[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 4:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** Ты увидел, как опять тем, кто желает увидеть превосходство Моисеевой славы, апостол показывает другую славу, сияющую с преизбытком? Он говорит, что, как тогда слава озарила лицо Моисея, так ныне [она озаряет] ваши лица. Из всего созданного в начале прежде он упоминает о чувственном свете и чувственной тьме, показывая этим превосходство их творения. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** Кто же это **озарил** нас, чтобы мы **познали** Бога **в лице Иисуса Христа**? Но сказано, что **озарил Бог**, чтобы познана была **слава Божия в лице Иисуса Христа**. Кого иного, как не Духа, мы представим себе явленным здесь? Или к кому еще, как не к Духу Святому, относится сила Божественности? А те, кто исключает Духа, должны вводить кого-то еще, кто вместе с Отцом и Сыном принимает славу Божию. //**О Святом Духе.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яко Бог рекий из тмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лице Иисус Христове** В заключение Апостол обращает внимание всех на то, что теперь дается чрез благовестие, распространяемое по лицу всей земли. На сердцах иудеев, говорил он, лежало покрывало, и они не видят света, сокрытого в законе; все язычники ходили во тьме, и никто не видел света Божия. Но пришел Господь Иисус Христос, и воссиял миру свет разума. Просветительная сила есть Дух Святой, нисшедший на Апостолов. Им просвещенные, Им руководимые и учимые, ходят они по миру и всем возвещают свет истины. Дух Божий, их просвещающий, просвещает и сердца верующих, и они ясно начинают видеть свет разума славы Божией. Так среди мрака, покрывавшего весь мир, воссиял ныне свет ведения Божия. Теперь то же самое совершается в нравственном мире, что было в первый день творения для мира вещественного, когда Бог словом Своим повелел воссиять свету из тьмы. //Рече Бог: да будет свет и бысть свет//. Говорит теперь чрез нас тот же Бог ко всем: //покайтеся и веруйте во Евангелие//. И слово сие воссиявает свет в сердцах верующих. Приемлющие его ясно видеть начинают неописанную славу Бога беспредельного в лице Иисус Христове. Лице Иисус Христово дает ясно разуметь, что Бог превеликий и предивный есть сердобольный Отец наш, Который не восхотел оставить нас в нашем падении, но благоволил дивный устроить для нас образ спасения в Единородном Сыне Своем, Который, пришедши на землю, воплотился, пострадал и умер на кресте, воскрес, вознесся на небо и сидит одесную Бога и Отца, туда привлекая всех верующих и избранных во спасение, да идеже Он, и они все будут. Таков лик Иисуса Христа! Какие совершенства Божии не отражаются в сем лике?! Тут и благость беспредельная и правда бесконечная, тут и премудрость недомыслимая и всемогущество неизмеримое, тут и промышление всепопечительное и вседержительство всеобъемлющее. И Пресвятой Троицы таинство светоносно отображается в сем же лике. Бог Отец благоволил, Сын совершил, Дух Святой совершенное в Сыне довершает в верующих. «Ибо мы чрез Христа познаем Бога Отца, так же как чрез Духа приводимся к Нему» (святой Златоуст). Вот как свет разума (познания) славы Божией о лице Иисус Христове воссиял в мир чрез воссияние в сердцах верующих. «При сиянии сего света и мы видим не чувствам подлежащие вещи, но Самого Бога чрез Христа» (святой Златоуст). Феодорит пишет: «Кто древле словом в бытие привел естество света и изрек: да будет свет, Тот и ныне, не тем, но собственным Своим светом осиял наши умы, чтобы нам чрез Самого Христа увидеть славу Его. А сие: **о лице Иисус Христове** имеем такой смысл: поелику естество Божие невидимо, то делается Оно, сколько возможно, видимым чрез воспринятое человечество, озаряемое Божественным светом и издающее молниеносное сияние». Экумений продолжает ту же мысль: «Повелевший в начале воссиять из тьмы свету, воссиял и в сердцах наших. Воссиял, просвещая нас и открывая нам познания славы Своей, и это **о лице Иисус Христове**. Ибо чрез Сына только получено нами истинное познание об Отце, как Сам Он говорит в Евангелии ко Отцу: //явих имя Твое человеко..., и прославих Тя на земли// ([[new:in:17:04|Ин. 17:4–6]]). И чрез Христа Иисуса только явлено нам, что Отец не хочет быть чтим более курениями и кровьми, но жертвами духовными, и что истинные Богочтецы должны кланяться Богу не иначе как в Троице, единосущной и равномощной». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:2kor:04:05#prepodobnyj_efrem_sirin|2 Кор. 4:5]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** Озарение благодати является не только откровением мыслей и знания, но и — подлинно вечным озарением ипостасного Света в душах, как и написано: «**Бог рекий из тьмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия в лице Иисус Христове**». И еще: «//Просвети очи мои, да не когда усну в смерть//» [[old:ps:012:04|(Пс. 12, 4)]], то есть дабы когда моя душа будет выходить из тела, не случилось бы ей стать покрытой злым покрывалом смерти. И еще написано: «//Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего//» [[old:ps:118:008|(Пс. 118, 18)]]. И: «//Посли свет Твой и истину Твою; та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, и в селения Твоя//» [[old:ps:042:03|(Пс. 42, 3)]]. И: «//Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем//» ([[old:ps:004:07|Пс. 4, 7]]-8); этим он показал и самое последствие предмета. //**Собрание рукописей типа I. Слово 58.