[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 6:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Так как (апостол) сказал, что Бог призывает, а мы только посланники от Него, которые молим, чтобы вы примирились с Богом, то, чтобы (коринфяне) не предались беспечности, он снова устрашает их и возбуждает, говоря: **"умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами**". "Не будем, – говорит, – предаваться беспечности потому, что Бог нас призывает, и послал к нам посланников. Напротив, поэтому-то самому и будем всячески стараться угодить Богу, и собрать сокровища духовные (о чем он и выше говорил, когда сказал, что //"любовь Божия обдержит нас"//, т. е. побуждает, заставляет, нудит), – чтобы, после такого попечения, предавшись беспечности и не показавши ничего доброго, не лишиться вам столь великих благ. Итак, не думайте, что, если (Бог) послал призывающих, это призывание продолжится вечно. Оно продолжится только до второго пришествия; Он будет призывать, доколе мы находимся только здесь, а после того суд и мучение. Это-то, – говорит, – и побуждает нас призывать вас". Он часто возбуждает верующих не только величием благ и человеколюбием (Божиим), но и краткостью времени. Так в других посланиях он говорит: //"ныне ближе к нам спасение"// [[new:rim:13:12|(Рим. 13:12)]]; и еще: //"Господь близко"// [[new:fil:04:05|(Фил. 4:5)]]. А здесь еще более делает: побуждает верующих не только краткостью данного времени, но еще и тем, что это только время и благоприятно для спасения. **"Вот**, – говорит, – **теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения"**. Не будем же терять благоприятного времени, но покажем достойное данной нам благодати попечение. "Потому, – говорит, – и мы сами спешим, зная и краткость, и благоприятность времени". Вот почему он сказал: **"умоляем вас"**. **"Как споспешники вам"**, потому что "Мы помогаем более вам, нежели Богу, от Которого мы посланы. Он ни в чем не имеет нужды; все спасение распространяется на вас". Впрочем, этим не отвергается и то, что (апостолы) были споспешники и Богу, как и говорит в другом месте: //"Ибо мы соработники у Бога"// [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3:9)]]. "К этому-то спасению, –говорит, – мы и призываем вас: **"умоляем"**. Когда же Бог призывает ко спасению, то не просто призывает, но представляя на то права Свои, именно то, что Он дал Сына-праведника, не ведавшего греха, и за нас грешников соделал Его грехом, чтобы мы сделались праведными. Тому, Кто имеет столько прав и есть Бог, не следовало бы и призывать, и притом людей непокорных; напротив, нам бы надлежало призывать Его каждый день. И, однако, Он призывает: мы же, – говорит, – призывая, не можем от себя представить вам никакого права или благодеяния, разве то одно, что умоляем вас именем Бога, открывшего вам столько благодеяний. Умоляем же для того, чтобы вы приняли Его благодеяние и не отвергли дара. Итак, послушайте нас – и не напрасно примите предлагаемую вам благодать". Чтобы (слушатели) не подумали, что примирение состоит только в том, чтобы веровать в Призывающего, он требует еще исправления жизни, потому что, получивши прощение грехов и, примирившись (с Богом), жить опять по-прежнему значит то же, что снова возвратиться к вражде и, в рассуждении жизни, напрасно принять благодать. Благодать не спасет нас при нечистой жизни; напротив, еще более повредит нам и усугубит грехи наши, если мы после такого познания и дара возвратимся к прежним беззакониям. Впрочем (апостол) ясно пока еще не говорит этого, чтобы не сделать слова своего тяжким; а говорит только, что иначе мы не получим никакой пользы. Потом напоминает пророчество, убеждая тем и побуждая (коринфян) подвигнуться, чтобы получить спасение. **"Ибо сказано**, – говорит, – **во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения"** [[new:2kor:06:02|(ст. 2)]]. **"Время благоприятное".