[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 3:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** См. Толкование на [[new:2kor:03:16#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 3:16]] **//Беседы на 2-е послание к Коринфянам.//** ---- **«Господь есть Дух»**. Итак Господь Отец, Сын – Господь, Господь Дух Святый. Но Павел говорит: //«один Господь»//. Если един Господь, то каким образом Господь и Господь? Ясно, что (разумеется) единое господство. Так и един Бог, говорит Павел: //«но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»// [[new:1kor:08:06|(1Кор.8:6)]]. **//Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** Дело в том, что Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а Сына не столь ясно. Новый Завет открыл Сына и дал указания о Божестве Духа. Ныне в нас жительствует Дух, даруя нам яснейшее понятие о Себе. Ибо небезопасно было, когда еще не было исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и когда еще не был признан Сын, [возвещать] о Святом Духе... По этой причине, думаю, и на учеников [Дух] нисходит постепенно, соразмеряясь с силой приемлющих: в начале Евангелия, по страдании, по вознесении, то совершая [через них] силы [[new:mf:10:01|(Мф. 10:1)]], то Он дается им через дуновение [[new:in:20:22|(Ин. 20:22)]], то является в //огненных языках// [[new:act:02:03|(Деян. 2:3)]]. И Иисус возвещает о Нем постепенно, как ты сам увидишь при более внимательном прочтении. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** Итак, **Господь** и **Дух Господень** - одно и то же. То есть: **Духом Господним** он назвал Самого Господа, как и апостол говорит: **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода**. Итак, здесь ты видишь, что Господь зовется также и Духом Святым; Святой Дух и Сын не являются одним Лицом, но являются одной сущностью. //**О Святом Духе.**// ---- Подобно детям, иудеи тоже под присмотром наставника. Закон - наставник, наставник ведет к учителю, а единственный наш учитель - Христос [[new:gal:03:24|(Гал. 3:24)]]... Перед наставником испытывают страх, учитель же указывает путь спасения. Так что страх приводит к свободе, свобода - к вере, вера - к любви, любовь обеспечивает усыновление, усыновление - наследство. Итак, где вера, там свобода, потому что раб действует из страха, свободный человек действует верой. Один под законом, другой под благодатью, один в рабстве, другой в духе. **Где Дух Господень, там свобода**. //**Послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Господь же Дух есть: а идеже Дух Господень, ту свобода** Место это трудновато, особенно в словах: **Господь же Дух есть**. Дух здесь очевидно есть Дух Святой; ибо значение его здесь должно быть то же, что и в следующих словах: **идеже Дух Господень, ту свобода**, а тут явно говорится о Духе Святом. Слову **Господь** надо бы означать Господа Спасителя, Сына Божия воплотившегося: ибо пред сим указано, что покрывало вземлется, когда обратятся ко Господу, а выше немного говорилось, что оно престает о Христе. Стало быть, по течению речи Господь есть Христос Спаситель. Но когда поставим сии термины в положение: **Господь же Дух есть**, то получим выражение несообразное, именно: Господь Спаситель, Сын Божий воплотившийся есть Дух Святой. Говорить так противно догмату о Пресвятой Троице: ни об одном лице Пресвятой Троицы нельзя говорить, что оно есть другое лице; например, Сын есть Дух, Дух есть Сын, Отец есть Сын или Дух, и обратно. Хотя они равночестны, единосущны и сопрестольны, но каждое лице есть то самое лице, какое есть, а не другое. Потому настоит необходимость или слово **Господь** принять в значении вообще Божества или слово **Дух** в значении вообще духовности. То есть признать, что здесь говорится или о Господе, что Он есть Дух, то есть естеством Дух, или о Духе Святом, что Он есть Господь, то есть Бог. И по контексту, и по грамматике, то и другое можно. Что же принять? – Принять лучше то, что ближе подходит к течению мыслей. Пред сим сказал Апостол, что покрывало с сердец снимается, когда обращаются к Господу. Естествен вопрос после этого, как же это совершается? А ответ на это прямой – какой? – Благодатию Святого Духа. Потому, если положим, что в 17-м стихе говорится о Святом Духе, то положим то, что совершенно сообразно с течением мыслей. Апостол указывает здесь на способ, как отверзаются очи сердечные и снимается с них покрывало. Следовательно, если примем, что в словах: **Господь же Дух есть** говорится о Духе Святом, что