[<10>] ====== Толкования на 1 Сол. 5:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Духа не угашайте** Как огонь требует дров, так и благодать - нашего усердия, чтобы она воспламенялась. //Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение// [[new:2tim:01:06|(2 Тим 1:6)]] - то есть благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для знамений и всякого служения, потому что от нас зависит и погашать, и воспламенять ее. Поэтому и в другом месте он говорит: **Духа не угашайте**. **//Гомилии на 2-е послание к Тимофею.//** ----- Поэтому Павел говорит теперь: **Духа не угашайте**, то есть дара, потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Подобно тому, как тот, кто нальет воды, или бросит земли на этот свет в светильнике, или, даже ничего такого не делая, только выльет из него масла, тушит свет - так бывает и с даром благодати. //**Гомилии на 1-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Духа не угашайте** К этому же увещевает нас блаженный Павел, так как он врученный нам дар благодати не желает видеть охлажденным, пища следующее: **Духа не угашайте**! Таким образом мы пребудем общниками Христа, если твердо удержим от начала до конца залог Духа; ибо апостол говорил: **не угашайте** Его! Не так, чтобы Святой Дух предаваем был во власть людей и мог что-либо потерпеть от них; но что те, которые выказывают себя в своих стремлениях злыми и неблагодарными, угашают Его; а также, как они, так и те, которые состарились в своих беззакониях, суть противники Святого Духа. //**Праздничные послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Духа не угашайте** С высоты духовной жизни нисходит теперь Апостол к самому ее источнику и роднику. Обычно живет человек в беспечности и нерадении о Богослужении и спасении. Зовущая ко спасению благодать пробуждает спящего грешника; он, внявши сему зову в чувствах покаяния, восходит до решимости посвятить прочую жизнь свою на дела Богоугодные и тем соделать свое спасение; это решение обнаруживается ревностию, которая становится мощною, когда сочетавается с нею Божия благодать, посредством Божественных таинств. С сей минуты христианин начинает духом гореть, то есть неослабно ревновать об исполнении всего, на что совесть указывает ему как на волю Божию. Сие горение духа можно поддерживать и усиливать, можно и погасить. Возгревается он паче всего делами любви к Богу и ближним, составляющей существо сего духа, верностию вообще всем заповедям Божиим с покоем совести, безжалостными к себе подвигами Душевно-телесными, молитвою и Богомыслием. Погашается отклонением внимания от Бога и дел Божиих, неумеренным озабочением себя делами житейскими, поблажками чувственным удовольствиям, плоти угодием в похоти, пристрастиями. Погасни сей дух, погаснет и жизнь христианская. Человек опять становится, как был, нерадивым и беспечным, и начинает жить, как живется, не заботясь крепко, на худое ли он попадает или на доброе. Предостерегая от сего пагубного шага, Апостол и внушает не угашать духа, то есть этого духа ревности, склоняясь на то, что противно ему, а, напротив, возгревать и питать его тем, что сродно ему. Что здесь святой Павел выразил так коротко, то в послании к Римлянам изъясняет в трех положениях: (будьте) //тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе// [[new:rim:12:11|(Рим. 12, 11)]]. «Не только будьте тщательны, но неослабны; не только имейте дух, но пламенейте духом, то есть будьте усердны и ревностны» (Златоуст на это место послания к Римлянам). Гореть духом значит посему, всеусердно ревновать о том, чтобы угождать Господу, святую волю Его исполняя неопустительно, как делают рабы в отношении к господам, а **не угашать духа** — не угашать сей ревности. Святой Златоуст пространно рассуждает о сем горении духа. Приводим кратко слова его: «Какая-то густая мгла, и мрак, и облак разлиты над всею землею. Указывая на это, Апостол говорил: //бесте иногда тма// [[new:ef:05:08|(Еф. 5, 8)]]. Нас окружает ночь, так сказать, безлунная, и мы среди этой ночи ходим. Бог же дал нам ясную лампаду. возжегши в душах наших благодать Святого Духа. Но, приняв сей свет, одни сделали его более ярким и ясным, как, например, Павел, как Петр, как все святые; а другие погасили, как пять дев, как те, которые потерпели кораблекрушение в вере, как коринфский блудник, как отпавшие галаты. Посему Павел говорит теперь: //Духа не угашайте//, то есть дара; потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Ибо подобно тому, как, когда кто-либо нальет воды, или бросит землю на свет в светильник, или, даже ничего такого не делая, когда только выльет из него масло, — потухает свет, так потухает и дар благодати. Если ты привнес земное, если ты предался заботам о текущих делах, то ты уже погасил дух. Погасает пламень и тогда, когда не достает елея, именно, когда не творим милостыни. Так как он сам пришел к тебе по милости Божией, то, когда не находит в тебе сего плода, отлетает от тебя. Ибо он не пребывает в душе немилостивой.