[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 4:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 16-18 **Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно** **"Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется"** [[new:2kor:04:16|(ст. 16)]]. Каким образом **"тлеет"**? Когда терпит бичевания, гонения и другие бесчисленные бедствия. **"То внутренний обновляется по вся дни"**. Как **"обновляется"**? Верою, надеждою, ревностью. Потому надо быть мужественными в бедствиях. Действительно, чем более страдает тело, тем более душа имеет благих надежд и тем более просветляется, как золото, много испытанное действием огня. И смотри, как он отнимает силу у скорбей настоящей жизни. **"Ибо кратковременное легкое страдание наше**, – говорит, – **производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое"** [[new:2kor:04:17|(ст. 17, 18)]]. Все дело полагает он в надежде. И как в послании к Римлянам говорил:// "Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда"// [[new:rim:08:24|(Рим. 8:24)]], к тому же и здесь приводит слушателя, когда настоящее противополагает будущему, временное – вечному, легкое – трудному, скорбь – славе. И не довольствуясь этим противоположением, он прибавляет еще другое выражение с усугублением его, и говорит: **"производит в безмерном преизбытке"** (καθ υπερβολήν εις υπερβολήν). Потом показывает и способ, как облегчится тяжесть скорбей. Как же? **"Когда мы смотрим**, – говорит, – **не на видимое, но на невидимое"**. Если таким образом мы будем отвращать взор свой от видимого, то настоящее будет для нас легко, а будущее велико: **"ибо видимое временно"**; следовательно, и скорби (временны). **"А невидимое вечно"**; следовательно, и венцы таковы же. Не сказал он: "одни скорби временны", но все видимое, хотя бы то была скорбь, хотя бы радость, – чтобы и в радости мы не расслабевали, и скорбями не тяготились. Потому же, говоря и о будущем, он не сказал: "царствие вечно", но: **"невидимое вечно"**, хотя бы то было царствие, хотя бы мучение, – чтобы мы этого последнего страшились, а к первому стремились. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ---- **Темже не стужаем си**, — выражая, что и сам он непрестанно в подвигах. На олимпийских состязаниях ратоборец подвизается внутри, распорядитель же, сидя вдали, подает помощь словами, и настолько лишь помогает ратоборцу, насколько может кричать и восклицать; а подойти ближе и подать помощь руками не позволяет ему никакой закон. А в подвигах благочестия бывает не так; но здесь один и тот же бывает и распорядителем борьбы и вместе ратоборцем. Поэтому он сидит не вне поприща, но вступает в самые состязания и укрепляет тех, которые борются вместе с ним, говоря: **темже не стужаем си**. Не сказал: темже не стужаю, но: **темже не стужаем**, желая ободрить их похвалами. **Но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни**. Посмотри на мудрость апостольскую: сперва он ободрил их самыми страданиями их, сказав: //во всем скорбяще, но не стужающе си//; ободрил и воскресением Иисуса, сказав: //воздвигий Иисуса и нас воздвигнет//. Потом употребляет и другой способ утешения. Так как многие из людей, малодушные, слабые и жалкие, хотя и верят в воскресение, но обращают на него мало внимания, за отдаленностью времени, колеблются и падают, то он прежде воскресения указывает им на другую награду и воздаяние. В чем же именно это последнее? **Аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни**. Внешним человеком называет он тело, внутренним человеком именует душу. Смысл слов его следующий: еще прежде воскресения и наслаждения будущею славою, мы уже получаем не малое воздаяние за труды в том, что от самых скорбей душа наша обновляется, становится более мудрою и благоговейною, приобретает большее терпение, становится твердейшею и сильнейшею. Как те, которые совершают телесные подвиги, еще прежде венцов и наград получают великую награду в самом упражнении и борьбе, делая чрез упражнение свои тела более здоровыми и крепкими и избегая всякой болезни, так точно и в подвигах добродетели, еще прежде, чем отверзется небо, прежде чем придет Сын Божий, прежде чем мы получим воздаяние, великую награду мы получаем от них уже в том, что душа наша становится более любомудрою. Как те, которые много плавали по морям, испытали множество волнений, боролись с многими зверями, выдержали много бурь, еще прежде выгод самой торговли получают не малую пользу от такого продолжительного путешествия в том, что приобретают смелость и отважность на море, и бесстрашно и с удовольствием совершают морские странствования, — так точно и в настоящей жизни тот, кто перенес много скорбей для Христа, кто потерпел много бедствий, еще прежде царства небесного получает великое воздаяние в том, что приобретает уже дерзновение пред Богом и делает душу свою более возвышенною, так что наконец посмеевается над всеми бедствиями. **//О воскресении мертвых.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется** Кто желает себе добра, тот как можно сильнее будет заботиться о душе и всячески постарается соблюсти ее чистой и благородной, а на плоть мало обратит внимания, томится ли она голодом, борется ли со стужей и теплом, страждет ли от болезней или терпит от кого-нибудь насилие, при всякой скорби взывая и говоря словами Павла: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется... Если же кто хочет пощадить и тело, как единственное достояние, необходимое душе и содействующее ей в земной жизни, то [и тогда] немного займется его нуждами - так, чтобы только поддержать его и через умеренное попечение сохранить здоровым на служение душе, а не позволять скакать от пресыщения. //**О том, что не должно прилепляться к житейскому.