[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 5:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа** Как есть лики дев, так в древности были и лики вдов, и не позволялось им просто вписываться в число вдов. Таким образом, апостол говорит не о той, которая живет в бедности и нуждается в помощи, но о той, которая избрала себе вдовство. Для чего же и этой он назначает год? Он знал, что юность есть как бы горящий костер и море, исполненное волн и многих смятений. Поэтому, когда они будут иметь свободу от своего возраста, и будут пребывать в старости как бы в пристани, когда у них угаснут пожелания, тогда он безбоязненно вводит их в этот лик. А что, скажешь, разве многие, начав с двадцатого года, не блистали до конца, не несли ярма и не показывали в себе апостольской жизни? Неужели же, скажи мне, мы станем препятствовать им, и, тогда как они желают жить во вдовстве, мы будем принуждать их вступать во второй брак? И как это достойно апостольской мысли? Что же значат слова его? Выслушайте со тщательностью, возлюбленные, сам признак этого изречения. Он не сказал: вдовица да будет не менее лет шестидесяти, но: **вдовица должна быть избираема**; также не сказал: юные вдовицы да не избираются, но: //молодых же вдовиц не принимай//, говорит он Тимофею [[new:1tim:05:11|(1Тим.5:11)]]. Так как многие из людей склонны к злословию и изощрили языки свои против предстоятелей церкви, то он, желая избавить начальника от обвинений, предписывает такие законы и говорит: ты не принимай, ты не избирай. Если она сама собою и добровольно пожелает избрать это, пусть делает; но ты пока не принимай ее, чтобы не сказали, что молодую вдову, которая желала вступить в брак и управлять домом, такой-то принудил, и вследствие этого она пала и споткнулась. Ты не избирай ее, чтобы, если она падет, тебе быть свободным от обвинений; а если не падет, то с большею безопасностью избрать ее в приличное время. **//Беседа на слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 9-10 **Вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена** Со стиха 9 до 15-го идет речь об особых некиих вдовах; но с стиха 11 видно, о каких вдовах идет речь, именно о юных; о каких же говорится в стихах 9 и 10-м, не ясно видно. Что это вдовы, не вообще призреваемые Церковию, видно из ограничений: не меньше шестидесяти лет, одного мужа жена, много потрудившаяся в служении другим. Ибо, по вышесказанному, церковного призрения заслуживает всякая беспомощная вдова; а такою может быть и не столь старая, и не одного мужа жена, и не могшая послужить другим сказанным образом. Так это особые некие вдовы. Какие же? Не диакониссы ли? Похоже на это, как можно судить по тем добрым качествам и делам, какие от них требуются: **одного мужа жена, чад воспитала, странныя прият**. Ибо такие доброты требуются, по Апостолу, от лиц избираемых в клир (глава 3), к которому причислялись и диакониссы. Но служение диаконисс требовало сил: ибо, кроме прислуживания при крещении жен и смотрения за порядком среди них в Церкви, на них лежало ходить по бедным и посещать больных; а в шестьдесят лет какая сила у женщин? Если же не они, то кто же такие? Приходит на мысль предположить, что это вдовы, долго пожившие и много потрудившиеся для других, − и выбившиеся уже из сил, которым потому нужны и кров, и содержание, и уход. Можно дополнить сие предположение так, − что, тогда как всем вообще вдовицам давалось пособие в дополнение к тому, что они добывать могли своими трудами, эти вполне были обеспечиваемы пищею, одеждою, кровом и уходом. В числе их и могли, и должны были быть и диакониссы. − Наши толковники все не видят здесь диаконисс и слова Апостола разумеют, как продолжение речи о вдовицах вообще. Святой Златоуст говорит: «прежде Апостол указал, чего не должна иметь вдовица, а теперь показывает, что она должна иметь». **Да причитается**, καταλεγεσθω, − да вносится в каталог вдовиц, или «да вчиняется во вдовье учреждение, εις το χηρικον» (Экумений). «Справедливо быть внесену в церковные памятники той, которая явила себя достойною того прежнею жизнию. Достойно приемлется в лоно Церкви (на попечение ее) та, которая прежде посвящала ей труды свои» (Амвросиаст). **Не менши лет шестидесятих**. «Указывая, что должна иметь вдовица, достойная каталога вдов, на первом месте ставит Апостол определенно ее лета, − именно шестьдесят. Впрочем, как видно из следующих слов, он не просто за один возраст одобряет шестидесятилетнюю; ибо и такая может оказаться недостойною» (блаженный Феофилакт). «Что же, разве будешь судить о ней по летам? А какая в этом заслуга? Ибо