[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 1:13 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Бывша иногда хулителя и гонителя и досадителя: но помилован бых, яко не ведый сотворих в неверствии** //Хулителем// называет себя, — потому что хулил Иисуса Христа Господа и был воистину богохульником; //гонителем//,— потому что гнал верующих в Господа и расстроивал их общества и Церкви; //досадителем//,— потому что бранил и поносил всячески и веру, и верующих. Как безжалостно он выставляет свою прежнюю дурноту! Но это затем, чтоб тем в более ярком свете выставить милость к нему Божию,—что, несмотря на то, помилован. «Смотри, — говорит святой Златоуст,— как он, описывая свою прежнюю жизнь, превозносит милость и человеколюбие Божие: //прежде бывша мя//, говорит, //хулителя и гонителя и досадителя//. Видишь ли его смирение, как он несамолюбив, какая у него смиренная душа? Он не довольствуется тем, что назвал себя хулителем и гонителем; а показывает еще, что он делал это с особенным ожесточением. Ибо, говорит он, я не в себе только укрывал зло и не довольствовался тем, что сам был хулителем, но еще преследовал тех, которые хотели жить благочестно. Я довел богохульство до величайшего неистовства.— За это я достоин был всякого наказания, но не наказан, потому что помилован». А помилован, потому что //не ведый сотворих в неверствии//. Я не ведал, что, преследуя христиан, я восставал против Бога и разорял дело Его: ибо не веровал, что Иисус Христос есть Бог и Евангельское домостроительство, заменявшее закон, есть дело Божие. «Я слепотствовал, не видел света,— не ненавистию движимый, воздвиг брань, но подвизаясь за закон» (блаженный Феодорит). «Он сознается в неведении, которое происходило от неверия» (святой Златоуст). «Он действовал так не по злобе, а по ошибке, коей удобно дается прощение, коль скоро привходит раскаяние. А кто знает, что то, что он отвергает, истинно, тот не по ошибке действует, а по злой воле и такого рана неисцельна. Ибо он, ненавистию побуждаем, ложным называет то, о чем знает, что оно истинно» (Амвросиаст). Сердце святого Павла не было развращено и повреждено какою-либо страстию. Он так деятельно ревновал по законе, потому что в славе закона видел славу Бога, давшего закон. Почему следовало только изменить его убеждение, что теперь не в славе закона слава Божия, а в славе Евангелия, чтоб изменить его образ действий и из гонителя сделать его еще более ревностным распространителем Евангелия, которое гнал. Это и совершено явлением ему Господа. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии** Меня, //кто прежде хулителем был и гонителем и обидчиком// ([[new:act:08:01|Деян. 8:1]]; [[new:act:09:01|9:1]] сл. [[new:1kor:15:09|1 Кор. 15:9]], [[new:gal:01:13|Гал. 1:13]]), - и вот теперь соделал меня достойным терпеть гонение за Него, хотя я преследовал церковь Его, - и обидам подвергаться за Него, хотя я наносил обиды служителям Его, - и я сделался благовестником Его, хотя и был хулителем Его по ревности к закону. Итак, Он помиловал меня и отвлек от закона потому, что это все **в неведении** моем **совершал я** против церкви Его и **в неверии**. =====Прп. Икумений Триккский===== **бывша мя иногда хулника и гонителя и досадителя: но помилован бых, яко неведый сотворих в неверствии** См. Толкование на [[new:1tim:01:12#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 1:12]] ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии** См. Толкование на [[new:1tim:01:12#sschmch_onufrij_gagaljuk|1 Тим. 1:12]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик** Смотри, как он, описывая прежнюю свою жизнь, превозносит милость Божию. Даже когда он говорит об иудеях, достойных всякого презрения, он ничего такого не приписывает им, о себе же самом так повествует: не только, говорит, сам я был хулителем и не только в себе укреплял зло, но еще преследовал тех, которые хотели жить благочестиво, и не просто делал это, но с особенным ожесточением. **Но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии.** Показывает себя достойным наказания, хотя милость Божия бывает и к таким людям. Почему же и другие иудеи не были помилованы? Потому что они не по неведению, а вполне сознательно грешили. Ибо //многие//, говорит, //уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедывали, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию// ([[new:in:12:42|Ин. 12:42-]][[new:in:12:43|43]]). И Христос говорит: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? ([[new:in:05:44|Ин. 5:44]]). И сами иудеи говорили между собой: //видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним// ([[new:in:12:19|Ин. 12:19]]). Ими всегда руководила страсть любоначалия. И опять, сами они сказали: //кто может прощать грехи, кроме одного Бога?// ([[new:lk:05:21|Лк. 5:21]]). Тогда Иисус немедленно совершил то, в чем они поставляли признак силы Божией. Итак, почему же они не уверовали? Неужели по неведению? Но, может быть, кто-нибудь скажет: где же был тогда Павел? - У ног Гамалиила, который не имел ничего общего с мятежной толпой: он занимался своими собственными делами. Каким же образом после этого Павел заключал в темницу? Он видел, что проповедь распространяется, и, наконец, его побуждала к этому ревность по законе, а иудеи делали все из властолюбия. Но как же Павел, будучи столь сведущ в законе, не познал Христа чрез Писание? Он за то и осуждает себя, что страдал неведением, которое происходило от неверия, ради чего, говорит, и помилован. ===== Лопухин А.П. ===== **меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии** См. Толкование на [[new:1tim:01:12#lopuxin_ap|1 Тим. 1:12]] [<10>]