[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 6:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-12 **Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно** (Апостол) сказал о своих искушениях и скорбях: //"В терпении//, – говорит, – //в скорбях, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях"//; показал, как они важны и благодетельны: //"нас огорчают,// – говорит, – //а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем"// [[new:2kor:06:10|(ст. 10)]]; назвал их оружием: //"нас наказывают//, – говорит, – //но мы не умираем"// [[new:2kor:06:09|(ст. 9)]]; обнаружил в них великое о нас попечение Божие и Его силу: //"чтобы преизбыточная сила,// – говорит, – //была [приписываема] Богу, а не нам"// [[new:2kor:04:07|(4:7)]]; изобразил опасность своих подвигов: //"всегда,// – говорит, – //мертвость Его носим"// [[new:2kor:04:10|(ст. 10)]]; и что эта мертвость служит ясным доказательством воскресения: //"чтобы и жизнь Иисусова,// – говорит, – //открылась в теле нашем"// [[new:2kor:04:11|(ст. 11)]]; сказал, чего он удостоен от Господа, и какое служение ему было вверено: //"и как бы Сам Бог,// – говорит, – //увещевает через нас; от имени Христова просим"// [[new:2kor:05:20|(5:20)]]; и чего он был служитель, т. е. //"не буквы, но Духа"// [[new:2kor:03:06|(3: 6)]]; и что не только поэтому он достоин уважения, но и ради самых скорбей: //"Богу,// – говорит, – //благодарение, всегда победителями нас творящему"// [[new:2kor:02:14|(2:14)]]. После всего, наконец, он приступает к обличению (коринфян) в том, что они мало имеют расположения к нему. Впрочем, не тотчас начинает обличать их, но сперва говорит им о той любви, которую он всегда обнаруживал к ним, а потом уже приступает и к обличению. Хотя бы обличающий и по своим добродетелям заслуживал уважение слушателей, но его слово принимают охотнее, когда он вместе показывает и любовь свою к обличаемым. Вот почему и апостол, упомянув сперва о своих искушениях, трудах и подвигах, переходит к слову о любви своей к ним, и потом уже начинает обличать их. Как же он свидетельствует любовь свою к ним? **"Уста наши,** – говорит, – **отверсты к вам, Коринфяне"** [[new:2kor:06:11|(ст. 11)]]. Что же это за свидетельство любви? И что вообще значат эти слова? "Мы не хотим, – говорит, – молчать пред вами, но всегда желаем говорить и беседовать с вами. А так поступают обычно любящие. И что для тела объятие рук, то для души дружественная беседа". Вместе с этим он намекает здесь еще и на нечто другое. Что же именно? "То – (говорит), – что мы откровенно беседуем с вами, как с возлюбленными, ничего не утаивая от вас и ничего не скрывая". Так как он приступает к обличению их, то как бы просит у них извинения в том, делая самое обличение, смело высказанное, доказательством сильной любви к ним. И самое наименование ("коринфяне") выражает великую любовь, расположение и горячность (чувства). Известно, чтоб мы часто повторяем и одни имена тех, кого любим. **"Сердце наше расширено"**. Как теплота расширяет (предметы), так и любви свойственно расширять (сердце), потому что она есть такая добродетель, которая и горяча, и разгорячает. Она разверзла и уста Павловы, и расширила сердце его. "Не устами только, – говорит, – люблю вас, но (с устами) согласуется и сердце. Потому я и говорю смело, открытыми устами и от всего сердца". Подлинно, нет ничего пространнее сердца Павлова; оно так горячо любило всех верных, как кто-нибудь (любит) своего друга, не раздробляя на части своей любви и оттого ослабевая, но пребывая в каждом всецело. И удивительно ли, что Павел имел такую любовь к верным, когда сердце его обнимало всю вселенную, и даже неверных? Вот почему он и не сказал: я люблю вас, но гораздо выразительнее: **"Уста наши отверсты, … сердце наше расширено"**; мы всех имеем в сердце и не кое-как, но с большим простором, потому что в таком случае любимый без всякой опасности помещается в сердце любящего". Поэтому и говорит: **"Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно"** [[new:2kor:06:12|(ст. 12)]]. Смотри, как он щадит и в самых обличениях. А это – свойство сильно любящих. Не сказал: "вы не любите нас", а (говорит только): "не в такой мере (любите, как мы)", – потому что не хочет сильно упрекать их. Перечитывая его послания, желающий и везде может увидеть, до чего он любил верующих. К римлянам, например, он пишет: //"весьма желаю (επιποθώ) видеть вас"// [[new:rim:01:11|(Рим. 1:11)]]; и еще: //"многократно намеревался придти к вам"// [[new:rim:01:13|(Рим. 1:13)]]; также: //"чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам"// [[new:rim:01:10|(Рим. 1:10)]]. А к галатам пишет: //"Дети мои, для которых я снова в муках рождения"// [[new:gal:04:19|(Гал 4:19)]]. И опять к Ефесеянам: //"Для сего преклоняю колени мои за вас"// [[new:ef:03:14|(Еф. 3:14)]]. К филиппийцам же (написал так): //"Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы?"// [[new:1sol:02:19|(1 Сол. 2:19,]] [[new:fil:04:01|Фил. 4:1)]], – и говорил, что он носит их //"в сердце и во узах"// [[new:fil:01:07|(Фил. 1:7)]]. А к колоссянам: //"Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас … и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их"// [[new:kol:02:01|(Кол. 2:1)]]; и к фессалоникийцам: //"подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими … так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши"// [[new:1sol:02:07|(1 Сол. 2:7-8)]]. Или Тимофею: //"вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости"// [[new:2tim:01:04|(2 Тим. 1: 4)]]; также Титу: //"истинному сыну"// [[new:tit:01:04|(Тит. 1:4).]] Подобным же образом и к Филимону. Много подобного пишет он и к евреям, не переставая утешать их подобно матери, уговаривающей печальных детей своих: //"еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит"// [[new:evr:10:37|(Евр. 10:37)]]. С тою же любовью и к ним (коринфянам) говорит: **"Вам не тесно в нас"**. Притом говорит, что не только он их любит, но что и они любят его, желая этим еще более привлечь их к себе. То же самое свидетельствует он о них, когда говорит, что пришел Тит, //"поведая нам ваше желание, ваше рыдание, вашу ревность"// [[new:2kor:07:06|(2 Кор. 7:6, 7)]]. То же и галатам: //"если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне// [[new:gal:04:15|(Гал. 4:15)]]; и фессалоникийцам: //"какой вход имели мы к вам"// [[new:1sol:01:09|(1 Сол. 1:9)]]; и Тимофею: //"вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости"// [[new:2tim:01:04|(2 Тим. 1:4)]]. И везде в посланиях его всякий может найти свидетельства любви его к ученикам своим и их любви к нему, хотя и не равной. Так и в настоящем послании говорит он: //"чрезвычайно любя вас, я менее любим вами"// [[new:2kor:12:15|(12:15)]]. Но так как говорит он уже в конце (послания); а здесь еще сильнее: **"Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно"**. "Вы приемлете, – говорит, – одного, а я – целый город и столь многочисленный народ". Не сказал опять – "не приемлете нас", но – **"в сердцах ваших тесно"**; этими словами он указал на то же, но только снисходительнее, чтобы обличение было не слишком жестоко. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Уста наша отверзошася к вам, Коринфяне, сердце наше распространися** Предшествующая речь, особенно к концу, шла, как само собою видно, с некоторым движением. В такую откровенность войти вовлекла Апостола особая расположенность к коринфянам; как будто и еще готов он был продолжать слово в том же направлении, но сила чувства остановила его и заставила открыть, что приводило в движение язык его: **сердце распространилось**, оттого и **уста отверзошася**. От избытка сердца говорят уста. «Мы не хотим, говорит, молчать пред вами, но всегда желаем говорить и беседовать с вами, а это есть обычай любящих. И что для тела объятие рук, то для души дружественная беседа. Вместе с сим он намекает здесь еще и другое нечто. Что же такое? – То, говорит, что мы откровенно беседуем с вами, как с возлюбленными, ничего не утаивая от вас и ничего не скрывая.