[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 1:18 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сие же завещание предаю ти, чадо Тимофее, по бывших на тя прежних пророчествиих, да воинствуеши в них доброе воинство.** Сие же, ταυτην,— таковое, вот какое //завещание//. Какое же? То, что изображено пред сим, чтоб и сам уклонялся, и других отклонял от суесловий всяких, а занимал внимание одним тем, что спасение только в Господе Иисусе Христе, Для чего Он и в мир пришел. //Предаю ти, чадо//. Дает заповедь, пишет закон,— действие некако властительское (см.: блаженный Феофилакт), тяготящее и отталкивающее. Чтоб смягчить его, Апостол говорит: //предаю//, παρατιθεμαι,— предлагаю — и прибавляет: //чадо//. «Дает заповедь, как сыну, как родному,—не повелительно, не властительски, но отечески: //чадо Тимофее//» (святой Златоуст). Впрочем, //предаю// — есть: передаю, в том смысле, что Апостолы свыше прияли залог веры, который передавали своим преемникам. В этом указывается обязательство,— благоговейно прияв, строго блюсти. Святой Златоуст говорит: «выражение: //предаю// — показывает, что преданное нужно строго хранить и что оно не от нас произошло. Ибо не мы изобрели его, но Бог даровал нам его. Но что Он даровал нам, то мы должны хранить. Он как будто так говорит: не я заповедаю тебе, но Тот, Кто избрал тебя». Под //бывшими пророчествами// Апостол, вероятно, разумеет или общий верующих голос одобрения святому Тимофею в Иконии и Листре, слышанный святым Павлом, как голос Божий, в связи с каким-либо ему самому внушением при сем свыше, или какие-либо проречения о святом Тимофее бывших тогда в Церквах Пророков, подобно проречениям их об ожидавших святого Павла узах, или указания свыше, самому Павлу бывшие, ведомые и Тимофею, одно из которых, может быть, повторилось и при самом назначении его заменить Апостола в Ефесе (см.: блаженный Феодорит). Всяко видеть следует в сем свидетельство, с каким вниманием Апостол избирал себе преемников, и указание, с каким всегда должно сие делать в Церкви. На эту сторону дела обращает особое внимание святой Златоуст. «Звание наставника (верных) и священника весьма важно и достойно удивления, и воистину Божеское указание потребно для того, чтобы для сего был избран человек достойный. Так и было в древности; так бывает и ныне, когда мы без пристрастия человеческого совершаем избрание, когда при этом не взираем ни на что житейское, ни на дружбу, ни на вражду. Ибо хотя мы не в такой степени причастны Духа, но довольно благого намерения для того, чтоб привлечь свыше указание достойного быть рукоположену. И Апостолы, когда избирали Матфия, не были причастны Духа, но, предоставив устроение дела молитве, причислили его к лику Апостолов. Ибо они не взирали на дружбу человеческую. Так должно бы совершаться сие и теперь у нас. Но мы, дошедши до крайней степени нерадения, пропускаем без внимания и то, что вполне очевидно. Если же мы очевидного не усматриваем, то как же Бог откроет нам неизвестное? Если в малом,— говорит Он,— вы не были верны, то кто поручит вам великое? Но в то время, так как ничто не совершалось по человеческому пристрастию, то и священник поставляем был чрез пророчество.— Что значит: чрез пророчество? По внушению Святаго Духа. Ибо пророчество состоит не в том только, чтобы предсказывать будущее, но и в том, чтоб указывать настоящее. Ибо Бог открывает волю Свою праведникам. Слова: //отделите Ми Варнаву и Савла// ([[new:act:13:02|Деян. 13, 2]]) были пророчеством. Так был избран и Тимофей. — Но здесь Апостол говорит о многих пророчествах, разумея, может быть, и то, по которому принял его к себе в начале, и это, когда рукоположил, как сам пишет ниже: //не неради о своем даровании// ([[new:1tim:04:14|4, 14]])». Апостол избрал на место себя святого Тимофея и вверил ему Ефесскую Церковь, в полной уверенности, что он исполнит как должно возложенное на него дело, удостоверен будучи в сем бывшими указаниями свыше. Говорит же о сем святому Тимофею, чтоб воодушевить его ревностию и мужеством. Святой Златоуст говорит: «дабы возбудить его к ревности и заставить трезвиться и бодрствовать, он напоминает ему об избравшем и рукоположившем его, говоря как бы так: тебя избрал Бог, Он вверил тебе Церковь; не по человеческому избранию ты сделался служителем веры: не оскорби, не посрами Божественного избрания». //Да воинствуеши в них доброе воинство//. Управление Церковию, охранение верных с руководством их в деле спасения сравнивает Апостол с ведением войны или всеванием. Ибо тут непрерывная война с неверием, суеверием, суемудрием, слепою неприязнию, война и с