[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 3:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа** Потом, возводя их к высшему разумению, называет их посланием Христовым, говоря: **"вы показываете собою, что вы - письмо Христово"** [[new:2kor:03:03|(ст. 3)]]. И сказав это, он извлекает отсюда повод говорить о законе; и опять называет их посланием своим, но в другом смысле. Выше он называл их посланием потому, что они служат для него одобрением; а здесь называет их посланием Христовым, как имеющих в себе написанным закон Божий. "Что Бог благоволил открыть всем и вам, все это, – говорит, – написано в сердцах ваших; а мы приготовили вас к принятию этих письмен. Как Моисей обделал камни и скрижали, так и мы приготовили души ваши. Потому и говорит: **"через служение наше"**. Но скажут, что и те, и другие скрижали равны, потому что и те написаны Богом, и эти Духом (Божиим). Где же между ними различие? **"Написанное**, – говорит, – **не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца"**, а каково различие между Духом и чернилами и скрижалями каменными и плотяными, таково же различие между теми и другими письменами: тем же различаются и послужившие (письменам новозаветным) от послужившего (ветхозаветным). Но чтобы не подумали, что он сказал о себе слишком много, он тотчас и поясняет себя, говоря: **"Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа"**. И таким образом опять все приписывает Богу, и виновником всего называет Христа. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** //Язык мой - трость книжника скорописца// [[old:ps:044:02|(Пс. 44:2)]]. Как трость есть орудие письма, когда опытная рука движет ею для начертания написуемого, так и язык праведника написывает слова вечной жизни на сердцах верующих, когда Святой Дух движет им, - [язык], погружаемый не в чернила, но в Духа Бога Живого. Итак, Святой Дух есть книжник, потому что премудр и всех научает, и скорописец, потому что быстро движение мысли. И Дух написывает в нас помышления **не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца**. А по мере широты сердца Дух пишет на сердцах больше или меньше: или явственно для всех, или прикровенно, по мере предуготовительной чистоты. По скорости же написуемого отныне целая вселенная наполнена благовестием. //**Гомилии на Псалмы (Пс. 44).**// ===== Свт. Климент Александрийский ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** Таковы заповеди Логоса, таковы Его напоминания. Они начертаны перстом Господним **не на скрижалях каменных, но на человеческих сердцах**, которые одни не подвержены тлению. А скрижали жестокосердых потому и разбиваются (см. [[old:ish:32:19|Исх. 32:19]]), чтобы эти истины веры были запечатлены на сердцах младенцев. Но и тот, и другой законы служили Логосу для воспитания человечества, один - через Моисея, другой - через апостолов. Ведь есть детовождение и через апостолов (см. [[new:gal:03:24|Гал. 3:24-25]]). //**Педагог.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** Имея Слово Божие перед собой, мы способны сформулировать мнение о том, что есть добро и что есть зло. Зла, как мы естественным образом понимаем, нам должно избегать; добро же, как мы так же естественно понимаем, нам предписано. В этом, как представляется, мы слышим сам голос Господа, который одно запрещает, другое заповедует. Если кто-то ослушивается того, что, как мы верим, однажды установлено Богом, то он считается подлежащим наказанию. Мы не читаем заповеди Божий, словно записанные чернилами **на каменных скрижалях**, но они вписаны в сердца наши **Духом Бога живаго**. Посему в наших собственных мыслях мы формулируем закон... Итак, нечто вроде закона Божия существует в сердцах людей. //**О рае.**// ---- Перстом этим, как читаем, Бог начертал [заповеди] на каменных скрижалях, которые принял Моисей. Но не плотским перстом начертал Бог формы и элементы букв, которые мы читаем: Он Духом Своим дал закон. Потому и говорит апостол, что закон духовен и написан **не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца**. Ведь если послание апостола написано Духом, то что помешает нам считать, что закон Божий написан не чернилами, а Духом Бога, Который, конечно же, не пятна ставит на тайнах сердца и разума нашего, а высвечивает их. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Являеми, яко есте послание Христово служеное нами, написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных** Там сказал только, что коринфяне суть послание их, которое все читают то посредством того, что видят их, то посредством того, что сами насадители веры в них говорят о них, нося их всюду в сердце своем написанными. Теперь объясняет, какого рода они – послание, как такое послание написано и где. Это-то главное и есть в речи Апостола, ибо у него цель одна – сказать, сколь высоко и самоодобрительно слово благовестия, чрез которое коринфяне стали тем, что суть. **Являеми**, пред всеми являетесь, всем узнающим вас явно бывает, что вы **послание Христово**, послание Самим Христом писанное и о Христе, то есть послание, свидетельствующее о спасении во Христе, или писанное в духе и по предмету домостроительства спасения