[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 3:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их** См. Толкование на [[new:2kor:03:14#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 3:14]] ===== Свят. Феофан Затворник ===== **Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит** Ту же мысль сказывает, ссылаясь только на повсюдный опыт. Все, говорит, это испытывают, что, читая Моисея, то есть закон, без веры в Господа, ничего там не видят; **покрывало лежит на сердце их**, видеть и можно бы, но очи сердца закрыты неверием, оттого видя не видят и читая не разумеют. Коль же скоро уверуют в Господа и //обратятся к Нему, взимается покрывало// с сердца, открываются очи их духовные верою, и они ясно начинают видеть все, сокрытое в законе. Это чудо духовное сам святой Павел испытал и видел его на всех других иудеях, истинно уверовавших. По вере то же самое иначе видится, иначе читается, иначе разумеется. Парфений Гуслицкий сказывает о себе, как он сто раз читал одно место в книге о вере и оно не давало ему никакой мысли; но когда стал склоняться к вере, то это место вдруг, как молниею, просветило очи его сердечные, и он ясно увидел правоту Церкви и ложь раскола. Так бывало и с иудеями; пока не верили, не видели Христа Господа в законе, а когда начинали веровать, Он ясно ими там узревался во всем. Сердце, сжатое неверием, и ум держало в оцепенении, и не давало ему расширить кругозора своего умного; когда же отходило неверие, кругозор ума расширялся, и все представлялось ясным. Подобное нечто и всеми испытывается при чтении Божественного Писания, хотя не от неверия, а от неприготовленности жизнию к созерцанию большего, нежели что представляет буква Писания. Святой Златоуст говорит: «Поелику Апостол сказал, что даже доселе //покрывало в чтении закона пребывает не откровено//, то дабы кто не подумал, что сии слова означают темноту закона, он и прежде, хотя другими словами, старался показать несправедливость сего. Ибо когда сказал: //ослепишася помышления их//, то сим ясно показал, что виноваты иудеи сами. То же самое показывает и в настоящем месте, говоря: **покрывало лежит на сердце их**, то есть так бывает по причине грубого и плотского разумения иудеев, потому что они не способны понимать Моисея, видеть славу лица его. //Внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало//. Показывает и врачевство, или способ исправления. Хотя он не сказал прямо: когда оставят закон, но ясно указал на сие, сказав: //внегда обратятся ко Господу//. Таким образом, он до конца выдержал историю. Ибо и Моисей, когда говорил с иудеями, покрывал лицо свое; когда же обращался к Господу, снимал с себя покрывало. А сие прообразовало имеющее быть после, то есть когда мы обратимся к Господу, тогда узрим славу закона. Видишь ли, как он сильно влечет иудея к вере? Он показывает, что приходящий к благодати не только может смотреть на Моисея, но и стать на одной степени с сим законодателем, ибо не только, говорит, ты будешь созерцать славу, которой тогда не видал, но и сам приобщишься не той же только славы, но и гораздо лучшей. Каким образом? – Поелику ты, обратившись ко Господу и получив благодать, будешь наслаждаться такою славою, в сравнении с которою слава Моисея так мала, что не есть и слава». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их** **Но до сего дня, когда читают Моисея**. Ветхий Завет назван именем слуги, как прочие Писания названы именем пророков, коих пророчественные речи содержат они. Итак, поелику писание Моисея уравнено с писаниями товарищей его пророков, то тем самым возвеличено обетование Сына - превыше обетований пророков и Евангелие Господа - превыше проповеди слуг. Когда же, говорит, читают Моисея, то есть книги Моисея, то сердца их покрываются темным покрывалом вместо светлого покрывала. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их** Поскольку выше сказал, что покрывало лежит в чтении Ветхого Завета, то, дабы кто не подумал, что покрывалом называет неясность закона, говорит: нет, я называю **покрывалом** слепоту и грубость сердца иудеев. Ибо и на лице Моисея оно лежало не для него, но по причине грубости и слабого зрения иудеев. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их** См. Толкование на [[new:2kor:03:06#origen|2 Кор. 3:6]] **//О началах. Книга 1.//** ---- Да проследим, чтобы не только **когда они читают Моисея**, но и когда мы читаем Павла, не лежало **покрывало на сердце** нашем. И ясно, что если мы невнимательно будем слушать, если не приложим усердия к изучению и пониманию, то не только книги закона и пророков, но и апостольские и евангельские великим покрывалом от нас будут закрыты. Я опасаюсь также, как бы по чрезмерному небрежению и неразумию сердца не только закрытыми покрывалом покажутся нам божественные свитки, но даже и запечатанными... из чего явствует не только необходимость приложения усердия к изучению священных книг, но также необходимость молитвенного обращения к Богу //день и ночь// [[old:ps:001:02|(Пс. 1:2)]]. Ибо сам Он - открывающий Писания, входящий в сердца учеников так, чтобы говорили: //разве не разгорелись сердца наши, когда открыл нам Писания// [[new:lk:24:32|(Лк. 24:32)]]. Да снизойдет Он и удостоит сейчас открыть нам то, ради чего вдохновил апостола Павла сказать: //Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода//. //**Гомилии на Книгу Исхода.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их** **На сердце их**. Сердце здесь означает центр душевной жизни (ср. [[new:2kor:04:06|2 Кор. 4:6;]] [[new:rim:01:21|Рим. 1:21]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:03:06#lopuxin_ap|2 Кор. 3:6]] [<10>]