не от нее зависело прожить шестьдесят лет. Не по одному возрасту только (должно судить), говорит он, так что если б она и переступила за этот возраст, но не имела заслуг, то и тогда не должна быть причисляема (к вдовам)» (святой Златоуст). И молодая вдова может оказаться достойною внимания; но как она еще в силах, то сама себя пусть содержит. «Которые в цветущем возрасте и в силах работать и снискивать пропитание, тем надлежит трудами смирять порывы молодости» (блаженный Феодорит). **Бывши единому мужу жена**. Это указывается, как свидетельство, что она не любила житейских сластей и пространных питаний, но была строгой и воздержной жизни. «Единобрачия требует от нее Апостол, как знака ее степенной честности и любви к целомудрию» (блаженный Феофилакт). **В делех добрых свидетельствуема**. О которой все говорят только одно хорошее, свидетельствуя, что только и видали ее, что в делании добрых дел. Это общая черта. Затем «перечисляет Апостол в частности, какие именно дела делают вдову достойною обеспечения» (блаженный Феофилакт). **Аще чада воспитала есть**, ετεκνοτροφησεν, − исполнила как должно эту первую, лежащую на жене-матери, службу. Детопитание похвальное не есть только откормление детей, но главным образом благочестивое их воспитание (см.: блаженный Феодорит). «Поистине, не маловажное дело − воспитать детей. Но воспитание детей не в том состоит, что просто только откормить (возрастить) детей, а воспитать как должно, подобно тому, как выше сказал Апостол, что жена //спасется чадородия ради, аще пребудут// (чада ее) //в вере и любви и во святыни// (конечно быв утверждены в сем воспитанием) (см.: [[new:1tim:02:15|2, 15]])» (святой Златоуст). «За это и Авраама Бог одобрил, говоря, что он заповедал //сыном своим, и дому своему по себе сохранять все суды Господа Бога// (ср.: [[old:gen:18:19|Быт. 18, 19]])» (блаженный Феодорит). **Аще святых нозе умы, аще странный прият**. Прежде указал на семейные добродетели, ближайшие и подручные, а потом — на добродетели к сторонним, не чуждым, однако ж, по вере. Ибо **святые** − христиане. «Видишь, что он везде ставит выше благодеяние, оказываемое близким, нежели то, которое оказывается чужим людям. Ибо прежде говорит: **аще чада воспитала есть**, − а потом: **аще святых нозе умы** и прочее» (святой Златоуст). Омовение ног есть первое действие странноприимства. Надо прежде принять странника, потом омыть ему ноги. Феодорит, Амвросиаст, Экумений и Феофилакт так и читают: прежде **странныя прият**, а потом − **нозе умы**. Но святой Златоуст читает прежде − омовение ног, а потом − странноприятие. Ибо если под странноприятием разуметь не впущение только странных в дом, а самое их упокоение, то оно следовало за омовением ног. То и другое, впрочем, составляет одну добродетель − странноприимство, − заботливое попечение об упокоении странных. «Так поступали в древности. Так Лидда приняла самого Апостола и бывших с ним. Так о Фиве сказал он: //заступница многим быстъ и самому мне// (ср.: [[new:rim:16:02|Рим. 16, 2]])» (блаженный Феодорит). Святой Златоуст пространное делает от сих слов применение: «видишь ли, что Апостол называет странноприимством не просто одно благорасположение, но соединенное со тщанием, с добрым произволением, с усердием, которое так принимается за дело, как бы готовясь принимать Самого Христа? Ибо он хочет, чтобы служения святым они не поручали служанкам, но сами чрез себя исполняли сие. //Аще убо Аз//, − говорит Господь, − //умых ваши нозе, Учитель//, (кольми паче) //вы должны есте друг другу умывати нозе// (ср.: [[new:in:13:14|Ин. 13, 14]]). Потому что если б которая из них была даже до бесконечности богата, если б она достигла величайшей известности и превозносилась знатностию ради своих предков; то и тогда не будет такого расстояния, какое было между Богом и учениками. Если странника принимаешь ты как Христа, то нечего тебе стыдиться, лучше хвались этим делом; а когда принимаешь его не как Христа, то лучше вовсе не принимай. //Иже вас приемлет, Мене приемлет// [[new:mf:10:40|(Мф. 10, 40)]], − сказал Господь. А как скоро не так принимаешь, не получишь воздаяния. Авраам, как ему казалось, принимал людей, мимоидущих путников; между тем не все нужное для принятия их поручил приуготовить домочадцам, но большую часть служения и сам лично совершил и жене приказал месить муку, несмотря на то, что имел триста осмнадцать домочадцев, между которыми, вероятно, были и служанки. Он желал вместе с женою получить награду не только за издержки, но и за служение. Так мы должны исполнять долг странноприимства, делая всё сами, дабы