—Итак, не будем угашать его. Всякое злое дело погашает сей свет: и злоречие, и обиды, и все подобное. Как бывает с огнем,— что все чуждое ему уничтожает его и все сродное с ним его усиливает,— так бывает и с этим светом». Так обнаруживается общехристианский благодатный дух, за покаяние и веру нисходящий в душу каждого в таинстве крещения или возвращаемый в таинстве покаяния. Огнь ревности составляет существо его. Но направления он может принимать разные, смотря по лицам. У иного он весь обращается на самоисправление в строгих подвигах, у иного — преимущественно на Дела любви, у иного — на благоустроение христианского общества; у иного на распространение Евангельского учения проповедию, как, например, в Аполлосе, который //горя духом, глаголаше и учаше известно, яже о Господе// [[new:act:18:25|(Деян. 18, 25)]]. Во всех сих направлениях не угашать духа значит не подавлять его требований, внушений и устремлений, а благоразумно удовлетворять им, обращая все во славу Божию, во спасение свое и братий о Господе. Некоторые под духом здесь разумеют особенный дар воспринимать внезапные озарения ума, входить в созерцание Богооткровенных истин, известных ли уже, или новых, с неудержимым желанием сообщать эти озарения и внушения Духа другим в сильном и одушевленном слове. Не угашать такого духа значит не мешать ему обнаруживаться и действовать в себе и других, во благо Церкви. Но в таком случае — это будет то же, что: **пророчествия не уничижайте**. Как Апостол пишет уроки жизни в кратких положениях, так что каждое из них содержит свое особое правило, то нет повода в этих двух изречениях (стихи 19 — 20) видеть одну и ту же мысль. Скорее следует допустить, что святой Павел, сказав о хранении общехристианского благодатного духа сего,— духа жизни о Христе Иисусе,— напомнил и о духе пророческом, к которому не везде тогда относились как должно, помянул как бы мимоходом, не имея нужды много говорить о сем особом даре, ни о других благодатных дарах. Это тем удобнее принять, что тотчас за: **пророчествия не уничижайте**, следуют такие уроки, которыми определяется должное употребление общего благодатного духа жизни о Господе, в понуждении себя на всякое сознаваемое добро и в противлении всякому сознаваемому злу. //**Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Духа не угашайте** **Духа не угашайте**, то есть тех, кои говорят языками духа, не заставляйте молчать. //**Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Духа не угашайте** Почему написано: «**Духа не угашайте**», когда он не угашаем и светоносен? Потому что ты, нерадея о Духе и не согласуясь с Ним своею волею, угасаешь для Духа. Подобным образом, Писание говорит: «//не оскорбляйте Духа Святаго, Имже знаменастеся в день избавления//» [[new:ef:04:30|(Ефес. 4, 30)]]. Видишь, в твоей состоит воле и в твоем самопроизволе, почитать Святого Духа, а не оскорблять Его. А я тебе сказываю, что и в совершенных христианах, которые пленены и упоены добрым, есть произвол; посему, испытанные тысячами зол, обращаются они к добру. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 27.**// ===== Прп. Аммон ===== **Духа не угашайте** Ведь нерадивейшие [иноки] теплоты [в себе] не имеют, но следуют своим собственным желаниям и когда встречаются с вами, то ведут речь о [вещах] века сего. Такой беседой они гасят теплоту вашу и лишают вас ее, не позволяя вам добиться преуспеяния. Написано: **Духа не угашайте**. Гасится же он суетными речами и развлечением. Когда видите таковых [иноков], окажите им услугу и бегите от них, не вступая с ними в общение. Ибо они суть те, которые не позволяют человеку преуспеять во время жизни сей. //**Послания.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Духа не угашайте** Христианином становится и христианином остается тот, кто исполняет свой дух Святым Духом посредством Таинства Крещения и других Таинств и добродетелей по мере своего усердия. Святый Дух вселяется в душу человека посредством Святых Даров. Эти Дары, как огонь, пожигают все злое и греховное и остаются негасимыми через другие Святые Таинства и добродетели. Когда святая божественная любовь благодатью Святаго Духа наполнит сердце человека (см.: [[new:rim:05:05|Рим. 5:5]]), то она разгорается с помощью молитвы, целомудрия, смиренномудрия и остальных святых добродетелей, с помощью Святого Причастия и Исповеди. Подобным образом и вера разжигается с помощью каждой евангельской добродетели. Светильник души горит непрестанно, если мы постоянно вливаем в него масло Святых Таинств и добродетелей; без этого масла светильник угасает, как угасли светильники неразумных дев (см.: [[new:mf:25:03|Мф. 25:3–12]]), и душа становится ущербной во мраке греха и нераскаянности. Когда в душе христианина угасают огни даров Святаго Духа, он остается в своем приземленном духе, в самолюбии и самоугодии, и не может принять помощи от Бога. Как человеческое тело сохраняет жизнь, питаясь извне, так и дух его для сохранения в духовной жизни должен принимать пищу от Духа Святаго. Эта пища есть дары Святаго Духа: вечная божественная жизнь, правда, истина, любовь, мудрость. И когда человеческий дух противопоставит лжи, неправде, греху и злу вечную истину Божию, правду, добродетель и добро, тогда первое исчезнет. Все светлое, исходящее от Святаго