[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 6:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** См. Толкование на [[new:2kor:06:01#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 6:1]] **//Беседы на 2-е послание к Коринфянам.//** ---- См. Толкование на [[old:is:49:08#svt_ioann_zlatoust|Ис. 49:8]] //**Толкование на пророка Исаию.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Этот век - покаяния, а тот - воздаяния; этот - делания, а тот - отплаты; этот - терпения, а тот - утешения. Ныне Бог - помощник отвращающихся от злого пути, а тогда - страшный и безошибочный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне мы наслаждаемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем: одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, - и каждый получит по своим делам. //**Пространные аскетические правила (Пролог).**// ===== Свт. Максим Туринский ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Святой апостол приводит свидетельство пророка... и я тоже свидетельствую вам о том, что настали дни искупления, пришло время своего рода небесного исцеления, когда мы сможем залечить всякую язву наших пороков и каждую рану от наших грехов. Мы достигнем этого, если, исполнившись веры, станем молить Исцелителя наших душ и не отвергнем, как недостойные, Его предписаний. Ведь охваченный болезнью человек уже нашел исцеление, если он тщательно исполняет указания своего врача; но если он делает одно, а предписано другое, то тогда на нарушителе, а не на враче лежит вина за то, что болезнь прогрессирует. //**Собрание речей.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Глаголет бо: во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения** См. Толкование на [[old:ps:002:10#svt_tixon_zadonskij|Пс. 2:10]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Глаголет бо: во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения** Продолжает убеждать, чтоб не делали тщетною принятой благодати. Спешите, говорит, пользоваться временем; теперь оно очень благоприятно спасению; если пропустите, погибнете. Время, разумеет он,– время сей жизни для каждого и время до второго пришествия для всех людей. Так святой Златоуст: «Не предавайтесь беспечности, старайтесь всячески угодить Богу и собирать сокровища духовные; дабы после толикого Божия попечения, предавшись беспечности и не показавши ничего доброго, не лишиться вам столь великих благ. Не думайте, чтобы это умаливание продолжалось вечно. Оно продолжится только до второго пришествия Господня. Он будет умолять и призывать, доколе только мы здесь находимся, а после сего – суд и мучение. Сие-то, говорит, и побуждает нас умолять вас. Он возбуждает верующих не только обилием и высотою благ и человеколюбием Божиим, но и краткостию времени, и не только краткостию данного времени, но и тем, что сие только время и благоприятно для спасения. **Се ныне**, говорит, **время благоприятно, се ныне день спасения**. Не будем же терять благоприятного времени, но покажем достойное данной нам благодати попечение. Потому, говорит, и мы сами спешим, зная краткость благоприятного времени. **Время благоприятно**. Какое это время? – Время дара и благодати, в которое не отчета в грехах требуют и не осуждение произносят, но с прощением грехов предлагают и бесчисленные блага к наслаждению, оправдание, освящение и все другие. Сколько надлежало трудиться, чтобы получить такое время? Но вот без всякого с нашей стороны труда пришло это время, неся с собою оставление всех прежде бывших грехов. Посему и называет его благоприятным; потому что Господь принимает ныне и величайших грешников, и не только принимает, но еще удостаивает их высочайших почестей. Ибо в пришествие царя не суда время, но милости и спасения. Потому, опять, и называет время благоприятным, доколе мы находимся в подвиге, доколе делаем в винограднике, доколе остается единонадесятый час. Итак, приступим к подвигу, покажем жизнь добродетельную; ибо легко и удобно получить награду подвизающемуся в такое время, в которое излились толикие дары, толикая благодать. И у земных царей во время торжеств, когда они являются в царских одеждах, и мало потрудившийся получает великие дары; а в то время, когда они судят, большая требуется исправность и великое усилие, чтобы получить что-нибудь. Посему и мы будем подвизаться в столь благоприятное ныне время, в которое все дают даром. Ибо ныне время благодати, Божией благодати, в которое легко можем получить венцы. Ибо если обремененных толикими грехами принял и простил нас Бог, то не тем ли паче примет нас, прощенных уже, и когда привносим нечто и