[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 1:8 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Вемы же, яко добр закон есть, аще кто его законне творит.** Апостол будто смягчает предыдущий укор выставляющим значение закона, что они не знают, что делают: уступаю, что: //закон добр//. Но тут же прибавляет такое условие, которое сильно отнять всякое дерзновение у выступающих с учением о силе закона: //аще кто его законне творит//, χρηται,— пользуется им законно, то есть в духе самого закона, по внутреннему его смыслу и значению. Я знаю, говорит, что закон хорош; но вы нехорошо учите о нем. Вы выставляете значение его безусловно, а оно подлежит условию: //аще//. Разбери теперь это условие и найдешь, что исполнение его должно вести к узрению престания закона. Закон — пестун во Христа, — он тень, тело же Христос. Следуй сему пестуну, иди по сей тени,— и дойдешь до Христа, обетованного Избавителя. Пока не приходил Христос, вы все были под пестунством, шли по тени; а когда пришел Христос, пестунству конец, и тень должна быть оставлена позади. А вы все твердите: закон, закон. Следовательно, вы незаконно им пользуетесь, употребляете его не по значению и духу его; почему не знаете, что говорите. По особенному значению сего места, выписываем, что сказали, рассуждая о нем, святые Отцы и учители. Блаженный Феодорит пишет: «не закон порицаю, но худых учителей закона. Ибо знаю, что закон полезен для вознамерившихся соблюдать цель закона. Сие значат слова: //аще кто его законне творит//,— то есть если кто следует цели закона. Цель же закона — привести нас к Владыке Христу, и по пришествии Его закон не имеет уже силы. Это сказал Апостол и в Послании к Галатам: //аз законом закону умрох, да Богови жив буду// ([[new:gal:02:19|Гал. 2, 19]]). Ибо закону же повинуясь, говорит, не храню я закона». То же читаем и у Амвросиаста: «не отрицает Апостол, что закон, данный чрез Моисея, добр, так, однако ж, чтоб признаваем был смысл его и то, для чего он дан, приемлемо. Но тот знает закон и то, для чего он дан, кто, слыша проповедь о Христе, оставляет закон. Тот законно пользуется законом, кто умеет различать в нем данное на время от непрестающего и признает, что относящееся в нем к таинству Христа не должно уже быть (по пришествии Христа) соблюдаемо на будущее время; ибо это значило бы веровать, что имеет еще прийти Тот, Кто уже пришел». И у блаженного Феофилакта: «законно пользуется законом тот, кто приводится им ко Христу. Закон, не имея силы оправдывать, препровождает (ищущего праведности) ко Христу, — и это есть цель его: так что законно,—то есть так, как повелевает сам закон,— пользуется законом тот, кто закону предпочитает Христа». Это взято у святого Златоуста, который говорит: «если надлежащим образом будешь пользоваться законом, то он приведет тебя ко Христу. Ибо так как цель закона состоит в оправдании человека, а между тем он не в состоянии (этого сделать); то он приводит к Тому, Кто может (исполнить сие)». ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его** **А мы знаем, что добр закон, если кто им законно пользуется**, то есть если кто знает время его (которое было для него назначено) и разумеет истинные тайны, в прообразах его начертанные. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 8-11 **Вемы же, яко добр закон есть, аще кто его законне творит, ведый сиe, яко праведнику закон не лежит, но беззаконным и непокоривым, нечестивым же и грешником, неправедным и скверным, отца и матере досадителем, мужеубийцам, блудником, мужеложником, разбойником, лживым, клятвопреступником, и аще что ино здравому учению противится, по благовестию славы блаженнаго Бога, еже мне уверено быстъ** Закон добр, если кто законно его употребляет, а в противном случае он не добр. Кто же законно его употребляет? Тот, кто им руководится к вере. Хотя сам по себе закон не может оправдывать, но он проводит ко Христу, могущему оправдать. Поэтому, законно употребляет закон тот, кто исполняет его, а не тот, кто толкует его. **Ведый сиe, яко праведнику закон не лежит**. Законно употребляет закон и тот, кто знает, что он не нужен ему для праведной жизни. Кто же это такой? Тот, кто живет праведно по любви к добродетели, а не из страха пред законом. Но беззаконным и непокоривым. Об этом же и в другом месте апостол Павел сказал: //закон преступления ради приложися// [[new:gal:03:19|(Гал. 3:19)]]. Значит, для праведного и несогрешающего закон не нужен; он нужен для тех, которые не по собственному побуждению бывают добродетельными, а нуждаются в этом случае в угрозе закона. Далее Апостол перечисляет такого рода людей, намекая этим перечислением на то, что среди иудеев были такого рода гpехи. **Нечестивым же и грешником**... Разве не могло быть всего этого среди иудеев, которые постоянно служили идолам, приносили своих детей в жертву демонам и запятнали себя междоусобными войнами?.. **И аще что ино здравому учению противится**. Bcе, перечисленные у Апостола пороки, свойственны душе развращенной; а такая душа противна здравому и хорошему учению. **По благовестию славы**. Какое же учение здраво? Согласное **с благовестием** (κατὰ τὸ εὐαγγέλιον) **Божиим**. Апостол называет Евангелие **благовестием славы**, потому что чрез него прославляется Иисус Христос, взявший на себя крест. **Еже мне уверено быстъ**. Вероятно, лжеапостолы имели подложные Евангелия. **//Пастырские Послания апостола Павла//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его.** То есть если кто не только изъясняет его на словах, но и исполняет на деле. Ибо кто изучает постановления закона, а не исполняет их, тот беззаконно пользуется законом. Или иначе, законно пользуется законом тот, кто приводится им ко Христу. Закон, не имея силы руководить или оправдывать, препровождает ищущего праведности ко Христу, - и это есть его цель: так что законно, то есть так, как повелевает сам закон, пользуется законом тот, кто закону предпочитает Христа. ===== Лопухин А.П. ===== **А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его** //А мы знаем,// т. е. все христиане знают. //Закон добр// - см. [[new:rim:07:12|Рим VII:12-14]]. //Законно// - т. е. соответственно с самим существом закона. Ср. [[new:rim:03:27|Рим III:27,]] [[new:rim:03:28|28]] и особенно [[new:rim:03:31|31]]. [<10>]