[<10>] ====== Толкования на 1 Тим. 6:13 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание: соблюсти тебе заповедь** Дается завещание пред лицем Бога вездесущего и всеоживляющего. Это равносильно заклинанию именем Бога, которое вяжет совесть и обязывает к точному исполнению завещаваемого. В настоящем месте оно усиливается еще напоминанием о втором пришествии Христовом и особенно впечатлительных свойствах Божиих – Вседержительстве, неприступности и невидимости –всевидящей. Святому Тимофею едва ли нужно было такое напряженное внушение. Делается оно в показание важности предмета – нестяжательности пастырей, причем в лице святого Тимофея Апостольский дух обнимал всех пастырей до скончания века и в среде их очень многих, которым крайне необходимо такое внушение. Амвросиаст пишет: «с большою внушительностию и прозрением в далекое дает Апостол наставления пастырю Церкви; ибо в его лице – спасение всей паствы. Не о святом Тимофее беспокоясь, он так сильно выражается, но о преемниках его, чтоб они, примером святого Тимофея руководясь, верно соблюдали, к чему обязывало их рукоположение, в себе самих передавая пример сей и последующим за ними преемникам». //Завещаваю ти пред Богом//. «Опять призывает во свидетели Бога, подобно тому, как незадолго пред этим делал сие (см.: [[new:1tim:05:21|5, 21]]), – в одно время и умножая страх, и соделывая ученика своего непоколебимым, и открывая, что это не человеческие распоряжения, дабы святой Тимофей, приемля заповедь сию как бы от Самого Господа и дабы всегда имея в мысли свидетеля, от которого он слышал ее, воспоминанием об этом приводил в сотрясение душу свою» (святой Златоуст). //Пред Богом, оживляющим всяческая//. Мысль о Боге вездесущем, всесодержащем, всему дающем бытие и жизнь, самое сильное дает возбуждение нравственной энергии; ибо оживляет чувство всесторонней зависимости от Бога, на коем утверждается и коим живится страх Божий – источник деятельной премудрости. Если предметом завещания признаем нестяжательность, то можем положить, что напоминание о Боге всеоживляющем дается с тем, чтоб восставить убеждение, что //не о хлебе едином жив бывает человек// (ср.: [[new:mf:04:04|Мф. 4, 4]]), и тем отнять самую крепкую опору и заботы о стяжаниях; ибо она поддерживается наипаче опасениями за жизнь при ничего-неимении. «Апостол говорит здесь, как бы так выражаясь: не бойся смерти, ибо ты раб Бога, Который может все оживотворить» (святой Златоуст). Если предметом завещания признаем вообще веру Христову и ревность о ее распространении и поддержании, то напоминание о Боге всеоживляющем дано «как ободрение в опасностях, сопряженных с тем: ибо если Бог все животворит, то чего нам бояться подвигов за веру?» (Экумений). Может быть, имелось в виду навесть мысль и на будущее воскресение (см.: святой Златоуст, блаженный Феофилакт) и напомнить слово Господа: //Веруяй в Мя аще и умрет, оживет// (ср.: [[new:in:11:25|Ин. 11, 25]]). Не неуместно сие допустить как предначатие последующей речи, где говорится о втором пришествии Господнем. //И (пред) Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание.// Это второе напоминание к возбуждению и укреплению нравственной энергии. Христиане живут и дышат Христом Господом. Почему напоминание о Господе Спасителе всегда вызывает помышление самое возбудительное и оживительное. С этою целию оно и здесь сделано. «Еще и от примера Учителя берет он руководительное наставление. Сказанное им имеет такой смысл: как Он делал, так, говорит, и вы должны делать. Ибо Он для того свидетельствовал (доброе исповедание), чтобы мы по следам Его шли в (сем) добром исповедании. То же самое внушает Апостол и в Послании к Евреям, говоря: //взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащая Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия ceдe// (ср.: [[new:evr:12:02|Евр. 12, 2]]); и опять: //помыслите убо таковое Пострадавшаго от грешник на Себе прекословие, да не стужаете душами своими// (ср.: [[new:evr:12:03|Евр. 12, 3]]) (святой Златоуст). Но к чему возбуждает и что подражанию представляет здесь такое напоминание? Самое ли доброе исповедание, то есть содержание его, или непоколебимое мужество, с каким оно дано пред лицом смерти? – И то и другое. Предмет доброго исповедания Господня есть уверение, что Он есть Сын Божий воплотившийся, чтоб водворить среди людей истину. Святой Златоуст спрашивает: «что называет здесь Апостол добрым исповеданием Господа?» И отвечает: «то, что, будучи вопрошен от Пилата: //убо царь ли ecи Ты?