[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 3:8 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Диаконом такожде чистым, не двоязычным, не вину многу внимающим, не скверностяжательным** Блаженный Феодорит, как видели, полагает, что выше словом: епископы — обозначаются пресвитеры. Но святой Златоуст утверждает, что сим словом означаются епископы, а пресвитеров Апостол пропустил, давая судить о них по епископам. «Сказавши о епископах, и начертав их образ, и показав, что они должны иметь и чего избегать, Апостол опускает чин пресвитеров и переходит к диаконам. Почему так? Потому что не велико расстояние между пресвитерами и епископами. И первые получили тоже дар учительства и также суть предстоятели Церкви; поэтому то же самое, что он сказал о епископах, приличествует и пресвитерам. Ибо первые одним только тем отличаются от последних, что совершают рукоположение их,—и в этом одном заключается их преимущество пред пресвитерами». Того же мнения и Экумений с Феофилактом. — Приходит на мысль, не было ли так, что Апостолы поставляли только епископов, которые одни и совершали всё по Церкви. Пресвитеров же епископы избирали и посвящали в помощь себе только в таком случае, если сами одни не могли всем управиться. //Диаконом такожде//. «То есть и им должно иметь то же самое, что и епископам. Что же это то же самое? То есть быть непорочными, целомудренными, странноприимными, кроткими, не сварливыми, не сребролюбцами» (святой Златоуст). «И они да водятся такими же законами» (блаженный Феодорит). //Чистым//, σεμνους,— честным. «Они должны, говорит, кроме сказанного, иметь и честность» (блаженный Феофилакт). Σεμνος — от: στβω — чту, благоговеинствую, в религиозном порядке,—означает и того, кто достоин некоего священного и благоговейного почитания, и того, кто сам благоговеен, страха Божия исполнен, — богобоязнен. Разумеется честность не житейская, а нравственная степенность и религиозное благоговеинство. //Не двоязычным//, μη διλογους,—не двословным, - «не говорящим одному одно, а другому другое, но украшающим язык истиною» (блаженный Феодорит); или «не одно на уме держащим, а другое говорящим» (блаженный Феофилакт). Как такого рода речи, кроме неискренности, обличают и некое лукавство, то святой Златоуст говорит: «//не двоязычным//,— то есть не лукавым, не хитрым. Ибо ничто столько не делает человека бесчестным, как лукавство; и ничто столько не приносит вреда Церкви, как хитрость». //Не вину многу внимающим//. Много вину внимает, кто любит выпить. Но, «кому вверяется служение в Церкви, тем преимущественно надлежит освободиться от этой страсти» (блаженный Феодорит). «Не сказал: не пьяницам (упивающимся), потому что это уж крайне грубо и низко, но: не многопийцам. Ибо, хотя и не упивается кто, пьет, однако ж, много,— все же настроение души его делается никуда не гожим. Древние, вступая в служение во святилище, совсем оставляли употребление вина» (блаженный Феофилакт, Экумений). //Не скверностяжательным//. «Скверностяжатель не тот, кто, как предполагали, не чуждается получать какие-либо выгоды, но кто охоч собирать выгоды с вещей срамных и крайне неприличных» (блаженный Феодорит) — или «кто не отказывается ни от какой выгоды, откуда бы она ни приходила. Принимай здесь скверностяжателя за скупого любостяжателя и сребролюбца» (блаженный Феофилакт). «Скверными стяжаниями Достоит называть и те, которые заботливо приобретаются под видом благочестия» (Амвросиаст). Последнего тем паче надлежало опасаться в диаконах, что их дело было успокоить нуждающихся верующих из церковного достояния. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую** **Диаконы также да будут** святыми служителями, - в душах своих чистыми от любостяжения, а в телах своих свободными от страстей. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 8-10 **Диаконом такожде чистим, не двоязычным, не вину многу внимающым, не скверностяжательным: имущым таинство веры, в чистей совести. И сии убо да искушаются прежде, потом же да служат, непорочни суще** Почему апостол Павел не упомянул пресвитеров? Потому что он не разделяет их здесь от епископов. Сказанное им о епископах вполне прилично и пресвитерам, которые точно также священнодействуют и имеют дар учительства. – **Не двоязычным...,** не лукавым, не хитрым. - **Не вину многу внимающым**. Не сказал Апостол: "не пьяницам", так как это уж слишком грубо, но: не пьющим **много**. Хотя бы такие и не упивались, но все-таки они портят этим настроение своей души. – **В чистей совести...** Апостол требует и веры, и соответственной ей жизни. - **И сии убо да искушаются**. Это то же требование, какое высказано по отношению к епископам словом: не новокрещенну. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Диаконы также.** Почему же апостол опустил пресвитеров? Потому что все, что он сказал о епископах, относится и к пресвитерам. Действительно, и они получили право учительства и предстоятельства в Церкви, и уступают епископам только в праве совершать рукоположение. Итак, говорит, и диаконы также, то есть должны иметь то же самое, именно: быть страннолюбивыми, кроткими, несварливыми, и прочее. **Должны быть честны.** Они должны, говорит, кроме сказанного, иметь и честность. **Не двоязычны.** То есть не лукавы, не хитры, не держа одно на уме, а говоря другое, - одно одним, а другое другим. **Не пристрастны к вину, не корыстолюбивы.** Не сказал: не пьяницы, потому что это уже крайне низко, но: //не пристрастны к вину//. Ибо кое-кто, хотя и не упивается, однако пьет много и настроение души ослабляет. Древние, входя в святилище, совсем оставляли употребление вина. //Корыстолюбивый// - тот, кто не отказывается ни от какой выгоды, откуда бы она ни приходила. Принимай здесь //не корыстолюбивого// за неподкупного и несребролюбивого. ===== Лопухин А.П. ===== **Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую** После епископов апостол переходит к диаконам (о них см. [[new:act:06:01|Деян VI:1]] и сл.; [[new:fil:01:01|Флп. I:1]]). Как лица, имеющие иерархическую степень, диаконы должны вести себя достойно своего сана. Они должны остерегаться того же, чего остерегаются и епископы, - апостол не считает нужным снова говорить об этом - но, кроме этого, они должны иметь непременно особые свойства, необходимые в их служении. //Честны// - (semnouV), т. е. должны держать себя с достоинством. //Не двоязычны,// т. е. не должны говорить то так, то иначе об одном и том же деле, к чему они легко могли побуждаться необходимостью входить в постоянные сношения с нуждающимися в помощи от Церкви. //Не пристрастны к вину.// Диаконам приходилось постоянно иметь в своих руках запасы вина для вечерей любви. //Некорыстолюбивы//. Диаконы имели в своем заведовании денежные суммы. [<10>]