вера в Бога и любовь к ближнему, а несокрушимым для нас шлемом да будет упование обетованного спасения» (Феодорит). Вера с любовию весь состав души ограждают, не допуская неправых мыслей и движений сердца, а упование бережет главу жизни – энергию, которая тотчас падает как скоро в душу закрадывается нечаяние. Вера, любовь, упование, – главные отправления христианской жизни, – суть вместе и сильные оружия к отражению вражеских нападений: вера отражает стрелы лжи, неверия, заблуждения; любовь – приманки и увлечения греха и страстей; упование – все колебания верности наличными бедами и скорбями и сокрытием будущего, уверяя, что Господь никогда не оставит нас, если мы не отступим от Него, будет хранить нас и защищать и несомненно введет в царство Свое вечное. Исполненный веры, любви и упования есть сын дня. Светло у него воззрение на все сущее и бывающее от веры; светла совесть от неопускаемых никогда дел любви; светло все вокруг и впереди от упования и преданности в волю Божию: //аще Бог по нас, кто на ны// [[new:rim:08:31|(Рим. 8, 31)]]? – Вот настоящий бодренник и трезвенник! Святой Златоуст пишет: «**Облекшеся**, говорит, **в броню веры и любве**, заповедуя таким образом и вести жизнь праведную и исповедовать правые догматы. Смотри, как он объяснил, что значит бодрствовать и трезвиться, – именно — иметь броню веры и любви. Не какую-нибудь веру, но пламенную, искреннюю, соделывающую непобедимыми тех, которые ограждены ею. Подобно тому, как никто не может скоро рассечь броню и она составляет оплот для груди; так и ты огради душу верою и любовию и ни одна из разжженных стрел диавола не в состоянии будет вонзиться в нее. Где сила души будет ограждена оружием любви, там напрасны и суетны все покушения злоумышляющих, потому что ни злость, ни зависть, ни лесть, ни лицемерие и ничто другое не в состоянии будет коснуться такой души. Не сказал просто: в любовь, но сказал, что надобно облечься в нее, как в броню крепкую. Сказавши это, далее прибавляет: **и шлем упования спасения**. Как шлем охраняет самое важное в нас, то есть голову, окружая и покрывая ее со всех сторон, так и упование не даст упасть нашему уму, но держит его прямо, как голову, не попуская ничему стороннему упасть на него. А до тех пор, пока на нее ничто не падает, мы не наклоняемся вниз. В самом деле, тому, кто огражден этим оружием, невозможно никогда упасть. Ибо //пребывают//, сказано, //вера, надежда и любы, три сия//» [[new:1kor:13:13|(1 Кор. 13, 13)]]. //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения** **Мы же, будучи сынами дня**, то есть сынами Евангелия, **трезвимся** в добрых делах, **и да облекаемся** совершенством **веры и любовью** совершенною, – возложим на себя** шлем надежды спасения** жизни. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения** Но мы, христиане, – сыны дня, дня Христова, который забрезжил с пришествием Христа на землю и никогда не кончится: вечный, бесконечный день света Солнца Правды, Богочеловека Христа. Этот чудесный свет изгонит далеко, до самого ада, всякий мрак греха, смерти и зла. Рожденные от света христиане – сыны света, и поэтому они всегда бдят о всяком божественном добре, об истине, правде, любви и молитве. Облеченные в броню веры и любви, христиане отражают все разжженные стрелы искушений лукавого. Когда вера и любовь оберегают душу и совесть, то ни один грех не может возобладать ими, поскольку божественный свет, находящийся внутри, уничтожает грехи. Посредством грехов все видимые и невидимые христоборцы обрушивают на нас свой мрак, который мы, христиане, преодолеваем твердой надеждой на спасение с помощью Всемилостивого и Человеколюбивого Спасителя Христа. Эта надежда спасения – шлем на главе нашей души, защищающий от всякого страха, малодушия и уныния. Какие бы скорби и страдания на нас ни обрушились, надежда спасения сильнее их всех, поскольку ее дает Всесильный и Всеблагой Господь. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения** См. Толкование на [[new:1sol:05:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Сол. 5:7]] ===== Ориген ===== **мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения** См. Толкование на [[new:1sol:05:05#origen|1 Сол. 5:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения** Новое сравнение христианина с воином, готовящимся к битве. Это место интересно сравнить с [[new:ef:06:14|Еф VI:14-17.]] Здесь мы читаем: броня //"веры и любви"//, а в Еф. //"броня праведности"//; здесь //"шлем надежды спасения"//, там, //"шлем спасения"//. Любовь - здесь - упомянута на втором месте - сравни [[new:1kor:13:13|1 Кор. XIII:13;]] в Еф. любовь совершенно опущена. //"Надежда"// - в согласии с общим духом послания к Ф., поставлена на последнем месте (смотри [[new:1sol:01:03|I:3]]). Основой для всего стиха могли служить след. места у [[old:is:59:17|Ис LIX:17]] и [[old:prs:05:17|Прем Сол V:17-20]]. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:1sol:05:04#lopuxin_ap|1 Сол. 5:4]] [<10>]