[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 7:1 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** //Вопрос//. Что такое **«скверна плоти»** и что такое **«скверна духа»**? как нам быть от них чистыми? Или что такое **«святыня»**? и как нам приобрести ее? //Ответ//. **Скверною плоти** будет сообщение с теми, которые делают запрещенное; а **скверною духа** и— равнодушие к тем, которые подобно сему думают или поступают. Чист же от них будет человек, когда повинется Апостолу, который сказал: //«с таким даже и не есть вместе»// [[new:1kor:05:11|(1Кор. 5, 11)]] и тому подобное, или когда восчувствует в себе сказанное Давидом: //«Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой»// [[old:ps:118:053|(Пс. 118, 53)]], и покажет такую же скорбь, какую показали Коринфяне, обвиняемые в том, что равнодушно смотрели на согрешившего, и сею скорбью представили //«вы показали себя чистыми в этом деле»// [[new:2kor:07:11|(2Кор.7,11)]]. **«Святыня»** же есть посвящение себя святому Богу, при попечении и тщании об угодном Ему, всецелое и никогда не прекращаемое, потому что поврежденное не приемлется в приношение Богу, и однажды принесенное Ему обращать на общее и человеческое употребление нечестиво и дерзновенно. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** **"Итак, возлюбленные, имея такие обетования"** [[new:2kor:07:01|(7:1)]]. Какие? То, что мы сделались храмами для Бога, сынами и дщерями Его, что Он вселяется и обитает в нас, что мы стали Его народом и Его именем Богом и Отцом своим. "Очистим себя от всякой скверны плоти и духа – не будем прикасаться к нечистоте", – это именно и означает **"скверна плоти",** – и к тому, что грязнит душу, – это именно и значит **"скверна духа"**. Этим одним, однако, он еще не довольствуется, и потому присовокупляет: **"совершая святыню в страхе Божием"**. Одно неприкосновение к нечистому еще не делает чистым; чтобы сделаться нам святыми, для этого потребно и нечто другое, – именно ревность, бодрствование и благочестие. И хорошо сказал он: **"в страхе Божием"**, потому что можно сохранять целомудрие и не в страхе Божием, но для суетной славы. Впрочем, он имел еще и другое в виду, когда сказал: **"в страхе Божием"**, именно – способ, которым достигается святость. Действительно, как ни велика сила похоти, но если ты оградишь себя страхом Божиим, то победишь ее неистовство. Под **"святынею"** же он разумеет здесь не одно целомудрие, но и удаление от всякого греха, потому что свят тот, кто чист, а чист не тот, кто не творит только блуда, но кто чужд вместе и сребролюбия, и зависти, и надменности, и тщеславия, – особенно же тщеславия, которого и всегда нужно убегать, а более всего при подаянии милостыни. Милостыня, зараженная этой болезнью, перестает быть уже и милостыней, а является хвастовством и жестокосердием. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии** К этому и вел всю речь Апостол; к этому и пятикратное противопоставление высокого достоинства верных и не стоющего ничтожества внимания неверных; к этому и возвышенные обетования пророческие, которые все существенно исполняются только в прилепляющихся ко Господу Спасителю верою и любовию; к этому, от себя прибавим, и все домостроительство спасения, и крестная смерть, и сошествие Духа Святого, и апостольская проповедь, и устроение Церкви, со всеми дивными явлениями в ней и в начале, и во все продолжение стояния ее. Все к тому, да все верующие, трудами доброделания и подвигами самоотвержения, при помощи благодати Божией, **очищают себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии**. Ибо только в таком случае они действительно станут сынами и дщерями Богу и живыми храмами живого Бога. **Сицева убо имуще обетования**. «Какие это? – Те, что мы сделались храмами для Бога, сынами и дщерями Его, и Его имеем Богом и Отцом своим» (святой Златоуст). Таинственно все сие уже есть с нами и есть наше. Остается за нами своим произволением, делами, словами, помышлениями и чувствами явить себя такими, какими не наречены только, но и сотворены мы таинственно, ибо благодать возрождения уже в нас пребывает, а следовательно, и все с нею сопряженное. Апостол хочет сказать: смотрите же и держите себя, как свойственно сынам и дщерям Божиим, или таким лицам, кои суть храм живущего в них живого Бога. Что же для сего нужно? **Очистим себе от всякия скверны плоти и духа**. «Не будем прикасаться нечистоте плотской и тому, что очерняет душу» (святой Златоуст). **Скверною плоти** называет он как плотские грехи, так и все «беззаконные