от своего произволения». Этот урок приводит Апостол вместе с пророческим словом. Наши толковники не останавливаются вниманием на словах пророка, а берут прямо общую мысль текста и ее разъясняют. Из этого видно, что поймем ли мы как следует слово пророка, там, в течении пророческой речи, и здесь, в течении речи апостольской, или не поймем,– урок Апостола останется в равной силе. Апостол берет слова пророка Исаии, [[old:is:49:08|(Ис. 49:8)]]: **Глаголет бо**. Кто глаголет? – У пророка Исаии прямо стоит: Господь. //Тако глаголет Господь//. К кому у пророка Господь обращает речь? – К тому, о котором выше сказал Он: //се дах тя во завет рода, в свет языком, еже быти тебе во спасение, даже до последних земли// (–6). Очевидно, что здесь говорится о Христе Иисусе, Господе Спасителе. Приведенные Апостолом слова так же читаются и у пророка: **во время благоприятно послушах тебе и в день спасения помогох ти**.– **Послушах** предполагает молитву от лица Спасителя к Богу Отцу, а **помогох** – услышание молитвы и дарование всего просимого. Когда это Господь Спаситель так крепко молился, что предуслышано было то и духом пророческим? – Об этом тот же Апостол говорит: //Иже во днех плоти Своея, моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благоговеинства// и проч. [[new:evr:05:07|(Евр. 5, 7)]]. Из этого видно, что пророк временем благоприятным и днем спасения называет то время, когда Сын Божий, воплотившись и пострадав, тем самым отверз все сокровищницы Божественной благодати к роду человеческому. Крестная смерть была молитвою Его и молением, не словом, но делом, и она привлекла все милости к нам Божии. Ходатайственная молитва сия, начавшись, не прекращается, а стоит и воплем крепким всегда восходит к Богу о милостях к нам. Отсюда время благоприятно и день спасения есть все время, пока будет иметь силу сие ходатайство, а прекратится оно тогда уже, когда единый Ходатай вместо ходатайства придет судить; все время от первого пришествия Христова до второго – время устроения царства Христова на земле, царства благодатного. Пророческое указание именно на это очень ясно; ибо он говорит после //помогох ти – еже устроити землю//, и далее: //глаголюща сущим во узах изыдите, и сущим во тме открыйтеся. Сущии во узах// суть опутанные грехами, а //сущии во тме// – погруженные во мрак неведения. Апостолы не что другое и делали, как от лица Христа Спасителя всюду разносили свободу от уз греха и просвещение светом Божественного ведения. Потому святой Павел не мог не увидеть в своем времени точного исполнения пророческого слова. Он говорит как бы: настало прореченное пророком благоприятное время; спешите им воспользоваться, ибо если есть благоприятное время, то значит, что есть и не благоприятное; а кто может сказать, когда оно настанет?! **Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения**. А завтра, может быть, уж и нельзя будет сказать так. Итак, не отлагайте. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Ибо это есть **время приятное**, о коем предвозвещали пророки, - и это есть **день спасения**, в который вы спасены от скрытой смерти той, как и Писания предвозвещали [[old:is:49:08|(Ис. 49:8)]]. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Так, воспользовавшись пророческим свидетельством, апостол усиливает свое увещание. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 6:2).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Какое это благоприятное время? Время благодати, в котором прощение грехов и сообщение оправдания. Время благоприятное есть то, в которое Бог принимает нас, выслушивает нас и спасает. Ибо во время суда Он не будет ни выслушивать, ни помогать, ни спасать. Итак, мы должны подвизаться в это время благодати, потому что легко получим награды. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Мартирий Сахдона ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Если бы мы, умножив наше воззвание, ради нашей же пользы не получили ответа, то и тогда не должно нам отчаиваться и расслабляться, но с еще большим усердием просить. Ибо **во время благоприятное** и в должный час Он ответит нам и спасет. //**Книга совершенства.