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** Тем, что апостол сказал в ином месте: **Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил паши сердца**, - он указал на то, что воскресение - это исход из ветхости, которая подобна смерти. Бог не желал, чтобы свет Евангелия сиял тайно, ведь он есть животворящее дуновение, приносящее надежду воскресения. Тогда сияние премудрости Божией **озарит сердце**, человек станет новым и в нем не будет ничего от мира сего. //**Слова подвижнические.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** Поскольку Божественное естество невидимо, оно становится, насколько возможно, видимым через воспринятое человечество, озаряемое божественным светом и излучающее молниеносное сияние. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 4:6).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** Почему, говорит, мы не проповедуем себя? Потому, что Бог воссиял в сердцах наших, как в древности на лице Моисея, так ныне на нас. Как при первом творении сказал, и явился из тьмы свет, так и ныне сказал, и явился свет. Впрочем, Он сам стал светом для нас, ибо Он воссиял для нас **в лице Христа**, то есть чрез Христа, потому что Отец сияет в нас чрез Христа и дает **просвещение познанием**, не сущности Своей, но славы. Заметь, и здесь у Павла богословие о Троице. Ибо о Духе говорит он: //взирая на славу Господню//, ибо Дух есть Господь; о Сыне: //свет благовествования о славе Христа//, а теперь об Отце: **просветить нас познанием славы Его**. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Мартирий Сахдона ===== **потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** Поклонимся же и прославим Того, Кто вознес наш прах, беспрерывно освящая [его] Своей святостью. Того, Кто сочетал наш дух со Своим и с нашим телом смешал милость Своего дара, воспалив в нас огонь Святого Духа. Именно Он **озарил наши сердца**, помрачившиеся во тьме. //**Книга совершенства.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** **Бог, повелевший из тмы возсиять свету, озарил и наши сердца**. Обновление или воссоздание рода человеческого чрез Иисуса Христа Апостол сравнивает с творением мира. Как в начале мироздания, говорит Павел, Бог повелел из тьмы воссиять свету, то есть всесильным словом своим из небытия воззвал свет, – когда была одна тьма ничтожества, т.е. не было ничего, и когда по слову Божьему: //да будет свет – бысть свет// [[old:gen:01:03|(Быт. 1, 3)]]; так, Бог, по своей беспредельной благости, из естественного мрака нашей души благоволил воссиять в наших сердцах и благодатному свету истины. Бог благоволил призвать нас, Апостолов, к вере в Иисуса Христа и к познанию тайн спасения в то время, когда мы покрыты были тьмою неведения и не знали пути спасения. **Дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа**. Чтобы мы (Апостолы), как возженные от Бога и поставленные на тверди нового творения светильники, просвещали других, распространяя между ними познание о славе Божией, которая раскрылась в лице Иисуса Христа. Назначение Апостолов быть светильниками или просветителями мира раскрыл сам Иисус Христос, говоря: //вы свет мира// [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]]. //Тако да просветится свет ваш пред человеки// [[new:mf:05:16|(ст. 16)]]. В послании к Ефесянам Апостол раскрывает тайну Божеского благодатного промышления о человеке так: //Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово, и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него// [[new:ef:03:08|(Еф. 3:8-12)]]. Св. Иоанн Богослов учит: //Бога никтоже виде нигде же: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда// [[new:in:01:18|(Ин. 1:18)]]. Однажды Иудеи спросили Иисуса: где твой Отец? Иисус отвечал: //ни Мене весте, ни Отца Моего: аще Мя бысте ведали, и Отца Моего ведали бысте// [[new:in:08:19|(Ин. 8:19)]]. Также Иисус Христос учит: //Веруяй в Мя не верует в Мя, но в Пославшего Мя, и видяй Мя видит Пославшего Мя. Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет. – Яко Аз о Себе не глаголах; но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю// [[new:in:12:44|(Ин. 12:44-46,]] [[new:in:12:49|49)]]. Так чрез Иисуса Христа познаем мы и славу Бога Отца и Божественную Его волю. Все, что совершил Иисус Христос для спасения рода человеческого, совершил по всеблагой воле Отца Своего, и все учение Иисуса Христа есть учение Отца Его, или есть раскрытие воли Бога Отца. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа** В самом деле, кто призвал Апостола на проповедь? Сам Всемогущий Бог, Творец //света первозданного//, послал и //новый свет// Апостолу. Здесь Ап., очевидно, делает намек на бывшее ему при призвании видение по дороге в Дамаск (ср. [[new:gal:01:15|Гал. 1:15]]) и противополагает себя своим противникам-иудействующим. Те находятся под действием сатаны (ст. 4-й), он - под действием Бога: те находятся в ослеплении, он же ясно видит все во свете Христовом. - **Славы Божией в лице Иисуса Христа** - правильнее: на (en) **лице** Иисуса Христа. Ап., таким образом, утверждает здесь, что Бог дал ему познать или увидеть лицо Христа, осиянное Божественною славою. Вот почему он и назвал Христа (ст. 4-й) //образом Бога невидимого.// Христос явился ему во славе, в прославленном состоянии и в этом случае показался как истинный образ Божий. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:04:01#lopuxin_ap|2 Кор. 4:1]] [<10>]