[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 6:3 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще ли кто инако учит, и не приступает ко здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа, и учению, еже по благоверию, разгордеся** Святой Златоуст, как замечено, читает это в связи с //сия учи и моли//. Так учи, а от тех, которые инако учат, отступай. Чтоб отступал от учения их, об этом святому Тимофею нечего было напоминать. Отступай, говорит, от самых инакоучителей,—не связывайся с ними, «отвращайся от них» (святой Златоуст). Потому что, свяжись с ними, — и пойдет словопрение, от которого никогда никакой не бывает пользы, а одно раздражение и раздор. Уступить тебе они не могут, потому что по гордости и самомнению думают, что знают истину и стоят в ней, тогда как совсем не знают ее. Это самопрельщение и держит их в упорстве и противлении истине. И ничего с ними не поделаешь. Лучше всего не связываться с ними. Возвещай одну истину, — и кто есть от истины, послушает тебя (см.: [[new:in:18:37|Ин. 18, 37]]). Таково содержание предлежащего Апостольского урока. Кто эти инакоучители, Апостол не определяет частно, а вообще говорит: инако учат, не приступают к здравым словесам Господа и учению, еже по благоверию. Тут можно разуметь все христианское учение,— и догматы, и правила жизни, и освящение таинствами. Кто хоть в чем-нибудь из сего отступает от словес Господа и здравого учения, содержимого сонмом благоверных, тот есть инакоучитель, гордый словопритель, недостойный общения. Почему и: //сия учи и моли// (6, 2) — относится не к одной покорности рабов, но ко всему вышеизложенному, не исключая, конечно, и этого. Здравые словеса Господа те суть, о коих Он свидетельствовал: //вся, яже слышах от Отца, сказах вам// (ср.: [[new:in:15:15|Ин. 15, 15]]). Они те же, что и Дух Святый внушал Апостолам: ибо и Он имел изрекать, //елика аще услышит// ([[new:in:16:13|Ин. 16, 13]]), и, конечно, что ни изрекал, изрекал, как слышал. Здравые словеса Господа совмещают, следовательно, истину, в тайне Триипостасного Бога сокровенную, и на землю принесенную Сыном Божиим воплотившимся, и распространенную среди людей чрез Апостолов Духом Святым, - истину здравую, то есть чистую, беспримесную, непреложную. Здравы они, как чистую истину содержащие и как здравие душе, приемлющей их, подающие. Ибо истина здравие душе приносит, а ложь, хотя бы и малая, расслабляет ее и немощною делает. //Учение, еже по благоверию//,— составляется здравых словес Господа и откровений Духа Святаго. Оно сводит воедино все словеса и из всех истин, ими возвещаемых, составляет одно целое, один образ созерцания дела спасения в Господе Иисусе Христе, благодатию Святаго Духа, по благоволению Отца. Господь многое говорил, многое говорили и Апостолы от Духа Святаго. Слышавшие и принимавшие слагали всё в сердце своем, которое, как архитектон (зодчий) некий, благодатию руководимый, и устрояло тот образ созерцания дела спасения. Сей образ и совмещал //учение, еже по благоверию//. Установившись под влиянием Апостолов, образ сей вынесен в сердцах верующих из века Апостольского, обновляемый и хранимый преемниками их, и предан последующим родам верных, от которых друг-друго-приимательно и до нас дошел. Так что: //учение, еже по благоверию//, — есть учение, Церковию содержимое, — тогда при Апостолах и теперь по преемству от них. По-гречески стоит не: //благоверие//,— а: благочестие,— τη κατ ευσεβειαν διδασκαλια. Но это не отступление от подлинного слова Апостольского, а точнейшее его выражение. Благочестие есть сердечное отношение к Богу. Жизнь по благочестию есть жизнь в страхе Божием, во славу всесвятого имени Его; учение по благочестию есть учение, содержимое по несомненной вере слову Бога истины. Такое содержание истины есть воистину благоверие, — и оно только одно и есть таково. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 3-5 **Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких** **Если кто иначе**, по чужому закону, чему либо **учит** своевольно, **и не следует** здравомысленным **словам Господа нашего и учению о благочестии**, то есть не повинуется учению, состоящему в делах праведности: тот **напыщен гордынею** от собственных своих измышлений и **ничего** истинного **не знает, но болеет** страстью** к состязаниям и словопрениям, от коих происходят зависть и распри** и другие последствия; - они **развращают умы людей**, порождая незаконное учение, - **лишены истины** и правду Божию, то есть истинную проповедь о Боге, обратили как бы в промысл. **Ты же избегай их**, чтобы не приразилось к тебе их корыстолюбие. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 3-8 **Аще ли кто инако учит и не приступает ко здравым словесем Господа нашего Ииcyca Христа и учению, еже по благоверию, разгордеся, ничтоже ведый, но недугуяй, о стязаниих и словопрениих, от нихже бывает зависть, рвение, хулы, непщевания лукава, беседы злыя растленных человеков умом и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие. Отступай от таковых. Есть же снискание велие благочесmиe с довольством. Ничтоже бо внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем** **Инако учит**, т. е. **учит иному** чему-либо, отличному **от учения** правильного. - **И учению, еже по благоверию**. Что выше Апостол назвал здравыми словесами, то здесь он назвал **учением, еже по благоверию**, т.е. **учением** веры. - **Разгордеся, ничтоже ведый**. Кто не знает того, что должно знать, тот ничего не знает; а не знающий здравого **учения**, знает учение сатанинское, сатане же приятна и прилична гордость. - **Но недугуяй, о стязаниих и словопрениих**. Если ты не веруешь, но хочешь наследовать, то по необходимости должны явиться **состязания и словопрения**. Но так как христианство возвещает будущие блага, которых теперь нельзя видеть человеку глазами своими, то поэтому необходима вера... Смотри: **состязания и словопрения** составляют **недуг**. - **Хулы**. Допускающий объяснение божественного соображениями человеческого разума, легко впадает при таком исследовании и в **хулу**. - **Непщевания лукава**, т.е. мнения и учения незаконные. - **Беседы злыя** (διαπαρα τριβαὶ – трение одного возле другого), – передача болезни злых учений: метафора, заимствованная от паршивых овец, которые чрез соприкосновение заражают своею болезнию и здоровых овец. – - **Непщующих приобретение быти благочестие**. Видишь ли, что и **словопрения** рождают также корыстолюбие? И это естественно. Занимающиеся **состязаниями и словопрениями**, привлекая к себе больше учеников, получают от них прибыль, т.е. берут с них деньги, и чтобы собрать побольше, притворяются благочестивыми. - **Отступай от таковых**. Не сказал Апостол: вступай в спор с ними и борись, но: **отступай**, конечно после //первого и второго внушения// [[new:tit:03:10|(Тит. 3:10)]]. Как ты можешь убедить тех, которые борются из-за денег? Отвращайся от них, как от неисправимых. - **Есть же снискание велие благочестиe с довольством**. Вышеописанные люди притворяются благочестивыми, чтобы в благочестии иметь средство для прибыли и стяжаний; но истинное приобретение есть **благочестие** само по себе, потому что оно довольствуется тем, что есть, и не ищет избытка материального. Или: **благочестие** есть приобретение потому, что при нем мы не ищем все большего и большего, а довольствуемся необходимым. - **Ничтоже бо внесохом в мир сей**... Если мы ничего не принесли с собою в **этот мир** и ничего не вынесем из него, то что за необходимость иметь больше, чем нужно? - **Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем**. Нужно, говорит Апостол, есть столько, сколько необходимо для утоления голода, а не для наслаждения **пищею**, и одежды нужно носить столько и такой, чтобы она служила для прикрытия наготы, а не для роскоши и неги. Таково значение здесь слов: **пища и одеяние**. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает** Видишь ли, что совершенное незнание доводит человека до безумия и делает его высокомерным, так что кто не принимает здравого учения, тот горд? А гордость для больной души - то же, что воспаление при телесной ране. Итак, если он не возгордился бы, то принял бы учение Господа, Который умалил Себя, умыл ноги ученикам и сказал:// научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен// [[new:mf:11:29|(Мф. 11:29)]]. Он назвал блаженными //нищих духом// [[new:mf:05:03|(Мф. 5:3)]]; Он вывел мытаря оправданным за смиренномудрие [[new:lk:18:13|(Лк. 18:13)]]. Кто этого не принимает и не знает, тот несомненно гордится. **Но заражен страстью к состязаниям и словопрениям** Итак, состязание есть болезнь: ибо где нет веры, там все больно; там только разгорается война словесная и больше ничего, - причем более искусный в прениях напрягается низвергнуть другого. Вера есть око; не имеющий очей ничего не находит, а только ищет. **От которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения** То есть от состязаний рождаются вредные догматы. Когда мы предаемся состязаниям, - начинаем богохульствовать и думать о Боге то, чего не следует. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких** Есть люди, которые иначе себе представляют задачу христианства. Они думают, что Христос пришел изменить социально-экономические порядки жизни, дать богатство нищим. Но говорить так о христианстве - значит вовсе не понимать его. Отчего же иные высказывают подобные мысли? Оттого, что сошли с истинного пути и повредились умом. Здесь мы имеем ясное опровержение той мысли, будто бы христианство и социализм - одно и то же. **//Толковая Библия.//** [<10>]