Он есть Господь, то примем мысль, совершенно согласную с течением мыслей Апостола. При этом, может быть, нам и не удастся хорошо сладить речь, но это не на укор принимаемой мысли. Наши толковники все так понимают сие выражение, что в нем говорится о Божестве Духа Святого. Святой Златоуст говорит: «Некоторые говорят, что в каком смысле говорится в Писании – //Дух есть Бог//, в таком же смысле сказано и здесь,– **Господь Дух есть**. Но это несправедливо. Апостол не то выражает, что Господь есть Дух, а то, что Дух есть Господь. А между сим и оным соединением слов большое различие. О ком Апостол говорил все, что говорил выше, например, когда говорил: //писмя убивает, а Дух животворит//, и опять: //написано не чернилом, но Духом Бога жива//,– о Сыне ли говорил сие или о Духе? – Очевидно, что о Духе; ибо к Нему от письмени возводит он иудеев. Но дабы кто,– услышав о Духе и рассуждая сам с собою, что Моисей беседовал с Господом, а сей с Духом,– не подумал отсюда, что Апостол (новозаветное домостроительство) ниже Моисея (ветхозаветного устроения), то он, предупреждая таковую мысль, говорит: **Господь же Дух есть**, то есть и Дух есть Господь. А дабы ты знал, что он говорит об Утешителе, присовокупил: **а идеже Дух Господень, ту свобода**; так что тебе нельзя уже сказать, что слова его значат то же, что – идеже Господь Господень». То же выражает и блаженный Феодорит: «В словах: **Господь же Дух есть** Апостол показал равночестие Бога и Духа; ибо Моисей обращал взор к Богу, а мы обращаем его к Духу. Но он не упомянул бы о Духе, намереваясь показать превосходство нового пред ветхим, если бы знал, что Дух Святой есть тварь; ибо если Он тварь, по учению Ария и Евномия, и мы приступаем к Духу, а Моисей к Богу и Отцу, то значит, что наше гораздо ниже ветхого. Если же не ниже, а выше, и гораздо выше, то следует, что Дух Святой не тварь, а равномощен и равночестен Отцу. Но, водясь бесстыдством, говорят еретики, что здесь Господь назван Духом, а не Сам Дух Господом. Неразумия и бесстыдства исполнено это, ибо божественный Апостол произвел полное сравнение письмени и Духа; говорит: //написано не чернилом. но Духом Бога жива; и еще: не писмене, но Духу//; и потом: //писмя убивает, а Дух животворит//: и еще: //како не паче служение Духа будет в славе//? Посему явно, что божественный Апостол Всесвятого Духа нарек Господом. О сем свидетельствует и последующее; ибо говорит Апостол: **а идеже Дух Господень, ту свобода**. Если бы Господа назвал Духом, то сказал бы: **а идеже Господь** (Господь Господень). Но сказано не так; напротив того, Апостол наименовал здесь Самого Духа Господня, потому что Им преподается благодать Господня. И чтобы не почел кто Духа служебным, по необходимости прибавил, что Дух есть Господь». Так и святой Дамаскин, и Экумений с Феофилактом. На этой мысли и установимся. Доселе довел Апостол до раскрытия сокровенного в законе. Когда, говорит, обратятся ко Господу, взимается покрывало с сердца и узревается сокрытое, то есть все домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе. Здесь говорит, как это совершается. Верующие в Господа получают благодать Святого Духа, которая разрывает все покровы и все узы их духа и сердца. Прямо это говорится в словах: **идеже Дух Господень, ту свобода**. Но и слова: **Господь же Дух есть**,– уже применительно к этому надобно понимать. В них как будто кроется мысль: Господь, к Коему обращаются верою, Духа Святого подает, яко единосущный с Ним и сопрестольный,– и Дух Господень уже разрешает все узы. Или: Господь едино есть по существу с Духом, единосущен с Ним и неразделен; так что где Господь, там и Дух, или что Господь творит, то творит и Дух, по единодействованию лиц Пресвятой Троицы. Или лучше сознаемся, что не умеем сладить сей речи. **Идеже Дух Господень, ту свобода**,– свобода полная, всесторонняя. Ум вяжет слепота, покрывало лежит на очах его; приходит Дух Святой, коллурием Своим помазывает очи ума, и он начинает ясно видеть (Апок. 3, 18) Бога, и себя, и то, как пребыть в живом с Ним союзе, и то, что есть все созданное, и как к Нему относиться. Сердце вяжут пристрастия к сластям и утехам земным; приходит Дух Святой, отрешает его (обрезывает), и оно начинает вышних только искать и только к горнему стремиться. Деятельные силы наши связаны страстями; приходит Дух Святой, расторгает эти узы, влагает совершенно противоположные начала для желаний, начинаний и дел, и немощный человек, яко лев мощный, начинает ходить новыми путями жизни, разломав