[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 3:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** См. Толкование на [[new:2kor:03:05#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 3:5]] ===== Свт. Василий Великий ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** Различие духа и буквы апостол также показывает в форме изречения, когда сравнивает закон и Евангелие: буква убивает, а дух животворит. **Буквой** он называет закон, как это подтверждается из предыдущего и последующего, а **духом** - учение Господа, поскольку сам Господь сказал: //Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь// [[new:in:06:63|(Ин. 6:63)]]. //**О крещении.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** Верно говорит Павел, что **буква убивает, а дух животворит**. Ведь **буква** обрезает небольшую часть тела, а понимающий **дух** обеспечивает обрезание всей души и всего тела, дабы, лишившись ненужного - а что еще так не нужно, как греховная алчность и вожделение, которые не природа дала, а произвел грех? - и поста держаться, и умеренность возлюбить. Телесное обрезание - это знак, обрезание же духовное - истина; первое отнимает часть тела, второе отнимает грех. //**Послания 68.**// ---- Что же удивительного в том, что **Дух**, Который **животворит** как Отец, Который животворит как и Сын, есть податель жизни? И более: кто же станет отрицать, что давать жизнь - свойство вечного Величия?.. Итак, посмотрим, животворится ли Дух или Сам животворит. Но написано: **буква убивает, а дух животворит**. Значит, **животворит Дух**. А чтобы ты понимал, что животворное действие Отца, Сына и Святого Духа нераздельно, запомни, что существует единство животворения, поскольку Сам Бог животворит через Дух. Павел так сказал: //Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас// [[new:rim:08:11|(Рим. 8:11)]]. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмене, но Духу: писмя бо убивает, а Дух животворит** «Что значит: **удоволи нас**? – То, что Бог сделал нас способными к таковому служению. Ибо великое дело – сообщить вселенной такие скрижали и писмена, которые гораздо важнее первых. Потому присовокупил: **не писмене, но Духу**. Вот различие ветхих и новых скрижалей! Моисей принес не Дух, а писмена, а нам вверено преподание Духа» (святой Златоуст). «Сам Бог всяческих преподал нам силу, достаточную к тому, чтобы служить благодати Духа. Ибо предлагаем не ветхие писмена Закона, но новый дар Духа» (Феодорит). «Бог удоволил нас, исполнил силою Своею, сделал нас служителями, пригодными к такому великому и Божественному делу, служителями **Нового Завета, не писмене, но Духа**. И Закон был духовен, но Духа не подавал, как подает Новый. Нам, говорит, вверено преподание не писмени, как Моисею, но Духа. Апостолы не учение только о духовном и Божественном преподавали, но подавали Духа, возлагая руки на верующих» (Феофилакт). Вот существо Нового Завета – одуховление верующих. Слово, исходившее из уст Апостолов, было такое же, как и ветхозаветное; и если б апостольское служение одною проповедию ограничивалось, то Новый Завет не был бы выше Ветхого, хотя бы понятия, сообщаемые проповедию, были и выше ветхозаветных. Не в понятиях сила Нового Завета, а в благодати Духа. Слово благовестия только приготовляло к принятию Духа; но дело новозаветное совершал Дух, приемлемый чрез Божественные таинства, коих первыми служителями были Апостолы. Дух, вошедши в сердце, не писал только Новый Завет, но совершал его, преобразуя внутреннего человека по духу Нового Завета. Дух все делал: Он и веру воображал; Он и новую жизнь устроял; Он пути жизни направлял. И тут Апостол не новое что возвещает, а указывает исполнение того, что предвозвещено издревле пророками. Пророк Иеремия предрекал: //се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их.., дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу я// [[old:ier:31:31|(Иер. 31, 31–33)]]. Пророк Иезекииль дополняет сие пророчество: //И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедях Моих ходят, и оправдания Моя сохранят