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Темже не стужаем си: но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни** В будущую жизнь перенесся Апостол мыслию по поводу своей непрестанной насмертности. С этого же и теперь начинает речь, и как по лестнице возводит нас от тления внешнего человека к обновлению внутреннего, от него к мере будущей славы и, восшедши таким образом к невидимому и вечному, там нас оставляет, желая, чтоб мы и не сходили оттуда посмотреть, яже суть в доме нашем земном. **Темже не стужаем си**: не скучаем, не тяготимся, не изъявляем никакого недовольства. И в начале главы то же говорил он: //имуще служение сие, не стужаем си//. Там – после того, как сказал, что в домостроительстве Нового Завета все вводятся в созерцание славы Божией откровенным лицом, чтоб преобразовываться в тот же образ от славы в славу, с такою мыслию: как с охотою не послужить такому преславному делу, не обращая внимания на все внешние неудобства? Здесь то же внушает после того, как выразил уверенность в спрославлении с Господом по воскресении. Имея в виду такую славную участь в будущем, мы, говорит, //не стужаем си//, несмотря на окружающие нас скорби, беды, смертные опасности. «Не печалимся, не предаемся малодушию, но переносим все мужественно» (Феодорит), «зная силу Божию, которая и ныне нас избавляет от всяких бед, и в будущем воздвигнет в славе» (Феофилакт), «и видя, как все делаемое и претерпеваемое нами обращается в умножение славы и благодарения Богу» (Экумений). Но и это все претерпеваемое нами не остается без отношения к будущей жизни. Будущая жизнь будет соответствовать духовному преспеянию здесь. Внешние же скорби усовершают дух. Пусть тлеет внешний человек! От этого, или при этом, внутренний обновляется **по вся дни. Внешний человек** – тело с потребным для него и с участию его; **внутренний** – дух и душа (Феофилакт, Экумений). Внутренний человек то же, что //потаеный сердца человек// [[new:1pet:03:04|(1 Пет. 3:4)]], дух самосознательный и свободный, с его отправлениями – страхом Божиим, совестию и неудовлетворенностию ничем тварным. Таков он в естественном порядке. Под действием же благодати он благоговейно предстоит Богу, с любовию созерцая Его в безмятежии, ходит неуклонно в заповедях Божиих, имея закон Бога своего в сердце своем, и за то преисполняется радостию о Дусе Святе, вкушает, сколько благ Господь и теряет вкус ко всему, что не Господне. Все эти проявления духа под действием благодати начинаются с первой минуты рождения в новую жизнь; но растут они и крепнут постепенно, более от благодатных воздействий, но немало и от внешних состояний человека. Благосостояние внешнее много может мешать совершенствованию его; скорби же внешние много помогают тому, держа дух в отрешении от всего и давая ему возможность всею полнотою своею принимать благодатные влияния и обращать все усилия свои на самовозрастание, не развлекаясь ничем сторонним. Это и разумеет Апостол, когда говорит, что когда внешний человек тлеет, внутренний обновляется по вся дни. Святой Златоуст говорит: «Каким образом **тлеет** внешний человек? – Когда терпит бичевания, гонения и другие бесчисленные бедствия. А **внутренний** как **обновляется**? – Верою, надеждою, ревностию. Чем более страждет тело, тем более душа имеет благих надежд и тем более просветляется, как золото, много искушенное действием огня». Само собою разумеется, что означенное тление внешнего человека обновляет внутреннего не безусловно, а под условием благодати, веры и жизни по вере. Ибо обновление не от него собственно исходит, а им способствуется, имея свой особый источник. Тление внешнего человека или невольно случается, или произвольно устрояется, но значение его и действие одно: способствует обновлению внутреннего, питая в душе страх Божий, просветляя совесть и отрешая от всего тварного, от всякого земного пристрастия. Тление внешнего человека, кроме бед и скорбей, совершается еще умалением пищи и пития, сна и отдыха, удалением от развлечения чувств чрез уединение, пресечение забот и вообще истощание тела и довольство самою крайнею мерою нужного, с устранением себя от многомятежия. Такой порядок жизни уже предполагает зарождение внутреннего человека; предполагает, но не прямо указывает на него: ибо и это все можно делать внешно. Настоящий внутренний человек есть благодатию рожденный и ею воспитываемый и обновляемый. Когда это есть, то тление внешнего человека необходимо требуется, и только в этом случае тление сие способствует обновлению внутреннего. А без сего чрез тление внешнего человека никогда не обновляется настоящим образом внутренний человек. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется** **Посему не унываем** от преследований со стороны внешних и от собственных скорбей, ибо **хотя внешний человек наш разрушается** постами, бдениями и ежедневными, наносимыми ему, ранами, **но внутренний обновляется со дня на день**. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется** Подобно тому, как в соответствии с возвышенным созерцанием "[старец] называл Церковь духовным человеком, а человека – таинственной Церковью, то также, в соответствии с духовным постижением, он, говоря о всем Священном Писании, называл Его человеком. А именно, Ветхий Завет составляет тело, а Новый – душу, дух и ум". И еще: телом всего Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов, служит историческая буквальность Его; душой же – смысл написанного, который и является целью устремлений ума. Когда я услышал это, то весьма удивился точности сравнения и, по мере своих сил, воспел, как подобает, Того, Кто разделяет дарования каждому по его достоинству. Ибо, действительно, как человек смертен по своей видимой части, а по невидимой бессмертен, так и Священное Писание обладает, с одной стороны, преходящей явленностью буквы, а с другой - содержит сокрытый в ней дух, бытие которого непреходяще и который составляет истинный предмет созерцания. И как человек, обуздывая с помощью любомудрия страстные желания и порывы, умерщвляет свою плоть, так и Священное Писание, понимаемое духовно, совершает обрезание своей буквы. Божественный Апостол говорит: **Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется**. То же следует думать и говорить относительно Священного Писания, в духовном смысле постигаемого как человек. Чем больше отступает буква Его. тем более преобладает дух; и по мере исчезновения теней преходящего служения [Богу] все ярче сияет истина веры, всесветлая и лишенная всякой тени. В соответствии с ней и благодаря ей Оно существует, написано и называется Писанием, запечатлеваясь в уме духовной благодатью. Точно так же человек есть и называется человеком главным образом по причине своей мыслящей и разумной души, в соответствии с которой и благодаря которой он есть образ и подобие Бога, Творца своего. И естественным образом он отделяется от прочих существ, не обладая проявлением той силы, которая связывает [его] с ними. //**Мистагогия.**// ===== Блж. Августин ===== **Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется** Обновление человека, которое начинается святой баней крещения, совершается постепенно. Одни продвигаются вперед быстрее, другие медленнее, но многие идут по пути новой жизни, если мы станем смотреть на них не враждебно, а внимательно. Как говорит апостол: **если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется**. Он говорит, что **внутренний человек обновляется день ото дня** для того, чтобы стать совершенным; вы же хотите, чтобы он начинал с совершенства. Получается так, что вы, вместо того чтобы поднять немощного, пытаетесь сбить с ног того, кто неосторожен. //**О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется** Поскольку, говорит, мы знаем силу Божию и то, что Бог ныне освободит нас от опасностей, потом восставит нас просветленными, то не падаем духом и не отчаиваемся среди страданий. Далее – **внешний человек**, то есть тело, тлеет. Каким образом? Когда терпит бичевания, гонения. **Внутренний** же, то есть дух и душа, обновляется. Каким образом? Имея благую надежду и дерзновение, как терпящий и радующийся ради Бога. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется** Гонениями, ударами, голодом, жаждой, холодом, беззащитностью плоть разрушается, но душа надеждой на будущее вознаграждение **обновляется**, ибо постоянными мучениями очищается. Обретает, следовательно, в гонениях, а не гибнет, и в преследующих испытаниях ежедневно приобретает достоинство; ибо даже разрушение тела приближает бессмертие по достоинству души. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архим. Эмилиан (Вафидис) ===== Тление человеческой природы - естественный закон. Но насколько **тлеет внешний человек**, настолько **обновляется со дня на день внутренний**. И если тление - это природный и духовный закон, то попытка избавиться от всех болезней противоречит закону Божию. Так мы противимся силе природы: мы не позволяем себе болеть или умирать, иначе говоря, не позволяем себе вечно обновляться во Христе со всеми святыми. Мы не допускаем, чтобы Бог управил наш путь, но вносим в жизнь собственное беспокойство, сомнения, желания, нужды, и из-за этого у нас появляется необходимость выходить в мир непрестанно. //**Трезвенная жизнь и аскетические правила.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется** По русскому переводу здесь – уступительный период. Но правильнее видеть здесь отношение причины и следствия. Нужно перевести не: "если и (т. е. хотя)"..., а: "так как" или: "в силу того что"... Ап. проникнут мыслию о том, наше тело в настоящем своем состоянии не дает простора для деятельности духа человеческого (ср. [[new:1kor:15:04|1 Кор. 15:4]]), и говорит потому, что постепенное ослабление и разрушение тела дает возможность духу проявлять себя с большею силою. - Здесь несомненно есть основа для аскетических подвигов, для поста, воздержания, которое истощая силы тела, его грубые влечения, дает больше простору для деятельности духовной, для созерцательной жизни. Впрочем еп. Феофан совершенно справедливо замечает, что это "тление", т. е. аскетический подвиг внешнего человека, обновляет внутреннего не безусловно, а под условием благодати, веры и жизни по вере. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:04:13#lopuxin_ap|2 Кор. 4:13]] [<10>]