людьми, и с темными силами, восстающими против истины чрез людей. Посему Апостол и пишет святому Тимофею: //да воинствуеши//,— говоря как бы: «надлежит тебе оказать себя достойным избрания, привести в исполнение пророчества и мужественно вступить в борьбу с супостатами-демонами» (блаженный Феодорит). «Воздвигнута сильная брань, и вообще против всех, но особенно против учителей; почему нам нужно всегда держать наготове крепкое оружие, именно — трезвенность, бодрствование, неусыпную бдительность; мы должны быть готовы на кровавые битвы, должны ополчиться и не иметь в себе ни малейшей изнеженности» (святой Златоуст). //Да воинствуеши в них//. — //В них// — относится к пророчествам и означает: во исполнение их, в силу их, по духу их,—из них заимствуя себе и побуждение воодушевляющее, и руководство вразумляющее. «Они (эти пророчества) избрали тебя на то, на что избрали; внимай же им, будь им послушен, проходи исправно добрую службу воина» (святой Златоуст). «Ради которых (пророчеств) ты принят и из-за которых избран, в тех и чрез тех воинствуй, силою Духа Святаго, от Коего и пророчества» (Экумений). //Да воинствуеши доброе воинство// — дает или такую мысль: держи это воинствование, потому что оно добро; ибо что может быть добрее, как способствовать спасению других, содействуя исполнению того, чего ради Господь наш пришел в мир? или такую: держи воинствование добрым образом, так чтоб оно признано было добрым; ибо и доброе можно делать недобрым образом, когда недобрые при сем имеют цели и недобрые употребляют средства. Святой Златоуст указывает при сем, какое вообще в нравственном порядке бывает недоброе воинствование. «Апостол сказал: проходи добрую службу воина, — добрую, ибо есть и злая служба воина, о котором он говорит: //якоже представисте уды ваша рабы нечистоте и беззаконию// (ср.: [[new:rim:06:19|Рим. 6, 19]]),— в оружия греху и нечистоте. И эти проходили службу воина, но под властию тирана, а ты проходи под властию Царя». ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 18-20 **Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать** **Эту** же **заповедь**, которую я теперь намерен письменно дать тебе, **преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал ты в них добрым воинствованием**, для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь: или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный (ср. [[new:act:09:15|Деян. 9:15]]), - или же ему дано пророчество, - почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством также и дела, соответствующие ему, подобало совершать **в нем**, то есть в той доброй вере, которую ты принял, - и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры. **Из таковых** один **есть Именей** и другой **Александр**. Отрицая добрые дела и не имея чистого ума, они лишены были и веры и не принимали ее. Или же они были верующими, но отвергая от себя добрые дела и чистый ум, лишились и самой веры, и впоследствии сделались даже сильными врагами веры. Прибавляет еще: **коих я предал сатане, чтобы научились не богохульствовать**. Как подверг он порицанию Варсуму, волхва и лжепророка, совращавшего с пути Божия, - и сказал ему: //слеп будешь ты, и не увидишь солнца до времени// ([[new:act:13:11|Деян. 13:11]]), - так подобным же образом и тех (Именея и Александра) предал демонам, кои вошли в них; так что, подвергаясь увещаниям за прежние дела, совершавшиеся ими, - они отвращались от богохульства, коим осмеливались порицать Господа нашего и чад церкви. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 18-20 **Сие же завещание предаю ти, чадо Тимофее, по бывших на тя прежде пророчествиих, да воинствуеши в них доброе воинство, имея веру и благую совесть, юже нецыи отринувше, от веры отпадоша: от нихже есть Именей и Александр, ихже предах сатане, да накажутся не хулити** **Сие завещание**. Этими словами Апостол указывает на особенную точность исполнения завещанного. - **Предаю ти**. Я приказываю тебе, как сыну, а не по какой-либо власти, приличной господам. - **По бывших на тя прежде пророчествиих**. Здесь нужно расположить слова в таком порядке: **да воинствуеши по бывших на тя прежде пророчествиих**, т.е. чтобы ты воинствовал достойно тех пророчеств, которые были о тебе. По откровению Святаго Духа **Тимофей** и был избран апостолом Павлом в ученики, и обрезан, и рукоположен во епископа. - **Да воинствуеши**, как воин Христов, при помощи духовных орудий сражающийся с духовными врагами. - **В них**, т.