[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 1:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше** Чтобы не привести в уныние учеников слишком сильным описанием своих бедствий, он показывает и великое богатство утешения, и таким образом ободряет их дух; и не только этим ободряет их, но еще и тем, что напоминает о Христе, говоря о своих страданиях, что они страдания Христовы, и, таким образом, прежде всякого другого утешения, извлекает утешение из самих скорбей. В самом деле, что может быть приятнее, как быть общником Христу, и ради Его терпеть страдания? Что может равняться с этим утешением? И не этим только, но и другим образом он восставляет души скорбящих. Чем же? Тем, что говорит: **"умножаются"**. Не сказал: "как постигают нас страдания Христовы", но: **"как умножаются"**, показывая тем, что (апостолы) претерпевают не только страдания Христовы, но еще большие. Мы претерпели, говорит, не только те страдания, которые Он претерпел, но и преизбыточествующие. Христос был гоним, преследуем, биен, умер. Но мы, говорит, более того претерпели. Этого одного уже достаточно для утешения. И никто не подозревай здесь преувеличения. Вот он и в другом месте говорит: //"ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей"// [[new:kol:01:24|(Колос. 1:24)]]. И ни в том, ни в другом месте нет ни дерзости, ни самохвальства. Подобно тому, как (апостолы) совершили большие знамения, нежели сам Христос (//"верующий в Меня//, — говорит Господь, — //и больше сих сотворит"// – [[new:in:14:12|Ин. 14:12]]), — хотя все это совершает Он же, действуя в них, — так и пострадали больше Его, — хотя это опять же принадлежит одному Господу, Который утешал их и давал им силы к перенесению приключавшихся зол. Вот почему и Павел, чувствуя сам, как много он сказал, смотри, как опять смягчает сказанное, говоря: **"умножается Христом и утешение наше"**; он все приписывает Господу, прославляя и этим Его человеколюбие. Не только, говорит, насколько скорбим, настолько и утешаемся, но гораздо более. Не сказал, что утешение равно страданиям, но: **"умножается утешение"**, так что время подвигов есть вместе время и новых венцов. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Зане якоже избыточествуют и страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше** Выставляет причину, почему не должно сомневаться, что они точно могут утешать находящихся во всякой скорби. Не сомневайтесь, говорит, в этом; ибо у нас как скорби с избытком, так и утешения с избытком; больше всех скорбим, больше всех и утешения подает нам Бог. У нас его много в запасе; скорби — для нас, а утешения — для вас. Сказав, что страдания у нас с избытком, Апостол не остановился на этом одном; «но дабы не привести в уныние учеников слишком сильным описанием своих бедствий, показывает и великое богатство утешения, и, таким образом, ободряет их дух; и не только сим ободряет их, но и тем, что поминает о Христе, говоря о своих страданиях, что они суть страдания Христовы, и, таким образом, прежде всякого другого утешения извлекает утешения из самых скорбей. Ибо что может быть приятнее сего, быть общником Христу и ради Его терпеть страдания? Что может равняться с сим утешением?» (святой Златоуст). Страдания назвал Апостол Христовыми, потому что они были за Христа, за слово Его и за дело проповеди о спасении всех в Господе Иисусе Христе. Еще более можно сказать: страдания за Христа суть Христовы, потому что Он Себе их присвояет, считает их Своими. Он однажды пострадал всеобъемлющим страданием; страждущие за Него вступают в спострадание Ему, в чем, как нередко уверяет Апостол, и состоит таинство нашего спасения. Причащение страданиям Христовым вводит в причастие и жизни Его, а в этом все. Поставив так близко страдания за Христа к страданиям Христовым, Апостол в этом общении со Христом чрез страдания указывает и источник утешения. Страдая за Христа, вступаем в общение страданий Христовых; но как Христос теперь во блаженной славе, то естественно чрез Христа избыточествовать утешениям, несмотря на скорбность, или в самой скорбности, так что скорбность остается только совне, внутри же царствует одно утешение, и иначе сему быть нельзя. Это не помышлениями какими утешительными производится в сердце, а утешение, помимо всяких усилий ума и самоутешительных соображений, льется в душу от лица Христа Господа и, водворяясь в ней, преисполняет ее. **Христом**, говорит, **избыточествует утешение наше**, — избыточествует и над страданиями и поглощает их. Так понимает святой Златоуст: «Апостол прославляет человеколюбие Господа еще и тем, что говорит: мы гораздо более утешаемся, нежели сколько скорбим. Поелику не сказал, что утешение равно страданиям, но утешение, говорит, избыточествует, так что время подвигов есть вместе и время преизбытка утешения. Оттого страждущие за Христа никого не боятся и не трепещут, и среди самых напастей бывают спокойнее и радостнее всех: ибо они тут же сподобляются бесчисленных утешений от Самого Христа». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше** **Поелику, как умножаются страдания Христовы в нас, так и чрез Христа умножается моление наше**, то есть: открывается дверь к тому, чего просим. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше** Он называет утешением созерцание, что значит «видение души». Ведь видение рождает утешение. //**Слова подвижнические.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше** Не унывай, говорит, никто, кто слышит о скорбях и страданиях, ибо в той мере, как они умножаются, увеличиваются и утешения. Не просто также сказал: **страдания**, но **Христовы**, чтобы и этим воодушевить коринфян. Христовы суть страдания те, которые мы претерпеваем и чрез то становимся общниками Ему в страданиях. Поэтому величайшим утешением для тебя да будет то самое, что ты переносишь скорби Христовы и не их только, но большие. Ибо, говорит, **умножаются в нас страдания Христовы**: то есть мы терпим больше нежели сколько претерпел Христос. Чувствуя однако, сколь великое сказал, смягчает то же самое, говоря: **умножается Христом и утешение наше**, ибо все относит к Нему. И не сказал, что утешение равно скорбям, но **умножается**, — гораздо больше скорбей. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше** Если по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше, то мы должны с полнейшей готовностью обрекать себя на страдания. Пусть они чрезмерно отягчают нас, желающих преизбыточного утешения от Христа, которым все плачущие действительно утешатся [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4)]], но, конечно, не в равной мере. Если бы утешение было равномерным, то не было бы написано: по мере; как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Причастные страданиям соразмерно страданиям, которым они причастны для Христа, будут причастны и утешению. Этому научает вас тот, кто в полной уверенности говорил: //Мы знаем, что вы участвуете как в страданиях, так и в утешении//. //**Увещание к мученичеству **//. ===== Амвросиаст ===== **Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше** Ясно, что Тот, за Кого страдаем, помогает нам, утешая нас, и освобождая нас, и спасая нас от скорби Своим Божественным вмешательством. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше** Верно ли, однако, что Апостол и его спутники получают утешение от Бога? Да, это совершенная правда, и утешение это становится все изобильнее, по мере того как увеличиваются страдания Апостола и его спутников. - **Страдания Христовы**. Это не страдания за Христа или ради Христа, но страдания Христа, которые переносит каждый страдающий за Евангелие, или такие, какие испытал при проповедании Своего Евангелия Сам Христос (ср. [[new:mf:20:22|Мф. 20:22;]] [[new:fil:03:10|Флп. 3:10;]] [[new:kol:01:24|Кол. 1:24]]). Некоторые из древних церковных толкователей (Злат., Феофилакт и др. ) видят здесь страдания, какие терпит Сам Христос в Своих членах, т. е. верующих. Но мысль о продолжающихся и теперь страданиях Христа противоречит идее Его прославления. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:01:03#lopuxin_ap|2 Кор. 1:3]] [<10>]