все формы жизни, какие держали его прежде как в цепях. Дух Божий вводит дух верующего в область духовную, где не вяжет уже его никакой устав, никакое писмя. Там он единым Духом Божиим водится, как сын и свободь. Все это совершается, когда кто верою прилепляется к Господу и приемлет благодать Святого Духа чрез таинства. Святой Апостол говорит будто о свободе только в отношении к Ветхому Завету, то есть «в противоположность прежнему рабству» (святой Златоуст), или игу подзаконному (Экумений). Но в самом деле его мысль обнимает все стороны свободы; ибо пред этим только сказал о покрывале на духовных очах, что есть связа; выше же говорил о безжизненности служения письменам, по причине остающейся и при том мертвенности греха и страстей. Потому надо полагать, что, возвещая о свободе чрез Духа, он имел в мысли обрадовать всех полною свободою, хотя мысль его главным образом прикреплялась к свободе от закона. Феофилакт пишет: «В Законе было иго и рабство; в законе же Духа Евангелия – свобода; так что сподобившиеся сего свободно и беспрепятственно взирают на славу Господню». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** **Ибо Господь Дух есть** Святой, то есть не находится и не заключен в одном месте, -** а где Дух Господень, там **есть** свобода**, то есть Его (Духа) свободе свойственно, чтобы Он находился во всяком месте, где будет и Господь. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** Не потому, что Дух есть Сын, – прочь такое хуление! – но потому, что Сын Божий видится и созерцается в Духе Святом. Но если Дух есть Господь, то явно, что и в отношении к Нему, как и к Господу, можно говорить: Отец в Нем, и Он в нас; и опять равно – мы в Нем, как Он с Богом Отцом, и Бог Отец в Нем. //**Слова (Слово 59-е).**// ---- Когда получат они Духа Святого и станут Христовыми, – верным и несбивчивым признаком того будет для них то, что сказал божественный Апостол: **идеже Дух Господень, ту свобода**, где под **свободою** разумеет он совершенное освобождение от всех страстей и от похотей мирских и плотских. //**Слова (Слово 87-е).**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** Апостол показал равночестие Бога и Духа. Ибо Моисей обращал взор к Богу, а мы обращаем к Духу. Но он не упомянул бы о Духе, намереваясь показать превосходство нового над ветхим, если бы знал, что Святой Дух есть творение. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор 3:17).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** См. Толкование на [[new:2kor:03:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Кор. 3:16]] ===== Севериан Габальский ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** Сподобившийся Духа Господня свободен от осуждения закона, ибо через Дух действуют дарования, и дар дается достойным. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** Поскольку Бог есть Дух, то Он через Христа дал закон Духа. И не писанный где-либо буквами, но поверенный верой в душе; и не видимому учит новый закон, но в невидимое поверить призывает - в то, что душа познает в Духе, а не глаз различает. Этот закон несет **свободу**, взывая к одной лишь вере; и поскольку он верит в то, чего не видит, мы также можем быть спасены из нашего состояния. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода** Здесь - заключение к мысли, выраженной в 16-м стихе. Здесь собственно находится силлогизм такого рода. //Положение//: **где Дух Господень, там свобода**. //Меньшая посылка:// но этот Дух имеет только обратившийся к Господу, потому что **Господь есть Дух**. //Заключение:// вследствие этого у обращенного не может быть означенного покрывала, а только свобода. - **Господь** (o kurioV) - это подлежащее (этого признания требует связь с 16-м стихом). Под **Господом** здесь разумеется Христос: войти в общение со Христом - все равно что войти в общение со Св. Духом. Еще в посл. к Рим Ап. говорил, что Дух Св. принадлежит Христу и в Нем Христос приходит к верующим [[new:rim:08:09|(Рим. 8:9-11)]]. Почему, однако, здесь Ап. выставляет на вид абсолютную духовность Христа? Надо полагать, что он хотел этим показать, что Христос и христианство не связаны с буквою и не имеют обязательств пред законом Моисеевым. - **Там свобода**, т. е. свобода мыслить, чувствовать и действовать. Дух Господень, как Единый владыка в душе обращенного человека, уничтожает все покрывала, все преграды, принадлежащие посторонней силе. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:03:06#lopuxin_ap|2 Кор. 3:6]] [<10>]