[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 4:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно** Не будем смущаться и досадовать, но будем с мужеством и терпением переносить все напасти, взирая не на скорби, а на пользу, происходящую отсюда. Ибо это есть духовное приобретение. Как желающие собрать богатство, занятые житейскими приобретениями, не иначе могут умножить свое достояние, как испытывая множество опасностей на суше и на море (ибо неизбежно подвергаются козням и нападениям воров и пиратов), и однако охотно готовы переносить все это, в ожидании прибыли, не чувствуя ничего тяжелого, - так и мы должны радоваться и веселиться, помышляя о собираемом таким образом богатстве и духовном приобретении, и взирать не на видимое, а на невидимое, как это внушает Павел, говоря: **когда мы смотрим не на видимое**. //**Гомилия 63 на Книгу Бытия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:04:16#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 4:16]] ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно** Если ты стремишься в вещам преходящим, то молитва твоя прилюдна и при открытых дверях. Если ищешь вечного, то молитва твоя возносится тайно, потому что хочешь обрести не то, что видимо, а невидимое. //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не смотряющим нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна** Условие выставляет Апостол, при котором тление внешнего человека обновляет внутреннего и легкое печали тяготу вечной славы соделывает нам. Под тем условием, говорит, если мы не смотрим на видимое, а на невидимое, или при таком строе нравственном, в коем не смотрят на видимое, а на одно невидимое. Это само собою видно. Смотри на солнце, и светоносностию его исполнишься (внутренний обновится). Также подымись повыше, и все на земле сущее покажется мелочным и ничтожным.– Святой Златоуст говорит: «Показывает способ, как легкою делается тяжесть скорби. Как же? – **Не смотрящим нам**, говорит, **видимых, но невидимых**. Если будем отвращать взор свой от видимого, то настоящее будет для нас легко, а будущее велико». Ту же связь видит в этих текстах и Экумений: «Поелику назвал скорбь легкою, хоть она бывает тяжела, то объясняет теперь, каким образом бывает легкою нынешняя скорбь. Если, говорит, не будем смотреть на видимое, а на невидимое. Ибо противопоставь только тамошнее здешнему, и увидишь, как все здешнее покажется легким. Ибо это все временно, а то вечно». **Не смотряющим**,– μη σκοπουντων. На ристалищах,– σκοπος,– мета, до которой надлежало прежде всех достигнуть, чтобы получить награду. Бегущие на конях или на ногах взор свой весь вперяют в эту мету, ни на что стороннее не обращая внимания, будь тут золотые горы. Апостол выражает, что обновляемым духовно, ждущим вечной славы надлежит не только в цели не иметь ничего видимого, но и во внимании того не держать, быть так к нему, как бы его не было; цель же, куда взор их, минуя все, должен быть вперен, есть исключительно невидимое. Оно одно – предмет их желаний, стремлений и надежд. Пока человек живет телом и душою оплотенелою, до тех пор невидимое кажется ему чем-то призрачным, неопределенным, будто не сущим. Когда приходит благодать и пробуждает дух, то в числе первых требований к восприятию новой жизни есть отречение от видимости, от опор, надежд и утех, видимыми вещами и лицами подаемых, и обращение к невидимому, чтоб там положить надежды свои и предметы своих исканий и надежд. Этим требуется жертва кровная, но она необходима. Сознавший это делает себе перелом, как это ни больно, и приносит требуемую жертву. Она отворяет дверь входа благодати, образующей нового человека. Родившись под таким отчуждением от видимого, внутренний новый человек, если он развивается правильно, уже не возвращается сюда, а живет там весь в невидимом. Оно одно становится для него истинно сущим; видимое же призрачным и исчезающим, как оно и есть на деле. Почему в словах Апостола: **не смотряющим нам видимых** можно видеть такой смысл: уж это такой порядок, или закон жизни о Христе Иисусе, что мы не смотрим на видимое, а на одно невидимое.– Что это невидимое? – Бог, в Троице поклоняемый, и все то, что дает Он вкусить приближающимся к Нему. Это немногосложно, но многообъятно,– и одно насыщает; тогда как видимого много, но оно не насыщает, а только раздражает вкус. Что это видимое? – Все, что считает благом человек, этой жизни преданный: довольство, сласти, почет, преобладание, властвование, широта предприятий и успешность в них, и подобное. **Видимая бо временна, невидимая же вечна**. Не касается других черт видимого и невидимого, потому что эти нагляднее. Пристращенному к видимым вещам, что ни говори об этом с невыгодной стороны, все не совсем внятно будет; а что все это временно, это осязательно видно, ибо пред его глазами течет, как река, и постоять не может. Отрешившийся от видимого и сочетавшийся с невидимым, хотя и мог бы понять многие другие черты сего невидимого, кроме вечности,– но как он уже и вкушает их и в этом вкушении видит блаженство отрешенной от всего жизни, то для него утешительнее всего слышать, что невидимое, сладость которого он начал вкушать, вечно и что, следовательно начатому им сладостному благобытию конца не будет. Так Апостол, простым словом, одним дал сильное вразумление, а другим крайне утешительное ободрение. Святой Златоуст говорит: «Не сказал, что одни скорби временны, но – все видимое, хотя бы то была скорбь, хотя бы радость; чтобы и в радости мы не расслабевали, и скорбями не тяготились. Посему же, говоря и о будущем, он не сказал: царствие вечно, но **невидимая вечна**, хотя бы то было царство, хотя бы мучение – чтобы мы сего последнего страшились, а к оному стремились. Итак, поелику видимое временно, а невидимое вечно, то к невидимому и будем простирать наши взоры. Если временное предпочтем вечному, то чем извиним себя? Положим, что и временное приятно, но оно непродолжительно, а мучения за оное не будут иметь ни конца, ни пощады. Какой ответ дадут те, кои, быв удостоены Духа Божия и вкусивши уже от толикого дара Божия, после обратили взоры свои долу и ниспали к земному?» //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно** См. Толкование на [[new:2kor:04:17#prepodobnyj_efrem_sirin|2 Кор. 4:17]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно** Показывает, как легка скорбь. Все видимое, говорит, временно, следовательно, и скорбь, и самый покой, ибо и он видим. Ибо для того сказал **видимое**, чтобы обнять и покой. Итак, не будем унывать в скорби, ни расслабляться покоем. Если же так, то **невидимое**, то есть Царствие и мучение, вечны. Поэтому ищите первого и убегайте последнего. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно** Апостол учит, что имеющие жажду небесного и духовного презирают все преходящее и земное, ибо по сравнению с желаемым духовным земное настоящее есть ничто. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно** Здесь Ап. разъясняет, что видеть это преимущество будущего прославления дано не всякому. Только особо просветленный взор может видеть **невидимое**, т. е. то, что ожидает людей в загробной жизни. Тот, кто это может делать, понимает, что все видимое скоро кончается и что вечно только невидимое, т. е. то, что будет в иной жизни. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:04:13#lopuxin_ap|2 Кор. 4:13]] [<10>]