// – Он отвечал: //Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину// (ср.: [[new:in:18:37|Ин. 18, 37]]). Или для сего так говорит, или для того, что, будучи вопрошен: Сын ли Он Божий? – сказал: //вы глаголете, яко Аз есмь// [[new:lk:22:70|(Лк. 22, 70)]]. Такое свидетельство дано и пред Пилатом, – только не словом, а неотвечанием на вопрос или молчанием и сказанными затем словами (см.: [[new:in:19:07|Ин. 19, 7-11]])». Экумений прямо и разумеет здесь под исповеданием то, что Господь «засвидетельствовал, что Он есть Христос, Сын Божий». Но в этом существо нашей веры, совершающей спасение людей. Почему блаженный Феодорит пишет: «добрым исповеданием Господа назвал Апостол спасение вселенной. Ибо за спасение оной претерпел Господь страдание». Отсюда Амвросиаст наводит: «о страдании Христа Господа напоминает, чтоб страх навесть, внушая, что тот по справедливости должен и быть признан виновным в сем страдании, кто презирает то, для чего пострадал Христос». После сего намерения Апостола в напоминании и добром исповедании Христа Иисуса пред Пилатом можно выразить так: исповедуя Христа Иисуса Сыном Божиим, воплотившимся и пострадавшим нашего ради спасения, будь и сам готов все, даже смерть, претерпеть за веру в Него за Жизнь по Духу Его. Это то же, что пишет святой Петр: //Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся// [[new:1pet:04:01|(1 Пет. 4, 1)]]. Применяя это к предмету речи, видим здесь сильнейшее побуждение и к нестяжательности, и к небоязненному исповеданию веры словом и делом, и к доброму пастырствованию. Последнее видит здесь блаженный Феодорит, – пиша: «такое свидетельство (Христово) Апостол представляет ученику своему (в пример), чтоб и он с большим усердием настраивал своих учеников», небоязненно и неутомимо свидетельствуя пред ними и пред всеми, в чем истина о Христе Иисусе Господе нашем. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе** **Заповедую тебе пред Богом, Который оживотворяет все** при кончине мира, – **и Христом Иисусом**, Который и умер ради сего, – **чтобы ты соблюдал** доброе исповедание и веру здравую, непорочную и неукоризненную, – то есть исповедание твое пред многими судьями и веру, которую ты доселе сохранил целою, чистою и неповрежденною, – **даже до пришествия Господа нашего**. Ни в чем не предавайся диаволу или людям. =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 13-16 **Завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание: соблюсти тебе заповедь нескверну и незазорну, даже до явления Господа нашего Иucyca Христа: еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих. Един имеяй бессмертие, и во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может: Емуже честь и держава вечная. Аминь** Опять апостол Павел призывает во свидетели Бога, с одной стороны увеличивая этим в своем ученике страх, с другой – делая его непоколебимым, так как он всегда будет иметь в своем уме такого Свидетеля. - **Оживляющим всяческая**. Это также сказано для ободрения в опасностях. Если Бог, говорит Апостол, животворит все, то чего же нам бояться подвигов за веру? А что апостол Павел действительно к этому ободряет Тимофея, это видно из последующих слов: **и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате**. Если Сам Владыка засвидетельствовал, то чего же мы медлим? - **Свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание**. Всем, что сделал, Господь засвидетельствовал, что Он есть Христос, Сын Божий. Так объясняет и Климент в седьмой книге Гипотипоз. - **Доброе исповедание**. Какое **исповедание** Апостол называет **добрым**? То, в котором Иисус Христос, хотя прикровенно исповедал Себя Богом. Когда Пилат спросил: //убо царь ли еси ты? Он отвечал: Аз на сие родихся и на cиe приидох в мир, да свидетельствую истину// [[new:in:18:37|(Ин. 18:37)]]. – **Соблюсти тебе заповедь нескверну**, чтобы ни в учении, ни в жизни ты ничем не запятнал ея. - **Даже до явления Господа**..., даже до последнего твоего издыхания. Правда, Апостол не сказал так; но чтобы сильнее побудить своего ученика, он упомянул **о явлении Господа** и о страшной Его славе. - **Еже во своя времена явит**..., т.