[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 4:11 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Завещавай сия и учи** По указании, как себя созидать, святой Павел дает уроки святому Тимофею и о том, как назидать паству. Два здесь главных пункта: живи примерно и учи ревностно,— внимай себе и учению; прочее прилагается, как побуждение к ревностному пастырствованию (см.: 4, 11 — 16). Слова сии кажутся заключением предшествующей речи; но лучше признать их переходом к последующей, дав им такой смысл: не только сам себя питай словесами веры и обучай благочестию, в уповании вечного живота, но и паству свою тому же учи и так наказывай ей действовать. //Сия//,— «то есть обучаться благочестию, ожидать воздаяний, взирать на Подвигоположника» (блаженный Феодорит). //Завещавай и учи// — можно и к одному и тому же относить, именно к учению,— учи, увещавай, убеждай,— и так разуметь, что словом: //учи// — означается учение, а словом: //завещавай// — властное повеление пастырское. Такое различие в сих словах полагают наши толковники. Святой Златоуст говорит: «при устроении человеческих дел иногда требуется наставление, а иногда приказание. Если бы поэтому ты стал приказывать там, где следует учить, то ты был бы достоин посмеяния. И наоборот, если бы ты начал учить там, где нужно приказывать, то случилось бы с тобою то же самое. Например,— что не должно быть злым (что не должно красть [см.: блаженный Феофилакт]), этому следует не учить, а это должно приказывать и запрещать с особою силою; равно как и то должно приказывать, что не нужно держаться иудейских заблуждений. Если же ты намереваешься говорить о том, что должно раздавать имение, что должно хранить девство, или если думаешь беседовать о вере, то в таком случае необходимым становится учение. Поэтому и употребляет святой Павел оба эти выражения: //завещавай и учи//. — Также, если кто носит привески (по суеверию, в отвращение зла) или что-нибудь подобное и творит сие, зная, что это есть зло, то в таком случае нужным бывает одно только приказание; когда,—не зная того,—наставление.— Видишь ли, что священник должен и приказывать, и говорить со властию, а не все учить?» =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 11-16 **Завещавай сия и учи. Никтоже о юности твоей да нерадит: но образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Дóндеже npиидy, внемли чтению, утешению, учению. Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества. В сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех. Внимай себе и учению: и пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе** – Тем, которые грешат и знают, что это грех, – тем нужно приказывать со властию, а тех, которые грешат по незнанию, нужно только учить. Наставляющий на добро учит, а запрещающий зло приказывает – **Никтоже о юности твоей да нерадит**. Епископ должен вести беседу властно. Но что же будут значить слова: //кротость ваша разумна будет// (γνωσθήτω – да будет известна) //всем человеком// [[new:fil:04:05|(Фил. 4:5)]]? По отношению к тем, которые обижают его лично, епископ должен быть кроток, но он должен быть строг по отношению к тем, которые обижают согрешающих его братий. Или иначе: если ты будешь проводить вполне приличную жизнь, то не будут пренебрегать твоею юностью, которою обыкновенно легко пренебрегают. – **Но образ буди верным**, т.е. будь живым примером, правилом хорошей жизни для **верных**, – словом, говоря то, что должно говорить учителю; значит учитель должен готовиться, что сказать, – житием, в обычной жизни, в обращении с другими, – любовию, объемлющею всех, – духом, или духовным настроением, или даром благодати Святого Духа, именно чтобы не превозноситься им, – **верою**, правою или даже неколеблющеюся, когда кто верит Богу и в том, что представляется невозможным, – **чистотою**, непорочностью, девством, целомудрием. - **Дондеже npиидy, внемли чтению**. Вероятно, Тимофей, разлучившись с Павлом, сильно желал теперь видеться с ним. Потому апостол Павел утешает его двояким образом: обещает скоро придти и советует читать Священное Писание. Видишь ли, если он Тимофею заповедует читать Священное Писание, то что же нужно делать нам? Утешению, конечно направленному ко всему народу. – **Не неради о своем даровании**, т.е. об учении, или о епископстве, так как конечно дар Божий удостоится пастырства в юности. – **Еже дано тебе бысть пророчеством**. Епископы были поставляемы по велению Святого Духа, а не кое-как. Особый вид пророчества есть и то, когда свыше указывается на настоящее, как там, напр., в Антиохии: //отделите Ми Варнаву и Савла// [[new:act:13:02|(Деян. 13:2)]]. – //С возложением рук священничества//: священниками (πρεσβυτεριου) названы здесь епископы, так как не пресвитеры же рукополагали епископ. – **В сих поучайся** (μελέτα). Заботься о том, о чем выше сказано: **о слове, о жизни, о вере, о чистоте**. Частым повторением этого повеления Апостол показывает, что епископу беспрекословно нужно соблюдать все это. **Да преспеяние твое явлено будет во всех**. Если же **прeуспеяниe** не будет весьма великим, то не будет очевидным **во всех**, т.е. для всех людей, или **во всех** вещах. - **Внимай себе и учению**. Будь внимателен не только **к себе** самому, но и **к учению**, чтобы и другим принести пользу. – Наконец, увещевая к твердости и непреклонности, Апостол говорит: **пребывай в них. Сия бо творя, и сам спасешися**... Увещевая других, и сам увещевающий обличает себя и получает от этого пользу, потому что он стыдится погрешить в том, от чего он отвращает других. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Проповедуй сие и учи** Одни дела требуют учения, а другие - приказания. Так, что не должно красть, этому следует не мягко учить, а приказывать, то есть запрещать с особенной силой. Если же говорит о раздаянии имущества, или о девстве, или о том, как должно веровать, то этому необходимо учить. Поэтому апостол и употребляет оба выражения: //проповедуй и учи//. И иначе, когда мы делаем что-либо, зная, что это зло, - мы нуждаемся в приказании; когда - не зная того, нуждаемся в учении. ===== Лопухин А.П. ===== **Проповедуй сие и учи** Тимофей должен все, что сказано выше (с 3-й гл. 14-го ст.), возвещать как заповедь (проповедуй - точнее: заповедуй - paraggele), научать этому свою паству. [<10>]