– И самое наименование **Коринфяне** выражает великую любовь, расположение и горячность его к ним. Ибо известно, что мы любим часто повторять имена тех, которых любим. **Сердце наше распространися**. Как теплота и жар расширяет вещь, в которой заключается, так и любви свойственно расширять сердце, потому что она есть такая добродетель, которая и горяча и разгорячает. Она разверзла уста Павловы и расширила сердце его. Ибо не устами только, говорит, люблю вас, но с устами согласуется и сердце. Посему я и говорю так смело, открытыми устами и от всего сердца. Ибо нет ничего на земле пространнее сердца Павлова; оно, как кто-нибудь своего друга, так горячо любило всех верных, не раздробляя на части своей любви и оттого ослабевая, но пребывая в каждом всецело. И удивительно ли, что Павел имел такую любовь к верным, когда сердце его обнимало всю вселенную и самых неверных? Посему и не сказал: //я люблю вас//, но гораздо выразительнее: **уста наша отверзошася, сердце наше распространися**; мы всех имеем в сердце и не кое-как, но с большим простором и удобством. Ибо в таком случае любимый без всякой опасности помещается в сердце любящего» (святой Златоуст). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено** **Рот наш отверст к вам**, то есть уста наши с сердцем нашим **расширены** пред вами -** о, Коринфяне**! //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 11-13 **Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы** Раав толкуется как «широта», потому что прежде блудница, а ныне целомудренная, Церковь с помощью веры расширяет круг своих умозрений и Божественных понятий. Посему то великий Апостол пишет к Коринфянам: **«не тесно»** вмещайтесь, но **«распространитеся»** более, как и мое сердце **«распространися»** [[new:2kor:06:11|(2 Кор. 6:11-13)]]. **//Письма на разные темы. Сановнику Плутину.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено** Перечислив свои подвиги и по порядку повествования показав коринфянам, как должно подражать ему, хочет, наконец, обличить их, как не слишком любящих его. Но прежде сего показывает им собственную любовь, и говорит: всегда желаю говорить и беседовать с вами, и притом свободно и смело; ибо это значат слова: **уста наши отверсты**. Говорит же так потому, что хочет сделать им облегчение, показывая, что смелость в речи есть признак величайшей любви. И не на устах только высказываю любовь, но и сердцем, имею его расширенным для вас. Ибо пламень любви и уста мои отверз, а сердце мое расширил, и сделал его пространным, чтобы дать место всем вам. Поэтому и присовокупляет следующее. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено** Эти слова апостол говорит от свободы и от чистой совести, ведь ум, отягощенный нечистой совестью, боится говорить, теряет мысль и совершает оговорки в словах. **Сердце паше расширено**. **Сердца расширены** у тех, кто радуется уверенности в своем добром обращении и даже в тесных обстоятельствах не стеснен в надежде на будущее вознаграждение. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено** Апостол говорит с читателями вполне откровенно. Сердце его настолько широко, что в нем найдет себе место нужда каждого Коринфянина. Ст. 11-18 **Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель** Ап. теперь разъясняет то, что сказано им в первом стихе о надлежащем употреблении благодати Божией. - Эта благодать может остаться тщетною, если Коринфяне не отрешатся от привычек языческой жизни. Но предварительно этому новому увещанию Ап. говорит о своем искреннем расположении к Коринфянам и просит их быть также расположенными в отношении к нему. Самое увещание предлагается затем в форме вопросов, в которых проводится мысль о несоответствии христианскому состоянию тех пороков, какие Коринфяне заимствовали от язычников. //**Толковая Библия.**// [<10>]