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Благословенный Павел знал разницу между веком нынешним и будущим. Он знал, что только в нынешнем мире возможно принять благословение спасения и что только в жизни грядущей придет справедливое воздаяние людям за их дела - добрые и злые. И вот, когда он повторил, что Бог говорит через пророка: **во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе**, - он тут же добавил: **Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения**. А относительно будущего он говорит: //ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое// [[new:2kor:05:10|(2 Кор. 5:10)]]. Итак, жизнь вечная будет дарована только тому, кто получил прощение грехов в этой жизни. И только тот получит отпущение грехов здесь, кто свой грех признает и поспешит к всевышнему и истинному Богу с искренним раскаянием в сердце. Ведь судилище это не будет временем прощения, но временем воздаяния - там не милость будет оправдывать грешника, а справедливость отделит праведника от грешника. //**К Евфимию о прощении грехов.**// ---- Там они будут мучиться бесконечно, и не только адскими муками души и тела, но и самим мраком погруженной во зло воли. Здесь этим людям сама злая воля станет пределом мученья - из-за нее муки и будут бесконечны. Теперь они пренебрегают возможностью использовать **время благоприятное** и **день спасения**, не ищут они помощи Божией. //**О прощении грехов.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** Это записано в книге пророка Исайи [[old:is:49:08|(Ис. 49:8)]]. Апостол Павел учит, что милость Бога во Христе была предопределена. Ибо определил Бог пролить милость Свою так, чтобы щедро одарить помощью тех, кто молил [Его] именем Христа. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** **Во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе**. Сказано это у пророка Исаии: Бог Отец говорит Сыну, обещанному Спасителю мира. Это показывает порядок речи. Выше у пророка сказано от лица Бога Отца к обетованному Спасителю: //Се дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли// [[old:is:49:07|(Ис. 49:7)]]. И непосредственно после слов: **в день спасения помог Тебе**, – читаем: //и сотворих Тя, и дах Тя в завет вечный языков// (в посредника нового завета с народами), //еже устроити землю и наследити наследия пустыни// (чтобы восстановить падшее человечество и возвратить ему потерянные дары благодатные [[old:is:49:08|(стих 8,]] сл. [[old:is:42:06|Ис. 42:6)]]. В прошедшем времени говорится вместо будущего: пророку дано было так созерцать для означения того, что обетование несомненно исполнится. Оно исполнилось, когда Иисус Христос совершил на земле спасение рода человеческого, принесши самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира. Бог Отец услышал ходатайственное моление единородного Сына Своего, благоволил принять искупительную жертву – Его, и излил милости на падший род человеческий, бывший до того времени под клятвою Божеского праведного гнева. **Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения**. Время до пришествия в мир обетованного Искупителя, Иисуса Христа, было время неблагоприятное, время сеней и гаданий; была ночь, время ожидания будущего благодатного рассвета; а по явлении Господа Спасителя в мир ночь прошла и настал день; обетования и пророчества исполнились; спасительное ведение распространилось по всем странам вселенной; образы будущих благ заменены исполнением обетований; спасение сделалось всем доступным чрез веру в Иисуса Христа. Апостол как бы так говорит: вот теперь – то время, о котором пророк Исаия предсказал; вот, теперь продолжается тот день спасения, которого ожидали ветхозаветные патриархи. Это благоприятное время и этот день спасения продолжается с той эпохи, как единородный Сын Божий, восприняв естество человеческое, совершил на земле искупление рода человеческого, примирил мир с Богом и открыл человекам вход в обители небесные. А для Коринфян настало это благоприятное время, этот день спасения с того дня, как им возвещено благовестие о спасении чрез веру в Иисуса Христа, и открылась возможность идти путем спасения, последуя Евангельскому учению. Это благоприятное время, по отношению ко всей Церкви Христовой, есть все то время, которое прошло и пройдет с того времени, как совершилось искупление рода человеческого чрез Иисуса Христа, и до скончания мира; а по отношению к каждому человеку есть время его жизни в недрах православной Церкви Христовой; и если христианин постоянно и усердно заботится о своем спасении, то должен почитать благоприятным временем для своего спасения всякую настоящую минуту, которою надобно пользоваться для своего спасения без промедления, не отлагая до будущего времени, которое не в наших руках, и о котором мы не знаем, дано ли будет оно нам. Так Господь заповедал Своим ученикам: //бдите убо, яко не весте дне, ни часа, в онеже Сын человеческий приидет// [[new:mf:25:13|(Мф. 25:13)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения** См. Толкование на [[new:2kor:06:01#lopuxin_ap|2 Кор. 6:1]] [<10>]