[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 5:1 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Старцу пакости не твори, но утешай, якоже отца; юноши, якоже братию** Не на всех одинаково следует действовать, но надо соображаться с отличиями каждого по возрасту, положению в Церкви, положению в обществе и внешнему состоянию. Как все это делать, святой Павел указывает в последних двух главах. Святой Павел берет во внимание только противоположности старца и юноши, старицы и юницы. О прочих оставляет сделать наведения самому святому Тимофею. И на этих указывает будто только для примера. Под старцем разумеет здесь святой Павел не почтенного иерейским достоинством, а устаревшего летами (см.: святой Златоуст и все). Такому лицу, говорит, //пакости не твори//, μη επιπληξης, — не кричи на него, не брани и не срами его. «Но как же быть, если он имеет нужду в исправлении? Относись к нему в сем случае, как к родному отцу согрешившему, с почтительною тихостию» (святой Златоуст, Экумений). Почему говорит: //утешай//, παρακαλει,— упрашивай, умоляй, уговаривай. «По самому существу дела, сие, то есть слушание замечаний, тягостно, - и в особенности когда это случается с престарелым человеком; если же при сем замечания даются юнейшим, то сие бывает втройне несносным. Поэтому и нужно смягчать тяжесть сего кротостию и дружелюбием. Ибо можно обличать без жестокости, если кто захочет навыкнуть сему; только для этого требуется большое благоразумие; однако это возможно» (святой Златоуст). «Так учит Апостол располагать к добру старца, по причине почтительности, вызываемой его возрастом. При таком отношении к нему, он удобнее примет предлагаемое наставление: ибо, несмотря на оказываемую ему почтительность, при первом внушении не может он не опасаться, как бы в другой раз и не покричали на него, чему срамно подвергаться старцу, у всех народов старчество пользуется почтительным уважением. Почему, подобно синагоге, и Церковь имела старцев, без совета которых ничего не делалось в Церкви. И я не знаю, как это вышло из обыкновения? Может быть, по беспечности пастырей и учителей или, лучше, по их гордости, по коей им одним хотелось быть видными в Церкви» (Амвросиаст). //Юноши, якоже братию//,— то есть увещавай и склоняй к добру. «Зачем и здесь заповедует сие, то есть кроткий образ речи? Затем, чтоб не раздражать свойственной сему возрасту продерзости; почему и в этом случае обличение должно смягчаться духом кротости и любви» (святой Златоуст). «Юношей велит Апостол увещавать как братьев, с теплотою любви, чтоб, видя, что их усовещивают из любви, они охотнее исправляли себя; особенно если видят при сем, что у самого наставника дела нисколько не разногласят с его уроками» (Амвросиаст). =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 1-2 **Старцу не твори пакости, но утешай, якоже отца: юноши, якоже братию: старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою** В этих стихах апостол Павел не излагает каких-либо новых истин. Что же он говорит? Если нуждается в исправлении **старец**, то ты отнесись к нему в этом случае, как к родному отцу, наставляя его с кротостью. Так как выслушивать замечание бывает тяжело, особенно старшему от младшего, то тяжесть эта должна смягчаться кротостью и дружелюбием. - **Юноши, якоже братию**, – разумеется – увещавай, – как братьев – для того, чтобы сдерживать свойственную этому возрасту дерзость. - **Старицы, якоже матери**, по причине, высказанной относительно увещания старцев. – **Юныя, якоже сестры, со всякою чистотою**. Так как беседы с молодыми женщинами легко навлекают подозрение, то ты делай это со всякою **чистотою**, т.е. избегай даже обыкновенной благосклонности к ним. – К этому увещавает Апостол не одного только Тимофея, но и всякого епископа. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Старца не укоряй, но увещевай, как отца** См. Толкование на [[old:pr:19:25#prp_nikodim_svjatogorec|Притч. 19:25]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== Ст. 1-2 **Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою** Итак, апостол повелевает мне в деле моего служения и в жизни вообще смотреть на всех как на своих родственников. И вправду: все чада одного Отца Небесного, все одною кровию искуплены, все званы в одно блаженное Царство славы. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев** Не о том говорит апостол, кто имеет в Церкви звание пресвитерское, а о всяком престарелом человеке. А если он имеет нужду в исправлении? В таком случае, говорит, ты поступай с ним, как с отцом. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою** С каждой группой и состоянием верующих нужно действовать по-разному. Старого человека не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишком резко. Что здесь разумеется действительно старый возраст человека, а не положение человека как пресвитера (по-греч. здесь поставлено слово presbuteroi), это видно из того, что этому определению далее противополагаются термины, означающие именно возрасты// (старицы, молодые)//. Тимофей был молод, поэтому ему не трудно было говорить со старцем как с отцом своим. //Со всякою чистотою.// В отношении к молодым женщинам Тимофей должен быть свободен от всяких пожеланий. [<10>]