е. **пророчествах**, потому что они тебя избрали. Ради этих **пророчест**в ты принят и из-за них ты избран, – в них же и чрез них **воинствуй** силою Святого Духа, от Которого были самые **пророчества**. **Доброе воинство**. Но есть и злое, о котором Апостол говорит: //якоже представисте уды ваша рабы нечистоте и беззаконнию// [[new:rim:06:19|(Рим. 6:19)]]. – **Имея веру**. Учителю должно быть прежде всего учителем самого себя. Под **верою** разумеет все относящееся к учению, а под **совестью** все относящееся к жизни. - **Юже нецыи отринувше**, т.е. **совесть** вместе с хорошею жизнью. Кто живет бесчестно, тот терпит кораблекрушение и в вере. Чтобы не терзаться страхом будущего суда, такие люди стараются убедить себя в душе, что ложно все то, что говорится у нас о воскресении и о последнем суде. - **Предах сатане да научатся**. Если **сатана** самого себя не научает, то каким-образом он может научить других? На это можно сказать: подобно тому, как палачи будучи исполнены бесчисленных преступлений, научают других благоразумию, так и **сатана**. **Преданный сатане** прежде всего отделяется от общения с другими, а затем уже **сатана**, взявши человека, лишенного Божией помощи, научает его, – и это служит к его вразумлению. Но зачем же Апостол предает **Именея и Александра сатане**, а не научает сам? Чтобы показать, что он может повелевать и **сатане**, и чтобы вместе с наказанием они подверглись и позору, так как были **наказываемы сатаною**. Неверующих апостолы наказывали сами, как напр. Вариисуса Павел, а Петр – Ананию, чтобы показать, что сами они имеют власть, но тех, которые были научены ими и потом отпали от веры, **предавали сатане**. - **Не хулити**. Такие люди, подчиняя веру разным человеческим соображениям, обращались **к хуле**. Так делали несториане и другие еретики. **//Пастырские Послания апостола Павла//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание.** Так как он употребил слово //завещание//, завещание же есть нечто повелительное, то и прибавил: //сын мой Тимофей//. Ибо не повелительно я говорю тебе это, но как сыну. Сказал также: //преподаю//, чтобы объяснить строгость хранения, потому что не наше то, что мы имеем, но Божие. Поэтому, что Он даровал, то должны хранить. //Сообразно с бывшими о тебе пророчествами//. Звание учительское и священническое, будучи великим, нуждается в указании Божием, чтобы принять это звание достойному. Поэтому в древности по пророчеству избирались священники, то есть по внушению Святого Духа, ибо пророчество в том и состоит, чтобы высказывать то, что есть в настоящее время. Так и Тимофей был избран на священство. Но так как он говорит о многих пророчествах, разумея, быть может, и то, когда в первый раз принял его в число учеников, и то, когда обрезал его, и то, когда рукоположил его, - все это совершалось с пророчеством. Поэтому он говорит: //преподаю тебе завещание сообразно с бывшими о тебе пророчествами//, то есть обращая взор к оным пророчествам, и как бы научаемый ими, что должно тебе делать, убеждаю тебя, чтобы ты ходил достойно их и не посрамил их. **Чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин.** Что я заповедую тебе? чтобы ты воинствовал в них, то есть чтобы ты не обходил законы их, но как они избрали тебя и на что избрали, //как добрый воин//. Ибо есть и злая служба воина, когда кто представляет уды свои в орудие греху и нечистоте. Вспомнил же апостол о воинстве потому, чтобы показать, что воздвигнута сильная брань против всех, а особенно против учителя. Поэтому должно бодрствовать и не показывать с своей стороны ни малейшей слабости. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере** Здесь апостол увещевает Тимофея иметь ту добрую веру, которую всегда проповедовал Апостол Павел. Как мотив к такой твердости в вере, апостол указывает на бывшие о Тимофее "пророчества". Очевидно, апостол имеет здесь в виду речи вдохновенных членов Церкви в Листре, которые предсказывали апостолу то, что Тимофей окажет много услуг Церкви, и советовали Павлу взять его себе в помощники. Апостол Павел поступил так, как советовали ему Листрийские пророки (ср. [[new:1tim:04:14|IV:14]]). //Чтобы ты воинствовал согласно с ними.// Тимофей должен действовать, как борец за истинную веру, при свете бывших о нем пророчеств. //Имея веру и добрую совесть.// И вера, и добрая совесть является как вооружение христианского пастыря (ср. [[new:ef:06:16|Еф. 6:16;]] [[new:1sol:05:08|1 Фес. 5:8)]]. Совесть и вера имеют один источник (1 Кор. II:5). Наша совесть очищается кровью Иисуса Христа [[new:evr:09:14|(Евр. 9:14)]], и поэтому без веры она не может быть чистою. Равным образом, и истинная вера отрицает свою силу в совести" (//Полянский// с. 291). **//Толковая Библия.//** [<10>]