Духа, угашает нечистая жизнь: самолюбие, ненависть, вражда, сладострастие, сребролюбие, гордость, зависть и всякий грех. Леностью и грехолюбивой жизнью мы угашаем в себе веру, любовь, правду, истину, доброту, смиренномудрие и молитву. А угашая их, мы в действительности угашаем дары Духа Святаго и Самого Духа Святаго, обитающего в нас. Поэтому не угашайте в себе Святаго Духа, поскольку вы таким образом угашаете единственный истинный Свет вашего духа, угашаете единственную божественную правду, любовь, истину, мудрость и жизнь вечную. А каков исход из такого состояния, человек? Твое тело становится сумасшедшим домом, хранящим безбожный и бездуховный дух. И такой дух делает тебя подобным диаволу, а жизнь превращает в ад. Ведь что такое ад? Это добровольное жительство без Бога и против Бога, без истины Божией и против нее, без правды, мудрости и любви Божией и против них. А что такое рай для духа человеческого? Это исполнение себя Духом Святым и жизнь в божественной истине, правде, любви и мудрости. Только так человеческий дух достигает божественного совершенства, жизни, исполненной любви и благодати Господа Иисуса Христа. //**Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Прп. Марк Подвижник ===== **Духа не угашайте** Научись из слов того же апостола: **Духа не угашайте**, и еще: //не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления// [[new:ef:04:30|(Еф 4:30)]]. Эти свидетельства мы привели не потому, чтобы всякого человека, крещеного и получившего благодать, по этому самому считали неизменным и уже более не требующим покаяния, но желая показать, что от крещения по дару Христову нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей. Но потом каждый, получив ее таинственно и не совершая заповеди по мере очищения, находится под действием греха, который не есть Адамов, но согрешившего. //**Ответ недоумевающим о святом крещении.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Духа не угашайте** Никогда не должно пребывать в праздности и прекращать изучение Писания, молитву, духовные песнопения и светоносное, согласное с правдою, делание, чтобы, вознерадев о себе самих, при расслаблении нравов, не утратить нам теплоты благодати. Посему-то божественный Апостол повелевает, взывая: **«духа не угашайте»** [[new:1sol:05:19|(1 Сол. 5:19)]]. Да и в ветхозаветном законе, как неоднократно ты слышал, предписано: //«огнь на алтаре да горит на нем»//, – то есть, во владычественном души, – и //«не угасает»// [[old:lev:06:12|(Лев. 6:12)]]. **//Письма на разные темы. Монаху Петру.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Духа не угашайте** Помни это, всякий христианин, особенно же священник и наставник детей. Особенно вам нужно всегда гореть духом при вашем высоком служении Богу и человечеству: как вы много сделаете для Бога, для людей и для себя, когда будете с верою и с любовию, с усердием, с горячностию и энергиею заниматься своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет ваше делание, когда вы станете заниматься вяло, лениво, с холодностию, без всякого усердия и энергии. Вы в великом ответе будете пред Богом и за себя, и за вверенных вашему попечению. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 19-20 **Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте** Так как нынешняя жизнь есть ночь, то Бог дал нам ясный светильник, - Духа Святого. Но этот светильник одни сделали более ярким, как все святые; а другие погасили, как пять дев, которые оставили его без елея, как коринфский блудник, который влил в него нечистоту. Посему сказал: **Духа не угашайте**, то есть дара. Запирайте двери, то есть чувства, чтобы не вошел дух лукавства, и не погас бы светильник. Не приносите земных забот, и светильник останется неугасимым. Или и так можно понимать: были у них пророки Божии и лжепророки. Так как неизвестно было, что истинный Пророк, то они отвращались от всех. Поэтому апостол и говорит им: **Духа**, то есть дара в истинных пророках, **не угашайте** отвращением, как от лжепророков, и не презирайте пророчеств от Святого Духа. //**Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.**// ===== Филоксен Маббугский ===== **Духа не угашайте** То, что сказал Павел в ином месте: **Духа не угашайте**, - означает следующее: если вы опечалите Его грехом, то угасите в себе Его свет, при сиянии которого в вас вы приобретаете неизреченную силу, боретесь против начальств и власти, сражаетесь с //духами злобы поднебесной// [[new:ef:06:12|(Еф 6:12)]] и отстраняетесь от мира со всеми его наслаждениями и горестями. Все это жар Духа соделывает в нас. //**О вселении Святого Духа.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Духа не угашайте** **"Духа не угашайте"**. Связь этого стиха с 20 ст. дает основание думать, что тут речь идет о возникшем среди Ф. отрицательном отношении к духовным дарованиям, о которых Ап. говорит в [[new:1kor:12:start|1Кор.XII]], и [[new:1kor:14:start|XIV]] гл. Реакция против них, м. б., поднялась потому, что они вносили известную долю беспорядка в собрания христиан. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:1sol:05:16#lopuxin_ap|1 Сол. 5:16]] [<10>]