е. во время подобающее, предопределенное. Не печалься поэтому о том, что явление это не наступило. - **Блаженный**... Это говорит Апостол о Сыне Божием. Явление откроет Тот, Кто имеет придти, но на суд придет не Бог Отец, а Бог Сын; следовательно здесь идет речь об имеющем придти Сыне Божием. **Блаженный**, – мало того: Он есть само блаженство; от Него бежит всякая скорбь и печаль; Он и всесильный и всеблагий; поэтому не должны страшиться Его земнородные. - **и един сильный**. Когда слышишь то или другое об одном из трех Лиц Пресвятой Троицы, то не подумай, что это сказано для различия от других двух Лиц; это сказано в отличие от тех, которые только называются богами, а на самом деле не суть таковы. Так и здесь, говоря о Сыне то, что в других местах он говорит о Боге Отце и Святом Духе, Апостол сказал: **един. - Един имеяй безсмертиe**. Как это Апостол говорит о Боге, что Он **один имеет безсмертие**, когда и ангелы, и души, и демоны имеют **бессмертие**? Говоря о Боге: **един имеяй безсмертиe**, Апостол или отнимает у всех их **бессмертие**, или ошибается. – На это нужно сказать то, что ангелы, души и демоны имеют **бессмертие** не сами по себе, но причастны его по благодати Того, Кто один бессмертен по естеству: оно даровано им от Бога. Бог делает нас причастным как всего другого, что только мы можем представить себе самого лучшего, – так и **бессмертия**. - **И во свете живый неприступнем**. Если Бог есть само **бессмертие и неприступный свет**, то не ограничивается ли Он местом? Иной ли Свет Он Сам и иной тот, в котором Он живет? Конечно, Он есть Сам Свет (αὐτοφῶς). Видишь ли, что язык наш оказывается немощным, когда мы пожелаем выразить что либо великое? **Неприступен свет** этот, потому что по причине сильного блистания его, никто не может к нему приступить. - **Егоже никтоже видел есть от человек**. **Никто не видел** божества Сына, подобно тому как не видел божества Отца и Духа Святого; но по плоти Он был видим. - **Емуже честь и держава вечная**. Если **честь** Его **и держава** будет **вечною**, то конечно и явление Его, так как Он обещал: //и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]]. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе** Умножая страх и делая ученика более непоколебимым, он призывает во свидетели Бога, показывая, что это не человеческие завещания, с той целью, чтобы, имея всегда в мысли, он воспоминанием об этом приводил в сотрясение свою душу. //Все животворящим//. Здесь содержится ободрение среди опасностей и воспоминание о воскресении; как бы так говорит апостол: не бойся смерти, ибо ты раб Бога, Который может все оживотворить. //И пред Христом Иисусом, засвидетельствовавшим//. Еще от примера Учителя берет наставление. Как Он свидетельствовал, так и мы должны подражать Ему. Будучи вопрошен от Пилата: //итак, Ты Царь?// – Он отвечал: //Я на то родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине// [[new:in:18:37|(Ин. 18:37)]]. И многое другое. Он засвидетельствовал и исповедал. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа** Чтобы еще более укрепить Тимофея в неуклонном благочестии, апостол поставляет его пред лицом Самого Бога, все животворящего и следовательно могущего возвратить Своему рабу жизнь, которой он может лишиться за твердое исповедание веры. Поставляет апостол Тимофея и пред лицом Христа, Который пред неверующим Пилатом твердо заявил Свое исповедание о Себе как о Сыне Божием. В конце концов апостол указывает Тимофею, что тот должен хранить данную ему от апостола заповедь до самого явления Христа на землю. Некоторые говорят, что апостол здесь имеет в виду смерть Тимофея (//Полянский//), но такое понимание представляется очень неподходящим к прямому смыслу выражения: //"даже до явления Господа нашего Иисуса Христа"//. Апостолу не была чужда мысль о возможности дожить до второго пришествия Христова. См. [[new:kol:03:03|Кол. III:3,]] [[new:kol:03:04|4;]] [[new:1sol:04:17|1 Фес. IV: 17]]. [<10>]