[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 4:14 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества** //Не неради//,— стоящее после: //внемли чтению//, утешению, учению, — дает разуметь, что если он не будет сего исполнять, то окажется нерадивым, и что это нерадение будет нерадением о даровании, живущем в нем. Так как сие дарование очевидно есть дарование епископства или пастырства, то следует, что пастырь, нерадящий о чтении, утешении и учении, есть нерадивый пастырь, есть пренебрежитель дара пастырства, ему данного и в нем пребывающего. Он зарывает свой талант в землю (см.: [[new:mf:25:25|Мф. 25, 25]]) или свой //мнас// завертывает в тряпку (см.: [[new:lk:19:20|Лк. 19, 20]]) — и предается сну. Амвросиаст пишет: «если пастырь народа (верных) нерадит о сем (о чтении и прочем), то нерадит о данной ему благодати. Ибо затем и делается он водителем народа, чтоб заботился о спасении его, увещавая и уча, дабы приносило плод поставление его в чин сей; так как Бог затем возвел его на сию степень, чтоб он способствовал спасению народа Его. Почему кто, сподобясь такого достоинства, бывает нерадив, тот презрителем Бога почтен будет и //мний наречется в Царствии Небесном// (ср.: [[new:mf:05:19|Мф. 5, 19]]). К тому же, кто учить не заботится, тот будет ли пещись о том, чтобы делать?» В этом и была цель, для которой Апостол сказал здесь сие: //не неради о даровании//. Он хотел представить побуждение к указанным пред сим занятиям пастыря по пастырству, дав разуметь, что главное дело пастыря — учить и учением вести вверенные ему души путем спасения. Пастырь неучащий — не пастырь.—Но чтоб еще больше усилить такое побуждение, Апостол счел нужным напомнить святому Тимофею о том, как получено им такое дарование пастырства. //Еже дано тебе бысть//. Не сам себе присвоил, не сам искал и домогался прямо или косвенно,— но: //дано//. Избран святой Тимофей по общему голосу и общему указанию верных. Но избиратель этим не удовольствовался, а ждал указания свыше. И оно дано //пророчеством//, то есть или особым откровением о достоинстве избираемого святому Павлу, или проречением о том какого-либо из Пророков, обычных тогда в Церкви, или другим каким указанием свыше. О бывших о святом Тимофее пророчествах уже поминал святой Павел выше (см.: [[new:1tim:01:18|1, 18]]). Вероятно, это было не раз. Но здесь говорится о том, что совершилось в Ефесе. «Пророчество,—пишет Амвросиаст,— есть указание свыше, что избираемый имеет быть достойным учителем». Почему, сказав: //пророчеством//,— Апостол засвидетельствовал, что святой Тимофей рукоположен в епископа «по повелению Святаго Духа» (блаженный Феофилакт). И вообще тогда «епископы были поставляемы по повелению Духа, а не кое-как. И то есть особый вид пророчества, когда свыше указывается на настоящее, как там — в Антиохии: //отделите Ми Варнаву и Савла// ([[new:act:13:02|Деян. 13, 2]])» (Экумений). Указание свыше о достоинстве избираемого бывало многократно в Церкви; нередко избиравшие и не решались закончить свое избрание без указания свыше. Избрание — приготовление; самое поставление в епископа совершено затем рукоположением: //возложением рук священничества//, του πρεσβυτεριου, — собственно старчества, старейшинства, или сонма старцев и старейших лиц в Церкви. Из таких лиц бывали избираемы священники, и их, вероятно, разумеет здесь святой Павел. Как их в Ефесе и около было не мало, то он означил их всех общим именем: πρεσβυτεριου,— что по-славянски переведено: священничества, — сонма священников. Но как же — выходит: священники рукополагают епископа? Святой Златоуст отвечает: «не о пресвитерах (не о священниках) говорит он здесь, а об епископах; ибо не пресвитеры рукополагали епископов». Так и Экумений с Феофилактом. Но блаженный Феодорит пишет, что «//священничеством// называет здесь Апостол сподобившихся Апостольской благодати». И следовательно, святой Павел разумеет здесь только себя самого. Это совершенно согласуется с тем, что говорит он во Втором к Тимофею Послании: //воспоминаю тебе возгревати дар Божий в тебе возложением руку моею// (ср.: [[new:2tim:01:06|2 Тим. 1, 6]]). Там //дар// и здесь //дарование// одно и то же означают. Следовательно, и помянутое //дарование// дано возложением рук святого Павла, как имевшего Апостольскую благодать.— Но в таком случае слово: //священничества// — получит не прямой, а переносный смысл. Чтоб удержать прямое значение сего слова и вместе под возложением рук, благодать епископства сообщившим, разуметь возложение рук святого Павла, а не пресвитеров, можно допустить, что в настоящем месте возложение рук священничества было действительно, но было не как совершение таинства епископской хиротонии, а как изъявление согласия на избрание, и, может быть, даже отдельно от посвятительного возложения рук святого Павла, — прежде, как завершение избрания, указанного откровением свыше. В таком случае смысл всего места будет такой: не неради о даровании, данном тебе возложением моих рук, по пророчеству, с согласия всего священства, которое оно изъявило своим возложением рук на тебя. Оно дало руки согласия. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства** **Не неради**, говорит,** о благодати, которая дана чрез пророчество с возложением рук пресвитеров**, то есть епископов. Может быть вместе с возложением рук епископства, которое принял, получил он и пророчество. =====Прп. Икумений Триккский===== **Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества** См. Толкование на [[new:1tim:04:11#prp_ikumenij_trikkskij|1 Тим. 4:11]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства** Везде нужны труды: благодать дается не для лености и нерадения, а как пособие нашей немощи. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству.** Здесь апостол говорит о даре учительства, который получил избранный епископ. //По пророчеству//, то есть по повелению Святого Духа, как выше сказано. **С возложением рук священства.** То есть епископов. Ибо не священники рукополагали епископа. Смотри, какую удивительную силу имеет возложение священнических рук. ===== Лопухин А.П. ===== **Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства** Чтобы побудить Тимофея к деятельности, апостол напоминает ему о тех духовных дарованиях (carisma - в общем смысле "духовное озарение"), какие некогда, вероятно в Листре, низведены были на него (ср. [[new:1tim:01:17|I:17;]] [[new:2tim:01:06|2 Тим. I:6]]), при посвящении его в помощники Апостолу Павлу. //По пророчеству// (dia profhteiaV - вин. пад. множ. числа), т. е. сообразно с высказанными о Тимофее предсказаниями христианских пророков. //С возложением рук священства.// Апостол говорит, что при избрании Тимофея все пресвитеры той местности возложили на Тимофея свои руки в знак того, что они, так сказать, ставят его вместо себя в помощники Павлу. Посвящения эти пресвитеры не совершали - его мог совершить только сам апостол (еп. Феофан). На это указывает и стоящий здесь предлог "c" (meta, а не dw = чрез). [<10>]