мы сами освятились, дабы и руки наши были благословенны. В этом состоит странноприимство, в этом поистине состоит исполнение сей обязанности ради Бога. − Хорошо сказал Апостол: **аще святых нозе умы**. Он сказал сие с тою целию, чтобы всех побудить к подражанию. Вследствие сего и мы поспешим исполнять сие, дабы и мы похвалены были, что умывали ноги святых. − Ноги святых имеют великую силу. Вследствие сего и ниспосылают наказание, когда отряхивают с себя прах. Когда к нам придет святой человек, тогда мы не должны стыдиться сделать для него что-либо подобное сему (омовению ног, вышедшему из обычая). А святые − все те, которые имеют правую веру и живут благочестиво: они − святые, хотя бы не творили знамений и не изгоняли демонов». **Аще скорбным утешение бысть**. Воспитание детей и странноприимство − домашние добродетели: дети всегда под руками, странники сами приходят. То и другое может быть исполнено без движения за двери дома и без особых личных начинаний. И тут труд, но мало напряженный. Почему Апостол, для совершенства вдовьей добродетели, движет вдову в домы плача и бедности, в которые входить делом благим наименовал еще Екклезиаст (см.: [[old:ekl:07:02|Еккл. 7, 2-3]]), и хвалит ту, которая **скорбным утешение быстъ**, επηρκεσεν, − удовлила скорбных, удовлетворив той нужде, которая причиняла скорбь, − «деньгами или заступлением и посредничеством» (блаженный Феофилакт). **Аще всякому делу благому последовала есть**. Это или то же самое, что в начале сказано: **в делех добрых свидетельствуема**, − только с особою чертою: скорости, неудержимой ретивости на всякое добро: как только открывался случай сделать добро, она тотчас бралась за него со всею энергиею и не отступала, пока не доводила начатого до конца. «Апостол посему поименовал сим все виды добродетели» (блаженный Феодорит). Или **последовала** − значит: подражала. Прежде указанное делала по собственному начинанию; но, не довольствуясь этим, она делала и всякое добро, какое делающими видела других добрых христиан. Или − этим означается вспомоществование другим трудом. Когда кто, делая какое дело, не мог одолеть его один, она подходила с своими услугами и помогала одолеть его. «Какую заповедь дает здесь Апостол? − спрашивает святой Златоуст и отвечает: − Он заповедует давать вещественное пособие («телесное послужение» [блаженный Феофилакт]), − принимать участие в делах, послужить, − постлать, например, постель, успокоить, к чему наиболее способны женщины» (то же у блаженного Феофилакта). «Видишь ли, − заключим словами святого Златоуста, − что для того, чтобы сделаться (настоящею) вдовицею, не довольно вступать во второй брак, но нужно и многое другое? Апостол требует от вдовицы такого совершенства, какого не требует даже от девственниц, несмотря на то, что и от сих последних требовал великого совершенства: ибо, сказав, что девственница должна быть благообразною и благоприступательною Господеви с безмолвием (см.: [[new:1kor:07:35|1 Кор. 7, 35]]), он в общих чертах обозначил всякую добродетель. И еще более — он требует от вдовы почти такого же совершенства, как и от лица, облеченного епископским саном». К молодым вдовицам строго относится здесь святой Павел. Опыт показал, что иные из таковых не устаивали в обете вдовства; и, кроме того, расслабевши в решимости строго держаться данного обета, они позволяли себе и вообще поведение неодобрительное. Почему Апостол изъявляет желание, чтоб молодые вдовицы лучше вступали во второй брак, чтоб не подать повода противнику − диаволу − наругаться над ними, сбив их с настоящего вдовьего пути. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа** Кроме того, избирай вдовицу на должность диаконниссы такую, которой **не менее шестидесяти лет (есть), которая была одного мужа женою**. Ибо если к первому мужу была так постоянна любовь ее, что после его смерти она не вышла замуж за другого: то сколь более постоянною и твердою будет она в любви к Богу? =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 9-13 **Вдовица же да причитается не менши лет шестидесятих, бывши единому мужу жена: в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение бысть, аще всякому делу благу последовала есть. Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют о Христе, посягати хотят, имущыя грех, яко первыя веры отвергошася. Купно же и праздны учатся обходити домы: не точию же праздны, но и блядивы и оплазивы, глаголющыя, яже не подобает** Здесь апостол Павел вместе с другими качествами **вдов** точно определяет и возраст их, затем указывает и причину этого, – но так однако, что та **вдова**, которая имеет **шестьдесят лет**, но не удовлетворяет другим качествам, не должна быть причисляема к **вдовам**. – Некоторые полагают, что он говорит здесь о **вдовах**, зачисляемых во вдовье учреждение (έις τὸ χηρικὸν τεταγμένας). - **В делех добрых свидетельствуема**. Сказавши вообще: **в делех добрых**, Апостол далее подробно исчисляет эти добрые дела. О воспитании детей он и прежде говорил. Но как же ей быть, если она не имеет детей? Пусть исполняет остальные требования. - **Аще странныя прият**. Видишь ли, что и здесь благодеяния к своим домашним Апостол ставит прежде благодеяний, оказываемых чужим! Прежде он сказал: **аще чада воспитала есть**, а потом уже присоединяет: **аще странныя прият. – Аще святых нозе умы**. Но вдова может сказать: я по своей бедности не имею возможности принимать странников и помогать нуждающимся. Но разве ты не можешь, отвечает ей Апостол, **умыть ноги святым**? Разве не имеешь возможности быть усердной ко всякому доброму делу? **Аще святых нозе умы**, т.е. если не стыдясь исполняла самые низкие обязанности по отношению к ним. Так понимает и Климент в седьмой книге Гипотипоз. - **Аще всякому делу благу последовала есть**, т.е. принимала участие, служила. Если ты сама не можешь сделать чего-либо, то по крайней мере можешь послужить, содействовать доброму делу. – **Юных же вдовиц отрицайся**. Почему Апостол нигде, кажется, не выражает особенной заботы о девственницах, хотя их подвиг гораздо труднее? Потому что девственницы вследствие особенной ревности по вере не вступали в брачную жизнь, а **вдовы** часто вследствие необходимости, вследствие того, что остались одне; с другой стороны, Апостол выразил не малую заботу и о девах, когда сказал, чтобы оне //«благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения»// [[new:1kor:07:35|(1 Кор. 7:35)]]. - **Егда бо разсвирепеют о Христе**. Может быть некоторые и поступили так. Смотри же, что истинные **вдовы** обручаются Христу и, обручившись Ему, поставляются наравне с девами. //Обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Xpиcтoви// [[new:2kor:11:02|(2 Кор. 11:2)]], пишет Апостол в Коринфянам, но это относится и ко всякой церкви. – Но что значит: **егда разсвирепеют** (καταστρηνιάσωσι)? Это значит: когда вознерадят о вдовстве, когда развратятся, когда будут притворяться нежелающими брака, когда с надменностию или безчувствием отнесутся ко Христу и, отвергши Его, как Жениха, пожелают вступить в брак. Так сделают оне, очевидно, потому, что избрали вдовство, не подумав хорошо. - **Имущыя грех, яко первыя веры отвергошася**. Апостол разумеет здесь обет, данный Христу. Обещавшись обручиться с Ним навсегда, вдовы эти после отвергают Его, когда вступают в брак с человеком. – После этого оне, говорит Апостол, впадают и в другой грех, – в праздность. Значит, он заповедует трудиться не только мужчинам, но и женщинам, так как всякое зло рождается из праздности. - **Купно же праздны учатся обходити домы**... Имея себе незаконных мужей, которые доставляют им все необходимое, оне уже не занимаются делом, а заботятся только о том, чтобы нравиться мужчинам. - **Не точию же праздны, но и блядивы** (φλύαροι – болтливы) **и оплазивы** (περίεργοι – любопытны). Творец даровал нам ум деятельный, и потому, если мы не направляем его к доброй деятельности, то он сам стремится к худой. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа** Так как выше апостол сказал, что сластолюбивая женщина и не заботящаяся о своих домашних недостойна быть в числе вдов, то теперь он учит нас, что она должна иметь. На первом месте апостол ставит определенно ее лета, а причину этого указывает после. Впрочем, он не просто за один возраст одобряет шестидесятилетнюю; ибо и таковая может оказаться недостойной. Потом апостол требует от нее единобрачия, как знака ее степенной честности и любви к целомудрию. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу** В каталог или список вдов, получающих пособие от Церкви (на такой список указывает глагол κατα­λεγέσθω, неточно переведенный по-русски выражением: **должна быть избираема**,) должны быть заносимы вдовы, удовлетворяющие трем условиям: 1) когда они не моложе 60-ти лет − возраст, когда женщина уже не в состоянии зарабатывать себе собственным трудом пропитание, 2) когда вдова имела одного мужа (ср. [[new:1tim:03:02|III:2]]) и, наконец, 3) вообще когда она известна Церкви своими добрыми делами. **Умывала ноги святым**, т. е. христианам, приходившим в ее дом издалека. **Была усердна ко всякому делу**, т. е. отзывалась на всякое благое общественное начинание. [<10>]