и сотворят я: и будут Ми в люди, и Аз им буду в Бога// [[old:iez:11:19|(Иез. 11, 19–20)]]. Предсказания сии исполнились, когда Господь излил Духа Своего Святого на святых Апостолов, а потом ими, чрез посредство Богоучрежденных таинств, и на всех верующих. Верующие все принимали Духа и становились новы в самых исходищах жизни. Так это и всегда бывает со всеми, которые искренно веруют и нелицемерно идут путем веры. Вот, говорит, какого завета быть служителями удоволил нас Бог,– **не писмене, но Духа**! **Писмя бо убивает, а Дух животворит**. «Апостол о том и другом выразился, взирая на конец, потому что закон наказывал преступающих, а благодать животворит верующих» (Феодорит). «Письмом здесь называет он закон, угрожающий наказанием преступникам закона, а Духом – благодать, чрез таинство крещения животворящую умерших грехами. Прежде сказал он, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще невелико, а потому присовокупил, что прежний Завет написан буквами и чернилами, а Новый – Духом. Но как и сие различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает в них еще нечто такое, что сильно было окрылить их, то есть то, что **писмя убивает, а Дух животворит**. Что же это значит? – По ветхому закону грешник подвергается наказанию, а по новому он прибегает к крещению и становится праведным; а соделавшись правым, он оживает, освободившись от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигнет убийцу благодать, то она освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу ([[old:chis:15:32|Числ. 15, 32–36]]). Вот что значит: **писмя убивает**! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: **Дух животворит**! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым, а благодать преступника из мертвого (духовно) соделывает живым. Благодатию крещения омываются грехи, заглаждаются прежние неправды; человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали» (святой Златоуст). К настоящему времени и христианство все заключено в письмена. Духодвижное слово апостольское составляет наше откровение новозаветное; духоносные таинства обставлены благолепною обрядностию; руководительные мановения Духа исполняются в отношениях пастырей и пасомых. И все сие определено уставом. Но устав – писмя, буква; исполнение его – форма внешняя. Во всем этом можно и не быть духу жизни. Можно двигаться в жизненных формах без жизни. Можно знать на память и понимать весь Новый Закон, и не иметь Духа, просвещающего верою живою; можно строго исполнять все чины церковные и не иметь Духа оживляющего, или не иметь жизни духовной; можно пребыть и в полном подчинении пастырству, не встречая руководства, истинно от Духа исходящего. Истинно духовная жизнь движется во всех этих порядках, но не необходимо ими предполагается. Все живем по установившемуся чину; но одни одуховлены, а другие нет. Из двух стоящих в храме, и даже действующих, один может быть духоносен, а другой нет. Итак, как же? И тут **писмя убивает**? – Писмя, буква, форма везде одну цену имеет; и когда нет при них Духа, они ничто. Дух же идеже хощет дышит, и не веси, откуду и как приходит. Без веры и таинств не приходит; но и они могут быть исправляемы лишь по форме, без проявления внутренней силы. Что все это так, повсюдные опыты удостоверяют. Они у нас пред глазами. Но как и почему так делается, тут мы ума приложить не можем. Великим секретом закрыл Господь зарождение и спеяние жизни от Духа. Так Его воле угодно; воля же Его свята, и праведна, и блага. Одно утешение: //ищите и обрящете//. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** См. Толкование на [[new:2kor:03:04#prepodobnyj_efrem_sirin|2 Кор. 3:4]] ===== Прп. Антоний Великий ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** Не надо смотреть на написанное так, чтобы закрывать для себя Божественное, а согласовываться тому, что сказано возвышенным апостолом: **«...буква убивает, а дух животворит»**. А говоря наоборот, написанное не убивает смотрящих прямо, а Дух не оживляет относящихся к написанному пренебрежительно. Итак, почтим Дух, чтобы разуметь написанное. //**Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 38.