[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 5:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего** **"Чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего"**. "Итак, если мы должны жить не для самих себя, то, – говорит, – вы не должны смущаться и беспокоиться от надвигающихся на вас бедствий и смертей". И представляет очевидную причину, почему так должно поступать. "Если, – говорит, – мы живем Умершим за нас, то должны и жить для Того, которым живем". И хотя сказанное им содержит, по-видимому, одну причину, однако, если тщательно рассмотрим, то найдем следующие две: первую ту, что мы Им только живем, вторую ту, что Он умер за нас. Каждая из них, отдельно взятая, достаточна для того, чтобы соделать нас покорными. Подумайте же, сколько мы должны быть обязаны, когда соединим обе вместе. Но еще и третья причина скрывается в его словах, именно та, что для тебя (Господь) воскресил и вознес на небо начаток нашего естества, – почему и прибавлено: **"для умершего за них и воскресшего"**. //**Беседы на 2-е послание к Коринфянам.**// ---- См. Толкование на [[new:2kor:05:14#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 5:14]] ===== Свт. Василий Великий ===== **А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего** Что свойственно тем, которые едят хлеб и пьют чашу Господню? Сохранять непрестанную память об **Умершем** за нас и **Воскресшем** (Ср. [[new:1kor:11:26|1 Кор. 11:26]]). Что свойственно сохраняющим такую память? Жить **не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего**. Что свойственно христианину? Чтобы преобладала его правда во всем, больше книжников и фарисеев, по мере учения, которое преподал в Евангелии Господь (Ср. [[new:mf:05:20|Мф. 5:20]]). Что свойственно христианам? Любить друг друга, //как и Христос возлюбил нас// (Ср. [[new:ef:05:02|Еф. 5:2]]). Что свойственно христианину? Во всем видеть перед собой Господа (Ср. [[new:evr:12:01|Евр. 12:1-2]]). Что свойственно христианину? Каждый день и час бодрствовать и при совершенном благоугождении Богу быть готовым, зная, что Господь //придет в час, в который он не чает// (Ср. [[new:mf:24:50|Мф. 24:50]]). //**Нравственные правила.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Христос же за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему** Оживление духом в порядке обетованного избавления, как цель жизни, в сущности одинаково, но по форме не одинаково проявлялось: иначе оно действовалось до закона, иначе в законе, иначе начало действовать в благодати. Апостол говорит о последнем. Единый уже **умер за всех и воскрес**. И все в Нем умерли и воскресли; но и то, и другое в порядке домостроительства, по которому и умереть им надлежит в свое время, и потом ждать имеющего в свое время быть воскресения в нетлении. Вследствие чего они живут еще в обыкновенном порядке жизни. Спрашивается, как им предлежит жить? – **Живущим предлежит теперь не себе жить, но Умершему за них и Воскресшему**. В этом цель жизни, в этом оживление духом, изначала ставшее целию жизни. Апостол разумеет не верующих только, но всех людей, живущих во всякое время. Все должны для Господа единого жить. Если не живут, их вина. В какой мере извиняет кого неведение, Бог рассудит; но то закон неотложный, что, после того, как Господь умер за всех и воскрес, все должны жить для Него. В этом норма жизни человечества. То, что эту жизнь временную имеем со способами оживления духом, оттого имеем, что Господь **умер за всех**; и то, что по смерти, пребывая в разлучении с телом, будем жить надеждою воскресения в нетленном теле, оттого будет так, что Он воскрес естеством нашим. Если, таким образом, все существенное в нашей жизни от Него есть, то закон правды велит не ктому себе жить, но Ему единому. Святой Златоуст говорит: «Апостол сказал, что мы должны жить не для себя самих, и представляет очевидную на то причину, почему так должно поступать: то есть если мы живем Умершим за нас, то должны и жить для Того, Которым живем. И хотя сказанное им содержит повидимому одну причину, но если тщательно рассмотреть, то найдем следующие две: первую – ту, что мы живем только Господом; другую – ту, что Он умер за нас. И каждая из них, отдельно взятая, достаточна для того, чтобы соделать нас покорными Ему. Сколько же мы должны