[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 3:5 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще же кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет?** Слово: //не умеет// — указывает на недостаток или благоразумия, или характера, а слово: //прилежати// — обличает леность, недостаток усердия к благосостоянию дома. Если, судя по домоправлению, в ком не предвидится ни усердия, ни характера, ни благоразумия по управлению Церковию, от того как можно ожидать хорошего управления ею,— ожидать, что он позаботится о ее благе? От меньшего Апостол заключает к большему. «Кто не умеет распоряжаться малым, тому можно ли вверять попечение о важнейшем и Божественном?» (блаженный Феодорит). «Домом управлять легче. Поэтому как может управлять делами церковными тот, кто и дом свой нехорошо устрояет?» (святой Златоуст). «Если он не мог быть хорошим правителем того, что и не велико, и удобоопределимо, то где ему управить стольких душ нравы и помыслы, недомыслимые?» (блаженный Феофилакт). ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией** Управь прежде дом свой – то есть душу и тело, а потом уже в состоянии будешь управлять другими. Обуздай свои страсти, исправь дурные привычки – и тогда в состоянии будешь, при помощи Божией, обуздать страсти других. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией** Ведь если своих сыновей он не может держать в повиновении, то как сможет наблюдать порядок в церкви Божией? =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 5-7 **Аще же кто своего дому не умеет правити, како о церкви Божией прилежати возможет! Не новокрещенну, да не возгордевся в суд впадет диавол. Подобает же ему и свидетельство добро имети от внешних, да не в поношение впадет и в сеть неприязнену** Почему это апостол Павел запрещает епископам такие грубые пороки и предписывает самые обыкновенные добродетели: не пиянице, не бийце..., но кротку... и т.п., между тем как своим ученикам он же повелевал: //умертвите уды ваша, яже на земли// [[new:kol:03:05|(Кол. 3:5)]], – и еще: //иже Христовы суть, плоть распяша// [[new:gal:05:24|(Гал. 5:24)]]? И Сам Иисус Христос всем повелел взять крест свой и следовать за Ним [[new:mf:16:24|(Мф. 6:24)]]. Отчего он не сказал, что епископы должны быть ангелами, особенно в сравнении с мирянами? На это скажем, что в такой высокой степени добродетельных людей бывает немного, а епископов требовалось много, для каждой отдельной церкви. И вот, чтобы не представить какою-то необыкновенною и невозможною обязанность епископов, которые в то время были необходимы, апостол Павел требует от них так сказать умеренной добродетели, показывая, что это дело легко достижимо. – **Како о церкви Божией прилежати возможет**, где бывает больше и больших дел. – **Не новокрещенну** (μὴ νεόφυτον – не новонасажденну) – не означает юного по возрасту, но юного по вере. Сам Тимофей был сравнительно молод, так как к нему апостол Павел пишет: //никтоже о юности твоей да нерадит// [[new:1tim:04:12|(1 Тим. 4:12)]]. Если кто-либо сделает учителем такого, который должен быть еще учеником, то он будет гордиться и превозноситься. – **В суд впадет диавол...**, чтобы не подпал тому же осуждению, какому тот подвергся за свою гордость. – **От внешних**, т.е. еллинов (язычников). Обрати внимание на то, какую точность в этом случае соблюдает Апостол. Но если кто-либо на самом деле худой человек, а свидетельство имеет хорошее? Это невозможно. Конечно, весьма желательно, чтобы человек во всех отношениях безукоризненный имел хорошее свидетельство и от врагов; но Апостол требует этого только между прочим, на что указывает союз – и: **и свидетельство имети**. Но если кто-либо на самом деле хороший человек, но **свидетельства** не **имеет** хорошего относительно своей жизни? Это тоже едва ли возможно, но такого не следует поставлять епископом. Само собою разумеется, что если требуется доброе свидетельство от внешних, то тем более от своих же братий. – **Да не в поношение впадет**. Будучи худым, он легко подпадет **поношению** и позору. **И в сеть неприязнену**. Если он худой человек в каком-либо одном отношении, то легко подставить себе и другую **сеть**. Когда его будут поносить и дерзко поступать с ним, то он легко впадет в гнев и злопамятство, потому что никто, кажется, не может равнодушно переносить обиды и поношения со стороны других. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?** См. Толкование на [[new:1tim:03:01#prp_isidor_pelusiot|1 Тим. 3:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?** Дом есть не что иное, как малая церковь. Поэтому, если он не может быть хорошим правителем того, что не велико, и легко определимо, и легко ведомо, то где ему управлять нравами и помыслами недомыслимыми стольких душ? Достоин внимания вопрос, почему апостол, предъявляя к мирянам такие требования: //умертвите земные члены ваши// ([[new:kol:03:05|Кол. 3:5]]), и еще: //те, которые Христовы, распяли плоть// ([[new:gal:05:24|Гал. 5:24]]), от епископа требует теперь меньшего, не соответствующего столь высокому званию, именно: быть не пьяницей, не бийцей и так далее. И Христос, повелевая взять крест свой, говорит: //пастырь добрый полагает душу свою за овец// ([[new:in:10:11|Ин. 10:11]]). Поэтому Павлу следовало требовать от епископа, чтобы он проводил почти ангельскую жизнь, чуждую страстей, приличную высоте его жизни. Послушай, что с такой строгостью в образе жизни немного можно было найти людей, между тем епископов требовалось много, которые бы предстоятельствовали в каждом городе. Поэтому апостол и требовал умеренной добродетели, которой можно было найти у многих. Но ныне, увы! Куда мы - епископы - упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи! ===== Лопухин А.П. ===== **ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?** См. Толкование на [[new:1tim:03:04#lopuxin_ap|1 Тим. 3:4]] [<10>]