**// ===== Блж. Августин ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** Как же **животворит дух**? Он обеспечивает исполнение буквы, так чтобы она не убивала. Пусть Дух соединится с законом, ибо, если ты принял закон, но помощи Духа не имеешь, ты не исполняешь того, что в законе, ты не исполняешь того, что тебе повелевается... Пусть присоединится Дух, пусть Он помогает: так исполнится то, что требуется. Если же Дух отсутствует, то **буква убивает** тебя... Незнание не извиняет тебя, потому что ты принял закон. Теперь, узнав, что ты должен делать, незнание не прощает тебя... Почему же апостол говорит: **буква убивает, а дух животворит**? Каким образом Дух дает жизнь? - Он делает возможным исполнение буквы так, чтобы она не убивала. Святы те, кто исполняет закон Божий даром Божиим. Но закон может повелевать - он не может помогать. Дух же приходит как помощник, и тогда заповедь Божия исполняется с радостью и удовольствием. Конечно, многие соблюдают закон из страха, и те, кто держится закона из страха наказания, предпочли бы, чтобы того, чего они боятся, не было. Соблюдающие закон из любви к праведности радуются и тогда, потому что закон им не враждебен. //**Проповеди 251.**// ---- Итак, вы, боящиеся Господа, восхваляйте Его, а чтобы чтить Его не как рабы, но как свободные, учитесь любить Того, Кого вы боитесь, и тогда вы будете в состоянии восхвалять то, что любите. Боясь Бога, люди ветхого завета, в силу **буквы**, которая устрашает и **убивает**, и не имея **духа**, который **животворит**, бежали в Храм с жертвоприношениями и предлагали кровавые жертвы. Они и не знали, что было прообразовано этими жертвами, - грядущая кровь [Христа], которой мы искуплены. //**Послания 140.**// ---- Итак, Бог повелевает нам быть сдержанными и дает нам сдержанность; Он повелевает через закон, дает через Дух; ибо закон без благодати ведет к умножению преступления (ср. [[new:rim:05:20|Рим. 5:20]]), а **буква** без духа **убивает** (Ср. [[new:2kor:03:06|2 Кор. 3:6]]). Он повелевает так, чтобы научить нас испрашивать помощи благодати, когда мы пытаемся соблюдать Его заповеди и в силу слабости нашей, изможденные, падаем под законом; а также быть благодарными Тому, Кто помогает нам, когда нам удается совершить какое-либо доброе дело. //**Послания 157.**// ---- Разве закон не от Бога? Такое подумать может лишь нечестивец. Но поскольку закон повелевает через букву и не помогает через дух, то слушающий закон так, что ему кажется, будто он достаточно понимает, что закон предписывает или запрещает, а также верящий в силу своей свободной воли, достаточную для исполнения закона, и не ищущий прибежища в вере, дабы обрести помощь в приближении к **духу**, который **животворит**, и не предстать виновным пред **буквой**, которая **убивает**, - такой человек ревнует о Боге, но не согласно знанию. //**Послания 186.**// ---- Если ты отнимешь Дух, какая будет польза от закона? Он делает преступником. Потому и сказано: **буква убивает**. Закон повелевает, ты же не следуешь ему... Что-то повелевается законом, а ты этого не делаешь; что-то им запрещается, а ты делаешь это. Отсюда - **буква убивает**. //**Проповеди 250.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** См. Толкование на [[new:2kor:03:04#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Кор. 3:4]] ===== Ориген ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** В Св. Писании слово **"дух"** употребляется обыкновенно тогда, когда нужно бывает обозначить что-нибудь противоположное настоящему грубому и плотному телу. Так, напр., в Писании говорится **«письмя убивает, а дух животворит»** [[new:2kor:03:06|(2Кор 3:6)]]. Здесь, без сомнения, выражением **"письмя"** Писание обозначает телесное, а словом **"дух"** - умственное, что иначе мы называем духовным. Ведь и апостол говорит: //«даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит, внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало. (Господь же дух есть) а идеже Дух