быть обязаны Ему, когда соединим обе вместе? Но еще и третья причина скрывается в его словах, именно та, что для тебя Господь воскресил и вознес на небо начаток нашего естества; посему и прибавил: **умершему** за нас и **воскресшему**». Что требуется обязательством жить не для себя, Господь определил так: //иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и последует Мне//. Что требуется обязательством жить для Господа, о том сказал Господь: //любяй Мя, заповеди Моя соблюдает//. Блаженный Феодорит и пишет: «Мы признаем справедливым жить для Него и вести жизнь по Его заповедям, потому что к сему обязывает долг наш пред Ним». Но такие требования, очевидно, выполнимы только для познавших Господа, уверовавших в Него и прилепившихся к Нему вседушно. Посему хотя Апостол сказал, что все живущие обязаны жить не для себя, а для Господа,– выразился так по идее; но в намерении имел остановить на этом особенно пункте внимание верующих, тех, к кому писал, а за ними и всех. Ибо если все люди к этому обязаны, то тем более обязаны верующие, потому что они, приняв обязательства, получили и силы к исполнению их в благодати Святого Духа. Верующие в Господа, приступая к Нему, отвергаются нечестия и мирских похотей, первоначально в намерении, желании и решимости воли; но когда в купели крещения возрождаются они к новой жизни, то получают благодатную силу, самым делом отрешающую их от нечестия и похотей и устремляющую их на жизнь целомудренную, праведную и благочестную. Таким образом, жить не для себя, то есть не по эгоистическим стремлениям плоти, а для Господа, то есть по воле Его, святой, благоугодной и праведной, есть неотъемлемая принадлежность истинно верующих христиан. В отношении к ним слово Апостола значит: так это должно быть, и иначе быть не может, когда вы таковы, какими вам следует быть. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего** См. Толкование на [[new:2kor:05:14#prepodobnyj_efrem_sirin|2 Кор. 5:14]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего** <...> как земля не оказывает препятствия земледельцу и он как хочет, так и обрабатывает ее и заботится о ней по своему усмотрению; и как кожа, будучи мертвой, не противится мастеру и он как хочет и как знает по своему умению обрабатывает ее, и очищает, и делает пригодной, приготовив ее должным образом, — так каждый должен всецело, всем желанием и всею волею, предать и отдать себя слову и благодати Господней, отрекаясь от собственной воли и умерщвляя себя, и более не следуя своей воле, — как и Апостол говорит: «**Мы уже не для себя живем, по для Умершего за нас и Воскресшего**» (парафраз); и еще: «//Вы не свои//» [[new:1kor:06:19|(1 Кор. 6:19)]], — дабы мудрый Художник и Земледелец, Само Слово, как знает и умеет, благодатию совершило и очистило землю нашего сердца, освободив нашу душу от уз материи и заблуждения века сего и бесчестных страстей, дабы, как говорит Апостол, «//предоставить ее Себе непорочной Церковью//» [[new:ef:05:27|(Еф. 5:27)]]; а этой непорочной Церковью является душа, в которой от начала дурной помысл не возымел места. И, таким образом сделав ее созвучной с благодатью, Христос печатлеет в этой душе законы свободы, совершенства и покоя жизни, и тогда, присоединившись ко Господу, она становится единым духом с Ним и наследует жизнь вечную. //**Собрание рукописей типа I. Слово 54.**// ===== Блж. Августин ===== **А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего** Итак, живут те, за кого, чтобы жили, умер Тот, Кто жил. Еще яснее можно сказать, что они освободились от оков смерти, - они, за кого умер Свободный среди мертвых. Можно и еще яснее: они, за кого умер никогда не знавший греха, были освобождены от греха. И хотя Он умер однажды, Он умирает за каждого, каким бы ни был возраст его, при крещении в Его смерть. То есть смерть Того, на Ком не было греха, оборачивается пользой всякому человеку в тот момент, как, крестившись в Его смерть, человек, бывший мертвым во грехе, для греха умирает. //**Против Юлиана.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего** См. Толкование на [[new:2kor:05:14#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Кор. 5:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего** См. Толкование на [[new:2kor:05:14#lopuxin_ap|2 Кор. 5:14]] [<10>]