[<10>] ====== Толкования на 2 Ин. 1:9 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына** См. Толкование на [[new:2in:01:08#blzh_feofilakt_bolgarskij|2 Ин. 1:8]] ===== Экумений ===== **Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына** Если отвергается тот, кто пришел преподать людям совершенное богознание, то как можно считать благочестивым того, кто гонит прочь наставника в божественном умозрении? Он безбожник. <...> Если же он безбожник, то есть тот, кто отверг божественное учение, то **пребывающий** в нем **имеет и Отца и Сына**. <...> Ведь говорится, что он имеет Бога и все творения <...> Это сказано об учении, поскольку тот, кто принял апостолов и воспринял их учение, принял через это и учителей - **Отца и Сына**. //**Комментарий на Второе Кафолическое послание Иоанна.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына** **Всякий, преступающий учение Христово**: преступающий или чрез отпадение от веры, или чрез упорную и нераскаянную жизнь, следовательно — преступающий заповедь, или учение о вере и о любви [[new:1in:03:23|(1 Ин. 3:23)]]. Разумеется преступление не по немощи человеческой, которое можно очистить покаянием и исправлением преступления, но преступление упорное и нераскаянное [[new:1in:01:09|(1 Ин. 1:9;]] [[new:1in:02:01|1 Ин. 2:1—2)]]. И не пребывающий в нем (учении): ср. [[new:in:05:38|(Ин. 5:38;]] [[new:in:08:31|Ин. 8:31)]]. — **Не имеет Бога**: [[new:1in:02:23|(1 Ин. 2:23)]] и прим. Не приемлющий, или отвергающий, учение Господа Христа, принесенное Им с неба от Отца [[new:in:01:18|(Ин. 1:18;]] [[new:in:07:16|Ин. 7:16;]] [[new:in:12:49|Ин. 12:49)]], основанное на вере и любви, **не имеет Бога**, в духе его Бог не обитает, или не пребывает [[new:in:14:21|(Ин. 14:21-23)]], Бог не есть его Бог, он не стоит во внутреннем общении с Ним. Напротив же, **пребывающий в учении Христовом**, верою исповедующий Христа своим искупителем и такою верою деятельно усвояющий искупительную силу Христову себе, **имеет** в духе своем пребывающими **и Отца и Сына** (см. прим. к [[new:1in:02:23|1 Ин. 2:23;]] [[new:1in:03:09|1 Ин. 3:9;]] [[new:1in:04:14|1 Ин. 4:14—16;]] [[new:1in:05:04|1 Ин. 5:4—5,]] [[new:1in:05:10|10—12]]). //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-11 **Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его** Необходимость верности всему учению Христову Апостол доказывает, ст. 9, и отрицательно, говоря, что всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога (ср. [[new:1in:02:23|1Ин. 2:23]]), - и положительно, утверждая, что пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына (ср. [[new:1in:04:14|1Ин. 4:14-16]]). "Пребывает в учении Христовом, т. е. в евангельском, тот, кто мудрствует по оному, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю" (блаж. Феофил.). Теперь, ст. 10-11, ввиду гибельности лжеучения, отрицавшего воплощения в Иисусе Христе Сына Божия, Апостол, настоятельно предостерегая христиан от обольщения лжеучителями, требует от своих духовных чад избегать всякого общения с лжеучителями, - разумеется, прежде всего, остерегаться их, как учителей, и бегать их гибельного лжеучения, а затем удаляться общения с ними и в делах житейских. Подобную осторожность в отношении лжеучителей и нечестивцев советовал христианам и Апостол Павел [[new:2sol:03:06|(2 Фес 3:6]]; [[new:rim:16:17|Рим 16:17)]]. [<10>]