[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 6:9 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **А хотящии богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и враждающия, яже погружают человеки во всегубителство и погибель** Укор не вообще богатство имеющим, но пристрастным к нему, жаждущим его, гоняющимся за ним и употребляющим его только в свое собственное удовольствие и удовлетворение своих пожеланий и страстей. Возможно и обладание богатством безукоризненное, и пользование им похвальное, – относительно чего ниже и дает Апостол уроки, – стих 17 и далее. Почему сказал: //хотящии// βουλομτνοι, – обладаемые желанием, непрестанно им влекомые и снедаемые. «Не сказал просто: богатящиеся (обладающие богатством), но: //хотящие богатитися//. Ибо если кто, получив богатство от предков, распоряжается им по Божественным законам, то он свободен от обвинения» (блаженный Феодорит). «Не тех, которые, имея стяжания, хорошо распоряжаются ими, не пристращаясь к ним и раздавая их бедным, обличает Апостол, а тех, которые жаждут приобретения» (святой Златоуст). «Иждивать достояние на бедных не есть дело хотящих богатиться» (блаженный Феофилакт). «Такие не станут раздавать другим, боясь, что самим недостанет на удовлетворение своих пожеланий» (Экумений). //Впадают в напасти и сеть//, εις πειρασμον και παγιδα, – в искушение и сеть. Искушение есть такое стечение случайностей, которое сильно раздражает позыв на какой-либо грех и будто против воли влечет к нему. Это же и сеть есть. Но сеть может означать и осечение или вплетение в грешные дела, так что хочешь не хочешь, а греши: так дела настроились и сплелись. Гоняющийся за богатством того и другого обобраться не может. У него поминутно случаи – покривить душою скверного ради прибытка и попрать законы правды и любви, внушаемые совестию; когда привыкнет к такому образу действования, то делается им опутан, как сетью, выступить из которой не может. «Кто, родившись от бедных и жадно домогаясь богатства, употребляет всякий способ к приобретению, не зная сытости этому вожделению, – тот идет по сетям греха» (блаженный Феодорит). Апостол не сказал: подвергаются искушению, а: //впадают//. То есть искушение всегда одолевает их; как только представится искусительный случай, они падают под искушением, не могут противостать ему. Но можно разуметь здесь не одни нравственные искушения и сети, но и внешние, житейские, – разные неприятности и затруднения. И их много у гоняющегося за богатством: дома – опасности от воров и огня, в дороге – напасти от разбойников, в сделках – сопротивления, в течении дел – непредвиденные расстройства и подобное. Святой Златоуст говорит: «в какие искушения и сети впадают хотящие богатитися? В такие, – что это удаляет их от веры, приводит на путь заблуждения, окружает опасностями и лишает покоя». Так и блаженный Феофилакт: «//впадают в искушение и сеть//, так как и против веры (и заповедей) погрешают, и опасностями окружены бывают из-за богатства, и всех боятся». Эту же мысль выражает и наш славянский перевод: //впадают в напасти//. – И незаконно устранять такую мысль. Последующие слова, служа объяснением сих слов, говорят и о внутренних и о внешних вредных последствиях любостяжания, – кои суть искушения и сети. //И в похоти многи несмысленны и враждающия.// – //Похоти// – всякого рода пожелания самоугодия, наперекор совести и явным заповедям Божиим. Потому они, по природе своей, несмысленны и вредны. Похотей смысленных и безвредных нет. Все они бессмысленны и пагубны и для души и для тела, только в разных степенях. Когда Апостол говорит: впадают в похоти, разумеет: подчиняются им, живут по ним, они – закон для них. «Текущее богатство ввергает в непотребные похоти, потому что доставляет к тому способы» (Экумений). Какие именно похоти, Апостол не перечисляет; но они сами собою естественно выказываются в тех, кои не как следует пользуются богатством: есть, пить, валяться в плотских грехах, обижать, тщеславиться, властолюбствовать, всегда на своем поставлять, хоть и неправое, и подобное. Святой Златоуст так изображает несмысленные и вредные похоти богатых: «как не назвать бессмысленною страстию, когда эти люди (богатые) держат у себя дурачков и карликов, не из человеколюбия, а для удовольствия, – когда в своих дворцах устрояют водоемы для рыб, когда содержат диких зверей, когда занимаются собаками, когда украшают коней и заботятся о них не меньше, чем о детях? Все это бессмысленно и излишне, совершенно ненужно и бесполезно. – Какие страсти бывают вредны? Когда люди разжигаются беспутною любовию, когда ищут имущества своих ближних, когда стремятся к наслаждению, когда предаются пьянству, когда жаждут убийства и погибели других». //Яже погружают человека во всегубителство и пагубу//. Это конец удовлетворения несмысленных и вредных похотей. Любитель богатства, пока богатится, хотя тоже живет по похотям, но все еще умеряет их, чтоб разливом их не помешать притечению богатства; но, когда разбогатеет, уж не может совладать с собою и вдается во всю широту похотений своих. Кончается это всегубительством и пагубою. //Всегубительство//, ολεθρος, – всебедственность; //пагуба//, απωλεια,– погибель, – «и здешняя и будущая» (блаженный Феофилакт), – и временная и вечная. «Хорошо сказал: //погружают//, – так что и подняться наверх становится для них невозможным» (святой Златоуст). Полное расстройство здесь, и конечная пагуба там. «Они кончают жизнь, претерпевая треволнения и крушения» (блаженный Феодорит); и туда переходят не на лучшее, так что «любоимание здесь не безопасно, а в будущем предается осуждению» (Амвросиаст). ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу** **Ибо желающие обогащаться впадают** не **в** одно **искушение**, но корыстолюбие, им присущее, вводит их во многие искушения, и **в сеть** разных страстей ввергает их похоть плоти их. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 9-12 **А хотящии богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень же всем злым сребролюбие есть: егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай: гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был ecu, и исповедал ecu доброе исповедание пред многими свидетели** Не о тех говорит здесь апостол Павел, которые пользуются богатством, как следует, а о тех, которые страстно желают его. Taкиe не станут раздавать его другим, боясь, что самим не хватит его на удовлетворение своих пожеланий. - **Впадают… и в похоти многи**. Изобильное богатство ввергает в непотребные похоти, потому что доставляет для этого средства. - **Яже погружают человеки**... так, что они уже не могут более облагоразумиться. – **Заблудиша от веры**... **Сребролюбие** закрывает людям духовные очи и не позволяет им идти по прямому пути. - **И себе пригвоздиша**. Подобно тернию **сребролюбие** окровавляет руки всякого, кто берется за него. – **Болезнем многим**. Страсть к обогащению не только препятствует соблюдать должные отношения к Богу, но и самих приверженцев своих мучительно уязвляет заботами, лишением сна, страхом. **Ты же, о человече Божий**! Великое достоинство! Правда, все люди – рабы **Божии**, но преимущественно праведные, не только по той причине, что они создания **Божии**, но и по причине своей близости к Богу. - **Сих бегай: гони же**... То и другое делай с напряженным усердием. Не сказал Апостол: от того отступи, а к этому приступи, но: **бегай и гони. Гони** же правду, чтобы иметь у себя не больше того, что необходимо для жизни, – **благочестие** – в учении, – **веру**, не знающую никаких состязаний и словопрений, – **любовь**, которая рождается от **веры, любовь** к Богу и людям. И какое прекрасное словорасположение: из **веры** происходит **любовь**, из **любви – терпение, терпение** делает нас кроткими. - **Подвизайся добрым подвигом веры**. **Подвиг веры** есть и все выше сказанное, и мужественное перенесение всех искушений. Сейчас же указывается и воздаяние за такого рода подвиг, именно **вечная жизнь**. - **В нюже и зван был ecu**. Всякий, приступающий к крещению, призывается **к вечной жизни**. - **Исповедал ecu доброе исповедание**. Апостол Павел разумеет здесь исповедание при крещении, когда мы исповедуем, что отрекаемся от сатаны, а сочетаваемся и верим во Христа. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть** Апостол убеждает доказательством, взятым из этого мира. Я не касаюсь, говорит, будущего, но посмотрите на то, что здесь происходит. Не сказал: богатеющие, но //желающие обогащаться//. Ибо может всякий, даже имея богатство, хорошо распоряжаться им, потому что презирать его и раздавать бедным не есть дело хотящих обогащаться. //Впадают в искушение и в сеть//, так как погрешают против веры, и опасностями окружены бывают из-за богатства, и всех боятся. **и во многие безрассудные и вредные похоти** Разве, в самом деле, не бессмысленно кормить обезьян и кошек, в своих дворцах запирать диких зверей и рыб, украшать лошадей золотом, поднимать воду на кровлю, любоваться блестящими зеркальными полами в доме? Это бессмысленно и вредно, вредно душевному благу и истощает блага чувственные. А многие погибали от того, что добивались незаконной власти. **которые погружают людей** Так что подняться наверх становится для них невозможным. **в бедствие и пагубу** Разумеется, как сказано, и здешняя погибель, и будущая. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям** Тот же, кто решил (а желающие - οί δε βουλόμενοι) приобрести себе богатство, подвергается разного рода искушениям; в нем пробуждаются разные похоти, влекущие человека к нравственной гибели. Многие, стремившиеся к обогащению, уже отступили от веры, потому что богатство натолкнуло их на другой путь - они стали безвозбранно удовлетворять все свои, часто нечистые, желания. [<10>]