[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 6:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** См. Толкование на [[new:2kor:06:15#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 6:15]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Или кое сложение церкви Божией со идолы? Вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие** Это, в-пятых,– сравнение по последней цели религии, которая есть Богообщение. Душа, восприявшая Бога, в общении с Ним становится храмом Божиим. Верующие чрез общение с Господом Иисусом Христом вступают в общение с Богом и суть существенно храм Божий. Апостол и говорит: **вы церкви Бога живаго**. Это говорит не обо всех в совокупности, а о каждом верующем в частности, ибо говорит: вы – церкви, а не церковь. Итак, смотрите, говорит, какая выходит несообразность, когда вы принимаете участие в чем-либо языческом. Тут то же выходит, как если бы кто взял языческого идола и поставил его в христианском храме. Как последнее действие ни с чем не сообразно, **ибо кое сложение церкви Божией со идолы**, так ни с чем не сообразно, когда кто-нибудь из вас, чрез участие в язычестве, вносит что-нибудь языческое в душу свою, в коей благоволит обитать Бог. Святой Златоуст говорит: «И для чего ты, нося Бога в себе, бежишь к идолам, с которыми Бог не имеет ничего общего? Такой поступок достоин ли извинения? Помысли, Кто в тебе живет и обитает с тобою». Такой ряд противоположностей выставив, Апостол, как бы за руку взявши, отводит верующих от всего языческого. Как верх всех отличий верного от неверного есть истинное общение, общение живое с Богом живым, то на этом преимуществе Апостол останавливает особенное внимание, доказывая его пророчествами и чрез них изображая его с разных сторон. Приводимые из Ветхого Завета свидетельства слово в слово не читаются в Писании, как они приводятся святым Павлом, а собраны им из разных мест и сочетаны в одну стройную речь. **Вы**, говорит, **есте церкви Бога жива**. А что это так, послушайте, что обетовал Бог Израилю. **Вселюся в них и похожду**, «то есть вселюся в храмах сих и в них буду ходить, показывая тем великое к ним благоволение» (святой Златоуст). //И буду им Бог, и тии будут Мне людие// [[old:lev:26:12|(Лев. 26:12)]]. Я их Бог, они Мои люди. В этом выражается общение со стороны Бога. Но когда Бог возвестил это людям тем и люди те приняли то в сердце свое, то и они стали иметь Бога своим Богом и себя людьми Божиими. В этом общение со стороны людей. Так было во Израиле – прообразе верующих, и общение то было прообразовательное. Оно все происходило внешним образом. Истинное Богообщение совершено уже Господом Спасителем сначала ипостасно в Своем Лице, а потом благодатно-нравственно и во всех верующих. Все верующие, становясь едино с Господом, делаются едино и с Богом истинно, существенно. Так молил Сам Господь: //да вси едино будут, якоже Ты Отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут// [[new:in:17:21|(Ин. 17:21)]]. И молитва Господня становится делом во всяком верующем. Но совершается сие не номинально, а самым делом. Верующие возрождаются благодатию Святого Духа и, став чистыми чрез отвержение страстей самоугодия и чрез восприятие всех добродетелей, суть готовый и богоприличный храм для Бога, Который и вселяется в них и, вселяясь, водит их путями жизни, или ходит в них, как древле столп облачный ходил среди Израиля. Что у древнего Израиля совершалось внешно, то у нового совершается внутренно, в душах и сердцах. Ибо Господь говорит: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** Сила души — ум, — хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего головной мозг: так и сила словества, или дух человека, хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего верхнюю часть сердца, находящуюся под левым сосцом груди, около сосца и несколько выше его. Соединение ума с сердцем есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца. Так как человек пал, так как его помыслы и ощущения изменились из духовных в плотские и душевные, то надо при посредстве евангельских заповедей возвести ум и дух к помышлениям и ощущениям духовным. Когда ум и дух исцелятся, тогда они и соединятся о Господе. Образуется в свое время, в отделе сердца, где помещается сила словества, или дух, чудный, нерукотворенный, духовный храм Божий, Святая Святых: туда нисходит ум, хиротонисанный Святым Духом во священника и архиерея для поклонения Богу Духом и Истиною. Тогда познает христианин блаженным опытом сказанное в Священном Писании: **Вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие.** //**Аскетическая проповедь.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** Да, велико достоинство христианина: он – Церковь живого, вездесущего, всемогущего Бога. В этом заключается для него побуждение – не сообщаться с людьми нечестивыми, неверными, особенно не прикасаться к их нечистотам, чтобы не осквернить дома Божия. Как скоро мы стараемся держать себя в чистоте, Бог принимает нас, делается нам Отцом по благодати, а мы – Его сынами и дщерями. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** **Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго** Неверные суть храмы идолов, или даже самые идолы, а вы - храм Бога, не того, о котором они баснословят, но живого. Итак, какая **совместность**, то есть подобие, сходство между вами и ими? **Как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** Дабы не показалось, что льстит, Писанием подтверждает, что они храм Божий. Обитание в нас Бога обусловливается чистотой жизни, а хождение Его в нас приобретается старанием. Ибо Бог живет в человеке тогда, когда он чист, а когда Он побуждает его к другому какому-либо делу, говорится, что Он ходит в нем; это значит: когда Бог бывает его Богом, то он вступает в чин патриархов. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** Ясна противоположность в перечисляемых апостолом, и через нее он учит избегать ее, ибо сказал Господь: //никто не может служить двум господам// [[new:mf:06:24|(Мф. 6:24)]]. Закон ведь проповедует справедливость во избежание несправедливости, свет показывает истину, чтобы от неведения, которое тьма, отступились. Христос в таинстве Бога провозглашает, что диавола, который хочет выдать себя за Бога, следует избегать. Верующим Он обещал вечную жизнь, чтобы, отвергая вероломства, были чужды всех заблуждений неверующих. Идолов запретил почитать, поскольку храму Бога они враждебны. **Ибо вы храм Бога живаго**. Ничто так не враждебно человеку, как идолы, поскольку соблазняют отступиться от веры в единого Бога. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** **Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** [[old:lev:26:12|(Лев. 26:12)]]. **Вы храм Бога живого**. Верующих в Иисуса Христа Апостол называет храмом Божиим, потому что они посвящаются на служение Богу, и в них обитает Бог, как Апостол писал в первом послании к Коринфянам: //не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?// [[new:1kor:03:16|(1 Кор. 3:16)]]. **Храм Бога живого**. Истинного Бога Апостол называет Богом **живым**, показывая существенное свойство истинного Бога как самосущей, или независимой, безначальной, вечной **жизни**, в отличие от мнимых мертвых или безжизненных богов языческих, или идолов, которые вымышлены слепотствующим разумом человеческим. //Вемы//, говорит Апостол, //яко идол ничтоже есть в мире//. «Мы знаем, что идол в мире ничто» [[new:1kor:08:04|(1 Кор. 8:4)]]. **Как сказал Бог: вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом**. Это неоднократно говорил Бог к избранному израильскому народу [[old:lev:26:12|(Лев. 26:12;]] [[old:iez:37:23|Иезек. 37:23,]] [[old:iez:37:27|27)]]. Избранный народ израильский пользовался особенным благоволением Божиим. Бог извел его из Египта и чрез то освободил его от рабства египетского; Бог дал ему чрез Моисея свой закон; Бог среди избранного народа устроил скинию, или походный храм, в котором благоволил являть особенное свое присутствие чрезвычайными откровениями. Так эти и многие другие дела божеского попечения об избранном народе изображали особенное присутствие Бога среди своего народа. А народ израильский, со всеми Божескими к нему благодеяниями, служил образом нового избранного народа, который образовал Иисус Христос, – народа христианского; или, иначе сказать, – ветхозаветная Церковь, с своим храмом и со всеми действиями его Богослужения, предызображала Церковь новозаветную, то есть общество верующих в Иисуса Христа, – и многоразличные обрядовые действия ветхозаветного Богослужения были сению или образами будущих благ [[new:evr:10:01|(Евр. 10:1)]], дарованных новозаветной Церкви. Поэтому Апостол сказанное Богом народу израильскому относит к новому народу, к верующим в Иисуса Христа: на них исполняются в большей полноте те Божеские обетования, которые над израильтянами исполнились только отчасти. **Вселюся в них и буду ходить в них**. Этим изображается обещание особенного Божеского присутствия среди народа, о котором мы сказали выше. **Буду ходить в них**. Среди израильского народа видимое изображение Божеского невидимого присутствия представляла скиния, которая вместе с народом странствовала в пустыне, и переходила с места на место. А в духовном знаменовании **хождение Бога** с верующими в Него, то есть благочестивыми христианами, означает неотлучное Божеское присутствие в них, покровительство над ними и содействие всем благим делам их; или особенное Божеское попечение о спасении верующих в Иисуса Христа. Иисус Христос говорит о благодатном Божеском общении с верующими в Него: //Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим// [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. **И буду их Богом, и они будут Моим народом**. Слова эти имеют такое значение: и они будут почитать Меня единым истинным Богом, будут служить Мне одному; и Я буду оказывать им особенное Мое благоволение, буду иметь о них преимущественное попечение. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом** Ап. обосновывает свое увещание ветхозаветными изречениями. Что верующие суть храм Божий - это он доказывает на основании [[old:lev:26:11|(Лев. 26:11)]] и сл. Здесь Бог обещает Израилю награду, если он останется верным закону Божию. А христиане суть новый Израиль. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:06:11#lopuxin_ap|2 Кор. 6:11]] [<10>]