во Христе Иисусе. На вас для всех видно, как начинается дело спасения, как устанавливается, как спеется, чем красится (дары Духа Святого) и чем увенчается; вы – живописанный закон жизни о Христе Иисусе. Святой Златоуст говорит: «Возводя их к высшему разумению, называет их посланием Христовым, как имеющих в себе написан закон Божий (о Христе Иисусе). Что Бог благоволил открыть всем (чрез благовестие наше), все сие, говорит, написано в сердцах ваших». Феодорит пишет: «И что я говорю: //наше//? Вы – послание Самого Спасителя нашего, изречения самой проповеди Его». Экумений и Феофилакт толкуют: вы послание Христово, «потому что закон Его и заповеди Его в вас пребывают и вами блюдутся». **Служеное нами**. Написал вас Христос Духом Святым, «а мы только служители писмен» (Феодорит). «Мы приготовили вас к принятию писмен сих. Как Моисей обделал камни и скрижали, так мы приготовили души ваши» (святой Златоуст). «Таким образом, мы посредством проповеди были служителями только веры вашей и вашего ведения дела спасения» (Экумений и Феофилакт). Сама же вера и само ведение и все прочее, чем содевается спасение, написано было в сердцах ваших не нами. Помимо нас, хотя при нашем служении вам словом и действием, все то написал в вас Дух Святой. **Написано не чернилом, но Духом Бога жива**. Хочет сказать, что писание их совершалось не внешно, а внутренно, не внешним, а внутренним способом. Обыкновенно пишут на бумаге чернилами. Желающий знать написанное читает, понимает и принимает: так оно переходит к нему внутрь – в сознание, и там умом понимается, сердцем ощущается и вступает в чин возбудителя желаний и деятельной энергии. С вами, говорит, не так было: Дух Божий прямо проник в сердца ваши и там живописал истины спасения, преобразившие вас и исшедшие потом в дело. Вместе с словом благовестия,– духодвижным и духоносным,– Дух Божий проходит ко внутреннему человеку и возбуждает его к вниманию. Внемлющий, принимая чрез слова представление за представлением, узревает наконец, в чем дело и что требуется. По узрении этого, не без содействия благодати, ему предлежит решить, согласен или не согласен. Дух благодати отстраняется при сем: решение принадлежит свободе. Но когда внутри изречется согласие, то оно закрепляется в существе души благодатию, причем и все слышанное из ума, где оно собрано было вниманием, переходит в сердце и печатлеется там живосоставно. Это первое – начальное писание. В нем программа новой жизни, которой требования отсюда же исходят, но не вдруг сознаются и приемлются. Христианство – не теория, а жизнь. Изрекающий согласие принять его принимает обязательство и жить по нему. Эти требования жизни тотчас и входят в сознание и приемлются совестию в закон. Но при всем том, это новый процесс внутренней духовной жизни. Дух благодати помогает ясно вообразить все требуемое и снова отступает, чтобы свобода сама непринужденно изрекла согласие на это. Когда изречется сие согласие, Дух благодати все сознанное, как условие христианской жизни, печатлеет тогда в совести и в сердце: и се живописанные скрижали закона жизни о Христе Иисусе! Это второе писание. Третье писание продолжается непрерывно во всю жизнь. Ничто из этого не делается без Божественных таинств: первое писание завершается святым крещением; второе – святым миропомазанием, а при Апостолах – возложением рук; третье – всю жизнь повторяющимися таинствами покаяния и причащения. Таким образом, верует кто, возрождается, вступает в новую жизнь и ведет сию жизнь,– все действием Духа Божия. Если все сие и есть именно писание Христово, то само собою очевидно, почему оно написанным почитается не чернилами, а Духом Бога жива. **Не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных**. От рекомендательных писем перешел Апостол к живому писанию, чрез благовестие напечатленному в коринфянах, а это привело к писанию Духом в сердцах, в отличие от писания хотя перстом же Божиим, но вне, на скрижалях каменных. Так все это отделение о превосходстве новозаветного откровения составляется у святого Павла, как вяжется цепь, звеном цепляясь за звено. Моисей приготовил каменные доски. Бог же перстом Своим написал на них заповеди закона Своего. Это великий символ, изображающий нравственный строй Ветхого Завета. Скрижали – вне человека подзаконного. Читая их, он понимал, что требовалось, и, поелику при законе лежал ответ кровию за неисполнение, понуждался исполнять то. Но это шло отвне, и на нем лежало, как внешнее иго. В христианстве закон жизни о Христе Иисусе пишется Духом Бога жива во внутреннем человеке, в сердце, самом исходище жизни, и, оттуда исходя и обнимая сознание и свободу, наполняет все исходища жизни и является вовне в делах, как естественное проявление того, что состоялось и созрело внутри. Вот великое и существенное различие христианского законописания и законописания ветхозаветного. Там закон читаем был на скрижалях, входил в сознание и ложился на совесть; здесь исходит из сердца вместе с сознанием и совестию, и прямо возбуждает и располагает к делам, кои охотно творятся, а не как там, из-под ига. **На скрижалях сердца плотяных**,– Феофилакт и Экумений переставляют так: на скрижалях