[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 3:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего** См. Толкование на [[new:2kor:03:09#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 3:9]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу** Вставлена пояснительная мысль на предыдущее заключение. Как будто слышалось возражение: да как же это? Ведь то учреждение служения так очевидно прославлено?! – Апостол отвечает: пусть прославлено, но ведай, что оно прославлено совсем не в том смысле, чтоб славнее того ничто уже не могло явиться, чтобы то была слава самая высшая, выше которой уже и ожидать нечего другой. Και γαρ ουδε δεδοξασται,– ибо и не прославлено прославленное в части сей, то есть в устроении ветхозаветного служения,– ενεκεν της υπερβαλλουσης δοξη,– ради того, или в том смысле, что то была самая превосходная слава. То была слава совсем не последней степени, а умеренная, и была дана только для впечатления на чувственных сынов Израиля, дана на время учреждения закона, чтоб на нем они всегда видели отсвет небесного происхождения. Когда же кончилось установление закона,– и слава та престала. Следующий стих как раз вяжется с этою мыслию: //аще престающее славою//... Если теперь это престающее славно, то сколько славнее должно быть пребывающее! Понимая так сие место, мы остаемся вниманием на Синайской горе, пред Моисеем с прославленным лицом, и меряем славу его тамошнею же меркою, какую дает ей последующее течение дел. Но можно славу ту поставить пред лицом славы новозаветного учреждения и понять сие место так: то прославленное и славою не кажется пред Евангелием, ради превосходства славы сего последнего, «как свет светильника, и сильный сам по себе, неприметным делается среди полудня пред светом солнца» (Феодорит). Святой Златоуст говорит: «Сперва Апостол показал, что и служение оправдания в славе, и не только в славе, но и преизбыточествует славою. Теперь показывает уже, как велико это превосходство, говоря: если сравню сию славу с ветхозаветною, то слава Ветхого Завета не будет даже славою». Феофилакт прибавляет: «И закон был славен сам по себе, в своей мере, но по причине преизбытка славы Евангелия он является уже не славным». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего** **Ибо не оказывается славным даже то, прославленное в этом отношении, по причине превосходнейшей славы**, то есть: в славе, которую имели принять Апостолы, за ничто почитается та слава, которая дана при сообщении закона. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего** Очевидно, что справедливость закона по сравнению с евангельской благодатью не кажется справедливостью, //ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее// [[new:2kor:03:11|(2 Кор. 3:11)]]. //**Беседы против пелагиан.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего** Свет от светильника ночью кажется весьма ярким, но в полдень становится незаметным и даже не считается светом. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор 3:10).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего** Что я, говорит, сравниваю Ветхий и Новый Завет между собой? Превосходство Нового Завета таково **с сей стороны**, то есть при сравнении, что **прославленный**, то есть Ветхий Завет, представляется вовсе не имеющим славы, по причине необычайной славы Нового. Ибо хотя закон был славен сам по себе, но по причине превосходства евангельской славы является бесславным. Заметь, что и этим одобряет Ветхий Завет; ибо сравниваются обыкновенно вещи сродные. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего** Очевидна неславность первого, что связано со славным сияющим лицем Моисеевым [[old:ish:34:29|(Исх. 34:29-35)]]. В то время как никому не пошла на пользу слава лица его, но многим более помешала, не имел закон плод славы сей, и не по своей причине, но по причине пороков грешников. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего** **То прославленное служение Моисея даже не оказывается славным**, или перестает быть славным **с этой стороны**, т.е. по сравнению с превосходством и славою новозаветного служения, **по причине преимущественной славы** этого служения. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего** **То прославленное** т. е. "ибо в этом отношении - т. е. в отношении величия Моисеева служения по сравнению с названным (ср. ст. 9) - можно сказать, что прославленное - не прославлено". //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:03:06#lopuxin_ap|2 Кор. 3:6]] [<10>]