[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 3:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением** См. Толкование на [[new:2kor:03:11#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 3:11]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Имуще убо таково упование, многим дерзновением действуем** **Упование** здесь близко к значению совершенного убеждения; упованием же назвал убеждение ради того, что оно обнимает и настоящее, и будущее. Он говорил о преславности новозаветного домостроительства. Эта преславность уже есть, присуща и проповедающим о сем завете благодати, и вступающим в него,– хотя она невидима для очей телесных, но лишь умно созерцается и сердцем ощущается. Присуща же так, что, начавшись, не престает никогда, а в будущем веке явится во всем блеске и вовне. Это все объемля равным убеждением, он назвал его упованием, имея в намерении, может быть, и то, чтоб взор того, кто «желал бы видеть сию славу собственными очами, обратить для сего к будущему веку» (святой Златоуст). При таком убеждении мы, говорит, **многим дерзновением действуем**.– **Действуем**,– χρωμεθα, употребляем дерзновение, пользуемся дерзновением. **Мы**, Апостолы, проповедники новой благодати, смело предлагаем всем благодать сию, будучи уверены, что предлагаем вещь воистину преславную, славнее которой и в Божеских учреждениях нет, а не только в человеческих. «Знаем великость славы и нимало не сомневаемся, но с дерзновением показываем превосходство благодати (Феодорит). Святой Златоуст говорит: **имуще**, говорит, **таково упование**. **Таково** – какое же? – То, что мы удостоились большего, нежели Моисей, и не только мы, но и все верующие. **Многим дерзновением действуем**. Пред кем, скажи? Пред Богом или пред учениками? – Пред вами, говорит, которым проповедуем мы, то есть мы везде проповедуем с свободою, ничего не скрывая, без всякого притворства, ничего не опасаясь, но говоря ясно и не боясь того, чтобы не поразить взоры ваши, подобно как Моисей поразил взоры иудеев». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением** **Итак, имея такую надежду** на всегдашнюю славу, **великим** поэтому **дерзновением пользуемся** мы, то есть открыто действуем. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением** Поскольку приписал Новому Завету необыкновенную славу, то тем, которые, услышав это, пожелали бы видеть славу его чувственно, говорит, что мы имеем такую надежду. Какую? Ту, что все мы верующие удостоились большего, нежели Моисей, и потому пользуемся большим дерзновением относительно наставляемых нами, ничего не скрывая и ничего не опуская, и не покрываем от вас лица, как покрыл его Моисей от иудеев. Ибо вы не так слабы, как они, Моисей же, когда получил скрижали в другой раз и сошел с горы, имел такое сияющее лицо, что иудеи не могли ни подойти к нему, ни говорить с ним, пока он не закрыл лицо покрывалом. На историю этого события указывает Павел, когда говорит следующее. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением** Какую **надежду**? Ту, что благодать Духа не упраздняется, как закон, но пребывает и после воскресения. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением** Апостол говорит о том, что мы имеем славу видения, не такую, которая была в лице Моисея, но ту, которую узрели три апостола на горе, когда открылся им преображенный Господь [[new:mf:17:02|(Мф. 17:2)]]. Здесь следует нам догадываться о том, сколько на нас снизошло Божественной кротости, в насколько большей мере в щедром даре сем мы удостоились благодати, нежели ранее Господь дал иудеям. Иудеи же, поскольку меньшей была слава лица Моисея, не могли ее наблюдать. Мы же верим в то, что сами воистину увидим не славу Моисееву, которая занимает более низкую ступень, но прекрасную славу Спасителя. Иудеи же не заслужили и славу раба Его увидеть, а нам предстоит узреть Господа всеобщую славу. Поэтому мы должны вернуть, насколько можем, благоволение Бога, дабы стать более достойными любви Того, Кто дал нам веру, отвращая нас от грехов, для созерцания славы Бога. И теперь дело за тем, чтобы возросла в нас вера, добрыми делами воспитанная - ибо столько узрим, насколько мы верим. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего** **Имея такую надежду**. Ап. выражает здесь уверенность в том, что величие его служения не уничтожится. - **Действуем** -конечно, в отношении к тем, с кем христианский учитель имеет дело. - **А не так, как Моисей**. Мы ничего не скрываем и не походим на Моисея, который скрывал от Израильтян сияние своего лица (см. [[old:ish:34:33|Исх. 34:33-35]]). Ап., впрочем, не унижает этим сравнением Моисея, а только указывает здесь на его педагогическую мудрость, которая побудила его принять меры для сокрытия от евреев сияния своего лица. - **На конец преходящего**, т. е. чтобы они не пришли к убеждению в том, что закон и законное служение должно иметь конец. Это, конечно, заставило бы их пренебрежительно относиться к требованиям закона. А о том, что закон со временем должен потерять свою обязательную силу, они могли догадаться в том случае, если бы заметили ослабление сияния на лице Моисея. - Таким образом, Ап. здесь пополняет, конечно, на основании предания иудейской Церкви, объяснение мотивов, какие руководили Моисеем тогда, когда он закрывал лицо свое. Подобные толкования встречаются у Ап. в 1-м посл. к Коринф. [[new:1kor:10:01|(1 Кор. 10:1)]] и сл., и в посл. к Гал [[new:gal:04:21|(Гал. 4:21)]] и сл. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:03:06#lopuxin_ap|2 Кор. 3:6]] [<10>]