[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 2:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему** См. Толкование на [[new:2kor:02:15#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 2:15]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот. И к сим кто доволен** «Всем предлагаем мы благоухание Христово, но не все ощущающие оное приобретают спасение. Ибо для болезненных глаз и свет опасен и враждебен; однако же не солнце причиняет вред. Говорят, что птица гриф бегает от благоухания мира, однако же миро остается миром, хотя гриф и бежит от него. Так и спасительная проповедь верующим доставляет спасение, а неверующим причиняет погибель» (Феодорит). Есть яства, которые один принимает с удовольствием, а другой и запаха их сносить не может, и когда ощутит его, то испытывает сотрясение во всем своем теле. Природа яств одна и та же; то, что они так противоположно действуют на тех и других, зависит от случайных настроений их организма. Христос Господь есть существенная жизнь для всех нас; и благовестие о Нем по существу своему животворные для всех содержит начала; между тем по случайным нравственным настроениям для одних оно – жизнь, для других – смерть. «Но спасается ли кто или погибает,– проповедь Евангельская всегда удерживает свое достоинство. Как свет, и тогда, как ослепляет слабых зрением, остается светом, хотя ослепляет; или как мед, хотя бы казался горьким для больных, не перестает быть сладким по своей сущности,– точно так же и благовестие о Христе всегда имеет свойственное ему благоухание, хотя не верующие сему благовестию и погибают; ибо губит их не благовестие, но собственное их ожесточение. И погибелию нечестивых еще более обнаруживается благоухание проповеди. Таким образом, сила благовестия обнаруживается не только в спасении добрых, но и в погибели нечестивых, ибо и солнце потому особенно и ослепляет взоры слабых, что светит очень ясно. Также и Спаситель, хотя //лежит на падение и на востание многим// [[new:lk:02:34|(Лк. 2:34)]], однако не перестает быть Спасителем и тогда, когда бесчисленное множество людей падает. Итак, благовестие всегда есть спасительное благоухание; но, обоняя благоухание сие, одни спасаются, а другие погибают,– так, впрочем, что если кто погибает, тот бывает сам виною своей погибели» (святой Златоуст). **И к сим кто доволен?** Говоря, что спасительное слово благовестия для одних есть **воня в смерть**, а для других **воня в живот**, Апостол естественно возбуждает у всех вопрос: как же это? Предполагая этот вопрос как бы уже предложенным себе, он отвечает на него: **к сим кто доволен?** Кто может объяснить, как это бывает? Бог одного добра желает и одно добро подает; Христос Господь есть наш Спаситель и Живот, и благовестие о спасении в Нем есть слово животворное. Откуда быть пагубе? Разве только от нас. Но и от нас как? Разве только в таком случае, если бы мы стали к благовестию примешивать свои мудрования и потому проповедовать его нечисто. Но этого, говорит, о нас сказать нельзя, как видно из следующего стиха. Таким образом, почему слово благовестия оказывает такие противоположные действия, остается непостижимым. Кто доволен (способен) к тому, чтобы понять это и объяснить? Такое понимание сих слов и их связь с последующими представляется самым прямым, если иметь во внимании двоякое действие благовестия. А если так смотреть на предыдущую речь, что в ней Апостол только стороною намекнул на то, что благовестие бывает и **вонею в смерть**, главною же целию имел представить животворность и победоносность слова благовестия; то в словах: **и к сим кто доволен** Апостол очевидно хотел отклонить от себя всякую честь участия в сей победоносности и все отнести к Богу. Что слово благовестия идет по миру, как победитель на торжественной колеснице, это не от нас, этого из людей никто бы и не мог совершить. Оно само так победоносно силою Божиею, в ней сокрытою, или ей сопутствующею и ей вседейственность сообщающею. Так святой Златоуст: «Поелику Апостол так много сказал великого и необычайного, усвояя себе повсеместное торжество, то опять старается умерить сказанное, все относя к Богу. Он говорит как бы: все сие Христово, и нет ничего нашего. Лжеапостолы хвалятся проповедию как своею; напротив, истинный Апостол в похвалу себе вменяет то, что ничего не называет своим. Почему и говорит: **и к сим кто доволен?** Откуда уже само собою следовало: а если мы сами по себе не довольны к сему, то все происходящее с нами и чрез нас есть дело благодати». В таком случае следующие слова будут уже иметь такой смысл: все в благовестии есть дело Божие, дело благодати; нашего тут ничего нет и не может быть. Наша забота вся на то обращена, чтобы в слово благовестия не примешивать ничего своего, а передавать его чистым, как получено, давая ему возможность беспрепятственно действовать всею полнотою свойственной ему силы. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему** Ведь мы как бы воню некую представляем из себя для той и другой стороны: как для тех, кои, переменившись, соделали нас **запахом смерти** для себя, между тем как мы вонею жизни должны бы быть также и для самых гонителей наших, - но они умирают чрез нас **в смерть**: - так и для тех, коим мы оказываемся **запахом жизни**, кои чрез нас делаются учениками (Христовыми) и живут чрез нас **в жизнь**. Как бы обоняние двух ноздрей, так распространялся чрез добродетели и чудеса запах Апостолов, доставляя им учеников и уготовляя им гонителей. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему** Итак вы должны быть уверены, что человеку, который не старается всеми силами изъявлять любовь и благодарность свою к Богу за Его благодеяния к нам, последнее пришествие Сына Божия будет не для спасения и оправдания, но для погибели его: **овем убо воня смертная в смерть; овем же воня животная в живот**; и Иисус Христос, как сказал праведный Симеон, //лежит на падение и на востание многим во Израили и в знамение пререкаемо// [[new:lk:02:34|(Лук. 2:34)]]. //**Письма к монахам.**// ===== Блж. Августин ===== **для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему** См. Толкование на [[new:2kor:02:15#blazh_avgustin|2 Кор. 2:15]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему** **Для одних, запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь** Поскольку сказал: //мы - благоухание и в погибающих//, то, чтобы ты не подумал, что и погибающие угодны и приятны Богу, присовокупил следующее: обоняя благоухание это, одни спасаются, а другие погибают. Как миро, говорят, удушает свиней и жуков, так и Христос положен камнем соблазна и преткновения. Так и огонь золото очищает, а терние сжигает. **И кто способен к сему** Поскольку так много сказал словами //мы благоухание//, и: //торжествуем//, то опять старается умерить речь. Для этого говорит, что мы сами по себе без помощи Божией недостаточны; ибо все Ему принадлежит и нет ничего нашего. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему** Так и слово пророческое есть благоухание для верующих, но для сомневающихся и неверующих и признающих себя народом фараона оно обращается **смертоносным запахом**. //**Гомилии на Книгу Исхода.**// ===== Амвросиаст ===== **для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему** Говорит это Павел, поскольку для неверующих проповедь креста Христова есть **запах смертоносный** и слушающие слово Бога воспринимают его как чуму, от которой происходит смерть: и это с необходимостью будет с неверующими в отношении веры верующих. А для других **запах живительный на жизнь**. Истинно так, поскольку для верующих услышанное слово Бога есть вестник спасения вечного, и воздействует оно согласно вере слушающего. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему** Апостольская проповедь однако живительна не для всех. Для иных, которые по свойству своей упорной натуры, не желают принять спасения от Христа и идут поэтому прямым путем к вечной погибели, учение апостольское смертоносно. - И кто способен на это, т. е. на такую деятельность, когда проповедник сознательно одним несет вечную жизнь, другим - вечную погибель. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:02:12#lopuxin_ap|2 Кор. 2:12]] [<10>]