Господень, ту свобода»// [[new:2kor:03:15|(2Кор 3:15-17)]] Действительно, пока кто-либо не обратится к духовному пониманию, на сердце его лежит покрывало, каковым покрывалом, т. е. грубым пониманием, и закрывается самое Писание. Такое-же покрывало и лежало на лице Моисея, когда он говорил к народу [[old:ish:34:36|(Исх. 34:36)]], или что то же - когда закон читался для народа. Если же мы обратимся к Господу, у Которого есть слово Божие и у Которого Дух Святой открывает духовное знание, то тогда покрывало снимется, тогда с открытым лицом мы будем созерцать в Писании славу Божию. **//О началах. Книга 1.//** ---- Даже и в Евангелиях, не только в Ветхом Завете, говорится о том, что **буква убивает**. **Буква**, которая **убивает**, - тот, кто не воспринимает в духе сказанное. Если по **букве** будешь следовать написанному: //Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь// [[new:in:06:54|(Ин. 6:54)]], - **убивает** эта **буква**. Желаешь ли тебе и другую из Евангелия приведу **букву**, которая **убивает**? Кто не имеет меча, //да продаст тунику и купит меч// [[new:lk:22:36|(Лк. 22:36)]]. И это также есть буква Евангелия, но при этом убивает. Если же духовно ее поймешь, тогда не убьет, поскольку присутствует в ней и дух животворящий - **дух животворит**. И потому сказанное и в законе, и в Евангелии понимай в духе, поскольку //духовный судит о всем, а о нем судить никто не может// [[new:1kor:02:15|(1 Кор. 2:15)]]. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Амвросиаст ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** **Буква** дана была Моисею для того, чтобы презревших закон лишать жизни согласно праву природы. **Дух** же, то есть неписаный закон веры, который содержится в разумной душе, оживляет даже повинных в смертных грехах, обращая их в истинную веру, чтобы, сделавшись правоверными, более не грешили. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** **Он дал нам способность быть служителями нового завета**. Он избрал и призвал нас к Апостольскому служению; Он силою Духа Своего [[new:act:01:08|(Деян. 1:8)]] сделал нас способными к прохождению сего служения, или сделал нас **служителями нового завета** [[new:1kor:04:01|(1 Кор. 4:1)]], т.е. служителями того союза человека с Богом, который установил Иисус Христос. **Не буквы, но духа** – не ветхого, а нового завета. Ветхий Завет называет Апостол **буквою**, как потому, что сущность закона, данного Богом чрез Моисея, написана была буквами на двух каменных досках, или скрижалях; так и потому, что закон Моисеев в полном своем составе содержит более правила и постановления обрядовые, чем учение, служащее к усовершению и возвышению духа; также и потому, что ветхий завет вообще служил покрывалом таких истин, которые раскрываются в новом завете [[new:2kor:03:14|(2 Кор. 3:14-16)]], //имел тень будущих благ, а не самый образ вещей// [[new:evr:10:01|(Евр. 10:1)]], которые принадлежат новому завету. А новый завет святой Павел называет **духом**, потому что в новом завете все совершает Дух Святой. Еще пророк Иоиль предсказал об этом обильном излиянии Св. Духа в пришествие обетованного Искупителя, говоря: //И будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши// [[old:iol:02:28|(Иоиль 2, 28)]]. Иисус Христос говорил: //Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век. Дух истины, егоже мир не может прияти... вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет// [[new:in:14:16|(Ин. 14:16,]] [[new:in:14:17|17)]]. Дух Святой, в виде огненных языков, сошел на Апостолов в день пятидесятницы [[new:act:02:start|(Деян. гл. 2)]], и с того времени Он всегда пребывает и действует в Христовой Церкви, осеняя всех верующих в Иисуса Христа, возрождая их в святом крещении, укрепляя и усовершая в новой благодатной жизни, и сообщая всем и каждому благодатные дары, необходимые в деле спасения [[new:1kor:12:04|(1 Кор. 12:4-13)]]. **Потому что буква убивает**. Сказав: **не буквы, а Духа**, Апостол в объяснение превосходства нового завета пред ветхим присовокупляет то, что он **дух, а не буква**. **Буква убивает**, т.