** Какое это время? Время дара и благодати, в которое не отчета в грехах требуют, не осуждение произносят, но с прощением грехов предлагают и наслаждение бесчисленными благами, – оправдание, освящение и все другие. Сколько надлежало бы трудиться, чтобы дождаться такого времени? Но вот без всякого с нашей стороны труда пришло это время, неся с собою оставление всех прежде бывших грехов. Поэтому и называют его благоприятным, так как (Господь) принимает ныне и величайших грешников, и не только принимает, но еще удостаивает их высочайших почестей. Когда Царь пришел, то уже не суда время, но милости и спасения. Потому и называет это время благоприятным, доколе мы находимся в подвиге, доколе работаем в винограднике, доколе остается одиннадцатый час. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами** Кто не ставит волю Божию целью всей своей жизни, чтобы в здравии доказывать радением о делах Господних труд любви и во время болезни с радостью являть всякую стойкость и долготерпение, тот находится в опасности. Первая величайшая для него опасность - что отчуждается от Господа, отлучив самого себя неисполнением воли Божией от части своих братьев; а вторая опасность - что осмеливается недостойно приобщаться уготованного достойным. Поэтому и в этом необходимо помнить апостола, сказавшего: **как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами**. И призванные на место братьев Господних не должны оскорблять такую **благодать Божию** и изменять такому достоинству нерадением о воле Божией, но более повиноваться тому же апостолу, который говорит: //я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны// [[new:ef:04:01|(Еф. 4:1)]]. //**Пространные аскетические правила.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами** Что же еще означает тщетно принимать **благодать Божию**, как не отсутствие желания делать добрые дела с Божией помощью? //**Проповеди.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Споспешествующе же и молим, не вотще благодать Божию прияти вам** Выше была речь о том, как Апостолы по Божию повелению ходят всюду и всех умоляют вступить с Богом в завет мира, Им во спасение их устроенный. Теперь слово его обращается ко вступившим уже в сей завет, к тем, кои уже уверовали, покаялись, крестились и приняли дар Святого Духа. Он говорит как бы: мы не только приглашаем вступить в завет мира с Богом, но и тех, кои уже вступили, не оставляем, а продолжаем заботиться о них, умоляя их, чтобы, сподобясь столь великой благодати, они прочее держали себя достойно ее, чтоб она не была тщетно ими принята, но принесла и достойные ее плоды. Не то важно, чтобы вступить только в сей завет и принять сопряженную с ним благодать, но то особенно, чтобы в точности исполнить условия его. «Итак, послушайте нас, и не напрасно предлагаемую вам благодать примите; то есть дабы не подумали, что примирение состоит только в том, чтобы веровать в Призывающего,– Он требует еще исправления жизни. Ибо, получивши прощение грехов и примирившись с Богом, жить по-прежнему, есть то же, что снова начинать вражду и напрасно принимать благодать. Благодать не спасет нас при нечистой и бесчестной жизни; напротив, еще более повредит нам и усугубит грехи наши, если мы после такого познания и дара возвратимся к прежним беззакониям. Впрочем, Апостол ясно не говорит сего, чтобы не сделать слова своего тяжким; а говорит только, что иначе мы не получим никакой пользы» (святой Златоуст). При такой мысли о содержании сего текста слово: **споспешествующе**, συνεργουντες, может иметь и такое значение: продолжая свое дело и свой труд, молим вас и о том, чтоб не вотще была принята вами благодать. Выходит: «**споспешествующе** – вам; ибо мы, говорит, помогаем более вам, нежели Богу, от Которого мы посланы. Он ни в чем не имеет нужды; все спасение принадлежит вам. Впрочем, сим не отвергается то, что Апостолы были споспешники и Богу, как в другом месте говорит он: //Богу есмы споспешницы// [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3:9)]]» (святой Златоуст). Так и Феодорит: «Дает знать, что посольствующие содействуют им, умоляемым, воспользоваться Божественною благодатию и домостроительство не сделать напрасным и тщетным, если покажут жизнь свою противоположною оному». Феофилакт то и другое допускает, полагая, что Апостол, говоря: споспешествующе, разумел **споспешествование** и Богу, и людям. «Споспешествуем, говорит, мы и вам, и Богу: вам, да спасетесь; Богу, да исполнится желание Его спасать нас». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами** И хотя мы умоляли вас от себя - вместо Христа и Христос чрез нас увещевал вас, но теперь и сами мы от своего лица **увещаваем** вас, **дабы не вотще благодать Божию принять вам**. Тех, кои по любви к вам терпят все эти страдания, принимайте, и будете спасены. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами** Мы, говорит, споспешествуем и вам и Богу: вам, чтобы вы спаслись, а Богу, чтобы исполнить волю Его, то есть о вашем спасении. **Умоляем** вместо Христа, даже до второго пришествия Его, и до тех пор, пока существуем в сей жизни, дабы вы не вотще приняли благодать Божию. Ибо что пользы - получить свободу от грехов благодатью Божией, а потом опять наполняться ими по своей беспечности? Снова является вражда, и благодать к нам становится тщетной. Итак, не думайте, что одна вера составляет примирение; нужна и жизнь. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами** **Как поспешники**. Св. Павел себя и своих сотрудников называет поспешниками [[new:1kor:03:09|(1 Кор. 3:9)]] спасения Коринфян чрез веру в Иисуса Христа. Апостол Павел первый проповедал Коринфянам Евангелие и призвал их к вере в Иисуса Христа; сотрудники его продолжали это дело и тем помогали Павлу в его служении, утверждая Коринфян в благочестии и христианских добродетелях. Это служение апостола Павла и его сотрудников ко спасению Коринфян продолжалось и в то время, когда Апостол писал это послание. Самое послание служит тому доказательством. Прежде приведенных, слов Апостол сам раскрывает, в чем состоит настоящее его **споспешествование** Коринфянам. Он пишет: //Итак мы посланники от имени Христова, и как бы сам Бог увещевает чрез нас; от имени Христова просим, – примиритесь с Богом//. И к этому присовокупил величайшее побуждение: //Ибо не знавшего греха//, (т.е. единородного Сына Божия), //Он// (Бог Отец) //сделал для нас жертвою за грехи, чтобы мы сделались праведными пред Богом// [[new:2kor:05:20|(2 Кор. 5:20,]] [[new:2kor:05:21|21)]]. **Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами**. Это говорит отеческая любовь Павла к возлюбленным детям по вере в Иисуса Христа. Она просит, увещевает и умоляет. Это выражает апостольскую ревность о спасении верующих во Христа. Что значат слова: **чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами**? Коринфяне приняли веру в Иисуса Христа, чрез что сделались причастниками всех благодатных даров, сообщаемых верующим чрез спасительные таинства. Это великая благодать Божия. Но можно принять эту благодать тщетно, или без пользы для получившего. Так бывает, когда верующий в Иисуса Христа не приносит плодов веры: //вера без дел мертва есть// [[new:iak:02:20|(Иак. 2:20)]]. Равно и недостойное принятие спасительных таинств не послужит ко спасению. Например, о принятии величайшего таинства Евхаристии Апостол говорит: //ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня// [[new:1kor:11:29|(1 Кор. 11:29)]]. Так и в настоящем месте Апостол, говоря: **молим не вотще благодать Божью прияти вам**, убеждает Коринфян, чтобы они свою веру в Иисуса Христа оправдывали благочестием и добрыми делами; и таким образом //сделавшись праведными пред Богом// [[new:2kor:05:21|(2 Кор. 5:21)]], достигли уготованного праведным вечного блаженства. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2** Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Апостол увещает Коринфян, как соработник у Бога (ср. [[new:1kor:03:09|1 Кор. 3:9]]), чтобы они не напрасно приняли благодать Христову, а использовали бы ее для своего усовершения в добродетели. Теперь для этого самое благоприятное, удобное время, потому что Раб Иеговы (ср. [[old:is:49:08|Ис. 49:8)]] т. е. Господь наш Иисус Христос, услышан Иеговою-Отцом Своим в Своих ходатайствах за людей, и людям открыта полная возможность к тому, чтобы совершать богоугодные дела. Господь Иисус Христос молился за нас, и Отец небесный, по Его молитве, отверзает пред нами сокровища Своей благодати (ср. толк. на [[old:is:49:08|Ис. 49:8]]). Ст. 1-10 **Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем** Ап. гордится тем, что он избран Богом к тому, чтобы принимать участие в деле спасения людей. Время же этого спасения теперь настало. Ап. при этом в форме гимна изображает те подвиги, какие ему довелось совершить для спасения людей благодатью Христовой. //**Толковая Библия.**// [<10>]