[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 4:5 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Освящается бо словом Божиим и молитвою** //Освящается словом Божиим// — можно так разуметь: //освящается// — освящено есть однажды навсегда — //словом Божиим//, — тем словом, какое изрек Бог по сотворении, что //вся добра//. Этим словом все, в том числе и все съедобное, признано и предлагается, как святое. Почему и приемлемо должно быть беззазорною совестию, как чистое и святое, с полным в том убеждением без малейшего сомнения. Или — //освящается// теперь, в час вкушения, и освящается //словом Бога// — призыванием имени Божия; так что: //и молитвою// — только поясняет: //словом Божиим//. Призывание имени Божия и молитвенное к Богу обращение делает святою всякую приемлемую пищу для того, кто ее принимает в таком духе. Но зачем же еще и особое освящение, когда, как сказано пред сим, всякая пища добра и никакая неотметна? Можно на это ответить так,—что этим указывается только на то, как исполняется условие, под коим, по Божию определению, ничтоже отметно, именно: на возношение благодарных к Богу чувств за дарование брашен с прошением благословения Его принять предлежащую пищу. Кто так принимает пищу, тот становится в ряд тех, для коих все приемлемое в пищу бывает свято и чисто. Или святой Павел делает здесь как бы некую уступку: пусть будет, положим, что есть что-либо нечистое; но и такое все освящается, когда призовешь имя Божие. Так святой Златоуст: «если //все добро//,— то что значит: //освящается словом и молитвою//? Ибо очевидно, что то, что освящается, признается нечистым.—Не так нужно принимать эти слова. Здесь Апостол говорит против тех, которые некоторые яства считали чем-то скверным. Поэтому он и высказывает две главные мысли: во-первых, что нет ни одного создания, которое было бы скверно, и, во-вторых,— что если бы что-нибудь и было скверно, то ты имеешь против этого врачевство: осени знамением креста, возблагодари, воздай славу Богу — и всякая нечистота исчезнет.— Неужели и идоложертвенное, скажешь ты, может быть таким образом очищено? (Да; впрочем, тогда), когда ты не знаешь, что это есть идоложертвенное; а если знаешь и, несмотря на то, вкусишь от этого, то сделаешься нечистым, не потому, что это идоложертвенное, а потому, что, получив заповедь не приобщаться к Демонам, ты чрез это вошел с ними в общение. Следовательно, (идоложертвенное) не по природе своей нечисто, но оно становится таковым следствие твоего произволения и преслушания. — Что же? Ужели и свиное мясо не есть нечисто? Нисколько, когда вкушаешь его со благодарением, с крестным знамением; равным образом и все прочее не бывает нечистым. Нечисто произволение, которое не благодарит Бога». То же у Феофилакта с Экумением. В сих словах Апостола видно начало молитвословий пред вкушением и после вкушения пищи, равно как и священных чтений, в продолжение стола. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что освящается словом Божиим и молитвою** См. Толкование на [[new:1tim:04:04#prp_efrem_sirin|1 Тим. 4:4]] =====Прп. Икумений Триккский===== **освящается бо словом Божиим и молитвою** См. Толкование на [[new:1tim:04:01#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 4:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **потому что освящается словом Божиим и молитвою** См. Толкование на [[new:1tim:04:04#blzh_feofilakt_bolgarskij|1 Тим. 4:4]] ===== Лопухин А.П. ===== **потому что освящается словом Божиим и молитвою** См. Толкование на [[new:1tim:04:03#lopuxin_ap|1 Тим. 4:3]] [<10>]