[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 5:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-5 **только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа** **"Только бы нам и одетым не оказаться нагими"** [Ενδυσάμενοι; По-видимому, Златоуст читал здесь – Εκδυσάμενοι, как показывают дальнейшие слова беседы], [[new:2kor:05:03|(ст. 3)]]. То есть, хотя и сложим с себя это тело, однако не без тела там явимся, но с тем же самым телом, которое сделается тогда нетленным. Некоторые же читают: " Только бы (είπερ) и одетым, не оказаться нагими", – и весьма рассудительно. Чтобы не все полагались на воскресение, (апостол) и говорит: "Только бы (είγε) и одетым, – то есть в нетление, и получив нетленное тело, – не оказаться нагими" – славы и известности спасения. О том же говорит он и в первом послании, то есть, что хотя и все воскреснем, //"каждый в своем чине"//; и: //"есть телеса небесные, и телеса земные"// [[new:1kor:15:23|(1 Кор. 15:23,]] [[new:1kor:15:40|40)]]. Воскресение будет для всех, но слава не для всех. Одни воскреснут в чести, а другие в бесчестии; одни для царствия, а другие для мучения. То же самое он хотел показать и здесь, когда сказал: **"Только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься"** [[new:2kor:05:04|(ст. 4)]]. Здесь он ясно и совершенно заграждает уста еретиков, показав, что говорит не просто о том или о другом теле, но о тлении и нетлении. "Мы не о том, – говорит, – воздыхаем, чтобы освободиться от тела (потому что мы не желаем сложить его с себя), но страстно желаем только освободиться от тления, которое в нем находится". Потому и говорит, что мы хотим не совлечься тела, но только облечь его в безсмертие. Потом сам же объясняет свои слова: **"чтобы смертное поглощено было жизнью"**. Так как для многих казалось тягостным разлучение с телом, и он шел против всеобщего голоса, говоря, что мы воздыхаем потому, что не желаем от него освободиться ("Если душа, – могли сказать ему, – так страдает и скорбит, разлучаясь с телом, то как же ты говоришь, что мы воздыхаем потому, что долго не освобождаемся от него?"), то, предупреждая такое возражение, (апостол) и говорит: "И я не утверждаю, что мы о том воздыхаем, как бы сложить с себя (никто без скорби не слагает его, почему и о Петре говорит Христос: //"и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь"// [[new:in:21:18|(Ин. 21:18)]], а о том как бы облечь его в нетление. Оттого мы и тяготимся телом, т. е. не оттого, что носим тело, но оттого, что носим тело тленное и страстное. Это-то и производит в нас скорбь. Но наступающая жизнь истребит и уничтожит тление, – именно тление, а не тело". "А как же, – скажешь ты, – это произойдет?" Не спрашивай о том, – Бог это делает, – не любопытствуй. Потому и присовокупил: **"На сие самое и создал нас Бог"** [[new:2kor:05:05|(ст. 5)]]. Этими словами он показывает, что это прежде было определено о нас. Не теперь только это стало благоугодно Богу, но в начале еще, – когда Он образовал нас из земли и создал Адама, а создал его не с тем, чтобы он умер, но чтобы соделать его бессмертным. Потом, чтобы более удостоверить в этом, присовокупил: **"и дал нам залог Духа"**. Как тогда Он для этого (бессмертия) сотворил человека, так и теперь через крещение возсоздал его для той же цели, и в удостоверение этого дал нам немаловажный залог, Святого Духа. О залоге (апостол) упоминает часто – как для того, чтобы показать себя должником, так и для того, чтобы через это придать бóльшую достоверность своим словам во мнении людей более слабых. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ---- Но как, скажешь, можно облекшемуся в нетление и бессмертие оказаться нагим? Как? Когда мы будем чужды славы и лишимся дерзновения пред Богом. Тела грешников действительно восстанут нетленными и бессмертными; но эта честь будет для них средством к наказанию и мучению: они восстанут нетленными для того, чтобы постоянно гореть, потому что, если тот огонь неугасим, то для него нужны и тела, никогда не уничтожаемые. Поэтому он говорит: **аще точию и облекшеся, не нази обрящемся**. Не то только, на самом деле, желательно, чтобы мы воскресли и облеклись в бессмертие, но чтобы, воскресши и облекшись в бессмертие, не явились лишенными славы и дерзновения пред Богом, чтобы нас не предали огню. Поэтому он и говорит: **аще точию и облекшеся, не нази обрящемся**. **//О воскресении мертвых.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **аще точию и облекшеся, не нази обрящемся** См. Толкование на [[new:2kor:05:02#svjat_feofan_zatvornik|2 Кор 5:2]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **только бы нам и одетым не оказаться нагими** Но только бы, когда мы **совлечем** оное, то есть когда умрем и воскреснем, **не нагими оказались мы**, как Адам в жилище (раю), которое потерял [[old:gen:03:07|(Быт. 3:7)]]. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Только бы нам и одетым не оказаться нагими** Дабы не все полагались на одно нетление тела, говорит: **только бы нам и одетым** в нетление и получив тело нетленное, **не оказаться нагими**, т. е. славы и безопасности, как имеющим скверну греха. Ибо всеобщее воскресение, а не честь. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **Только бы нам и одетым не оказаться нагими** Все, и праведные и неправедные, облекаются нетлением. Однако если кто-то будет предан наказанию, он ничем не отличается от нагого. //**Фрагменты.**// ===== Дидим Слепец ===== **Только бы нам и одетым не оказаться нагими** Неверующий и негодный человек, даже если получит духовное тело, которое называется //небесным жилищем// [[new:2kor:05:02|(ст. 2)]], **окажется наг**, поскольку не потрудился приобрести облачение внутреннего человека (ср. [[new:rim:07:22|Рим. 7:22-23;]] [[new:2kor:04:16|2 Кор. 4:16;]] [[new:ef:03:16|Еф. 3:16)]]. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Только бы нам и одетым не оказаться нагими** О воздыхании в мольбе говорит Павел, чтобы представить, как обещанная слава, вдохновенная с небес, могла быть воспринята воскресаемыми. О том жаждущие настойчиво молятся, чтобы, будучи воскресшими, **не оказались** они **наги**, то есть лишенными обещанной славы. Поскольку заботятся о том, чтобы наполненное душой тело, по суду Божию, покрылось и славой, которая переходит в светозарность. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **только бы нам и одетым не оказаться нагими** См. Толкование на [[new:2kor:05:02#lopuxin_ap|2 Кор 5:2]] [<10>]