плотяных, то есть на скрижалях сердца, или в сердце. Сердце – скрижали Закона, когда оно все пропитано заповедями, или одною волею Божиею, так что ни сочувствия, ни расположения не являет ни к чему, кроме заповедей, или кроме того, на чем есть печать воли Божией. Тогда сердце сочетавается с совестию неразрывно, объединяется с нею, и совесть делается ясным и точным определителем закона жизни о Христе Иисусе и вообще, и в частностях. Апостол представляет дело в идеальном совершенстве, достижимом однако ж. Чтобы сердце дошло до такого совершенства, много нам надо трудов и подвигов. Это состояние современно с чистотою сердца. Почему пророк и молился: //сердце чисто созижди во мне Боже и Дух прав обнови во утробе моей//. Дух прав обновляется вместе с чистотою сердца, или чрез чистоту сердца. Дух же правый во утробе и есть Духом Бога жива написанное на скрижалях сердца писание закона жизни о Христе Иисусе.– Эту цель имели в виду все святые Божии и мерою достижения ее меряли степени восхождения своего к совершенству. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** **Вы являете собою** и удостоверяете, **что** вы **послание есте Христово**, ибо делами вашими как бы из книги возвещается Христос, **чрез служение наше**, то есть чрез проповедь нашу, - **написанное** же (послание Христово)** не чернилами, или на скрижалях каменных, но Духом и на скрижалях сердца плотяных**. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** См. Толкование на [[new:2kor:03:02#prp_nil_sinajskij|2 Кор. 3:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** Оставив тех, кто учил противоположному, апостол переходит к делу и показывает различие двух заветов. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 3:3).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** **Вы показываете собою, что вы - письмо Христово** Каким образом? Тем, что закон Христов и Его заповеди, подобно письменам, пребывают и сохраняются в вас. **Через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.** Воспользовавшись случаем сравнить закон с Евангелием, делает здесь такое сравнение: как Моисей был служителем Закона, так и мы служители вашей веры в Евангелие, и как он вырезал на каменных скрижалях, так и мы на ваших сердцах; Закон написан был чернилами, а Евангелие написано в вас Духом. Итак, насколько Дух отличается от чернил и сердце от камня, настолько отличается Новый Завет от Закона. Поскольку у ожесточенных людей каменные сердца, то сердца верующих назвал плотяными, потому что они восприимчивы к слову. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** Мы еще не приняли это желание Бога в настоящем, поскольку ему не должно и оно не может быть полностью утолено... И даже в этой жизни есть люди, кто великий труд благоговейно отдал занятиям божественным и религиозным, хотя они и получают малые крупицы из многих огромных сокровищ божественного знания, но уже много полезного получают из одного того, что свой ум занимают этим и тем самым питают свою жажду божественного познания. Много пользы извлекают из того, что души свои обращают к изучению и любви к истине и готовят себя для вмещения грядущего знания. (Так, желающий написать портрет, если предварительно контуры будущего образа тонким стилем наметит и нанесет разметку для лика под дальнейший основной тон, вне сомнения, будет скорее готов положить нужные краски в должных местах.) Так же обстоит и с человеками, если подойти с точки зрения абриса и точного воспроизведения образа Иисуса Христа **на плотяных скрижалях сердца**... Из чего следует, что для имеющих в этой жизни абрис истины и знания раскроется также красота совершенного образа в грядущем. //**О началах.**// ===== Севериан Габальский ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** Апостол показывает, насколько благодать Духа лучше закона и проповедь апостолов выше служения пророков. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** Прозрачно для понимания, поскольку говорится о том, что христиане суть **письмо Христа** и указывают на спасение, которое дал Бог во Христе всем человекам, через пишущих апостолов; ибо, когда проповедуют, пишут. **Написанное не чернилами, но Духом Бога живаго**. Поскольку же обетованное вечно, поэтому письмом Духа Божия называется то, что всегда есть. Временное же пишется чернилами - то, что ветшает и выветривается из памяти. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца** **Письмо Христово**, т. е. письмо составленное Христом. Здесь Церковь Коринфская названа вообще письмом, а не одобрительным письмом, как выше, т. е. созданием Христовым. Апостол Павел и Тимофей являются только орудиями в руках Христовых, как писцы пишущие под диктовку. Чернила - это орудие письма - заменяет собою Дух Св.. Материал, на котором писано письмо, - живые сердца Коринфян. **О скрижалях каменных** вместо пергамента Ап. упоминает потому, что ему здесь предносилось воспоминание о скрижалях закона. - **Плотяными** названы **скрижали сердца** для того, чтобы обозначить живую восприимчивость читателей послания к проповеди Евангелия. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:03:01#lopuxin_ap|2 Кор. 3:1]] [<10>]