е. ветхий завет причиняет смерть. Каким это образом? Это так, что ветхий завет предписывает строгие правила закона и за нарушение их угрожает смертью; но не сообщает силы, нужной человеку для того, чтобы мог он исполнить требования закона, и также не указывает средства к заглаждению грехов, навлекающих угрозу смерти. Также запрещения закона, по свойству нашей растленной грехом природы, давали повод ко греху, возбуждая желание того, что запрещалось законом [[new:rim:07:07|(Рим. 7:7-10)]]. Это было допущено для того, чтобы подзаконные, сознавая свое бессилие исполнить закон и чувствуя тяжесть угроз, поражавших нарушителей закона, тем сильнее чувствовали нужду в обетованном Искупителе и тем искреннее желали Его пришествия [[new:gal:03:21|(Гал. 3:21-24)]]. **А дух животворит**. Новый Завет или новозаветная Вера дает истинную жизнь. В Церкви Христовой Дух Святой возрождает верующих в Иисуса Христа в новую, благодатную жизнь, освобождая их от прародительского греха и от всех свободных грехов, соделанных до крещения, и также в таинстве покаяния подавая средство к заглаждению всех грехов, каким, по немощи своей, человек подвергался после омовения в купели таинственного крещения, и таким образом приготовляет человека к наследованию вечной блаженной жизни. Святой Иоанн Златоустый говорит: «**Письмя убивает, а дух животворит**. Что это значит? По ветхому закону грешник подвергается наказанию; а по новому он прибегает к крещению и становится праведным; а соделавшись правым, он оживает, освобождается от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигнет убийцу благодать, то она освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу [[old:chis:15:32|(Числ. 15:32-36)]]. Вот что значит: **письмя убивает**! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников, и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних грехов. Вот что значит: **дух животворит**! Закон, кого поймает, того из живого делает мертвым: а благодать преступника из мертвого соделывает живым». //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит** **Нового Завета**. В Новом Завете условием получения спасения является не исполнение закона Моисеева, а вера в Искупителя ([[new:1kor:11:25|1 Кор. 11:25;]] [[new:rim:10:05|Рим. 10:5]] и сл.). - **Не буквы, но духа**. Ветхий Завет назвав **буквою** (gramma) потому, что он представляется существующим в письменных памятниках и притом не имеющим в себе животворящего начала. Новый же Завет назван **духом** (pneuma) потому, что в нем действующим началом является животворная сила Св. Духа. Не буквою, а Духом руководятся и проповедники Евангелия. Хотя и закон по своему существу также духовен [[new:rim:07:14|(Рим. 7:14)]] и его слова - живые [[new:act:07:38|(Деян. 7I:38)]], но сила греха парализовала эту силу закона. - **Буква убивает**. Ап. здесь указывает причину, по которой Бог не сделал его служителем **буквы**. Умерщвление, производимое буквою закона, нужно понимать в том смысле, в каком говорит Ап. о законе в VII гл. посл. к Рим (ст. 5-7 и сл.; ср. [[new:1kor:15:56|1 Кор. 15:56]]). Чрез заповедь закона сила греха, дотоле бездействовавшая в человеке, пробуждена была к жизни и произвела в человеке всякую похоть, которая и привела человека к духовной смерти, т. е. к удалению от Бога. Ст. 6-18 **Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,- то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа** Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий Завет есть служение смертоносной букве, новый - служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значить это величие по сравнению с величием ново-заветного служения? Ведь новозаветное служение - не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. В виду этого Апостол радуется и в противоположность людям Ветхого Завета, которые не могли прямо смотреть на величие Божие, открытым лицом взирает на славу Господню и все более и более просвещается этою славою. И это Ап. говорит не только о себе, а и о всех истинных христианах. //**Толковая Библия.**// [<10>]