дела» (Феодорит), телом совершаемые. **Скверною же духа** – греховные мысли, чувства и расположения, главное же корень всего – самоугодие, или самость. Очистить себя от всего этого значит в прежних всех сквернах покаяться и впредь не позволять себе не только нечистых дел, но и мыслей и каких-либо недобрых движений внутри, паче же искоренение самоугодия, на котором держится все нечистое и которым порождается. Совершается сие очищение подобно тому, как вымывается нечистое белье. Это последнее мочат, парят, полощут, мнут, бьют, сушат, катают или утюжат, и оно убеляется и принимает настоящий вид, делающий его годным к употреблению снова. Не без труда совершается и очищение души: все сюда относящееся совмещается в опытах доброделания и в подвигах самоотвержения. Как все идет, делом показали святые Божии, во всех родах достигавшие высокой чистоты и осязательно всем являвшие, что воистину суть храмы Бога живого, сыны и дщери Ему, Который блюдет их и все угодное им творит. **Творяще святыню в страсе Божии**. Зачинает дело внутреннего очищения, и чрез него и внешнего, страх Божий. Он, пришедши, разбужает совесть, неотразимую силу голосу ее подает. Потом они вместе рождают ревность о содеянии спасения, и эта уже устрояет и раскаяние, и решимость прогонять все нечистое и греховное, и все порядки доброделания, и подвиги самоотвержения. Она же, прияв силу в таинствах, и делом, при помощи благодати Божией, все задуманное совершает и, храня постоянство труда и делания, доводит до совершенной преднамеренной чистоты плоти и духа, свойственной сынам и дщерям Божиим. Страх Божий как начало полагает, так пребывает и бдительным стражем всего сего делания. Почему и сказал Апостол: творяще святыню, то есть очищение себя, или восходя в чистоту, страхом Божиим. Святой Златоуст говорит на это: «Апостол не удовольствовался тем, чтобы сказать: не прикасайтеся нечистоте, но присовокупил еще: **творяще святыню в страсе Божии**. Ибо одно неприкосновение к нечистому еще не делает чистым; чтобы сделаться святыми, для сего потребно нечто большее, то есть ревность, бодрствование и благочестие. И не напрасно сказал он: **в страсе Божии**. Ибо можно сохранять целомудрие и не в страхе Божием, но для суетной славы. Впрочем, он имел еще и другое в виду, когда сказал **в страсе Божии**, именно способ, которым достигается и сохраняется святость. Ибо как ни велика сила похоти, но если ты оградишь себя страхом Божиим, то препобедишь ее неистовство. Под **святынею** же он разумеет здесь не одно целомудрие, но и отчуждение от всякого греха. Ибо свят тот, кто чист, а чист не тот, кто не творит только блуда, но кто чужд вместе и сребролюбия, и зависти, и надмения, и тщеславия, особенно тщеславия». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** **Итак, эти имея обетования, возлюбленные**, от самых дней Исаии, - **очистим себя от всякой скверны плоти**, то есть от бессильных жертв закона и помимо закона, и совершенными соделаем души наши **в святыне**, чрез Евангелие, которое даровало нам любовь Христову. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** См. Толкование на [[old:ier:31:33#prp_makarij_velikij|Иер. 31:33]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** Как нам не очищать себя от всякой скверны плоти и духа, когда Господь даровал нам такие обетования, именно – вселиться в нас и ходить с нами и быть по преимуществу нашим Богом, нашим Отцом; кроме того – прославить нас в вечности. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** **Духом** апостол называет здесь душу. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 7:2).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа** Какие обетования? то есть что мы - храмы Божий, что в нас обитает и ходит Сам Бог и Отец. Очистим себя от нечистых дел, - ибо это означает **скверна плоти**, - и скверных и страстных помыслов, - ибо это означает **скверна духа**, то есть души. **совершая святыню в страхе Божием** Недостаточно, говорит, удерживаться от нечистоты, но должно делать и нечто доброе, - **святыню**, то есть чистоту, целомудрие. Присовокупил **в страхе Божием** или потому, что есть целомудрие, сохраняемое из человекоугодия, а не в страхе Божием, или для того, чтобы показать нам, как должно сохранять оное, именно в страхе Божием. Ибо, как ни велика сила плоти, но имей страх Божий, и победишь ее неистовство. Под святостью разумей не одно целомудрие, но и вообще всякую чистоту в жизни. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** **Скверну плоти** следует понимать всесторонне. Оттого и сказал Павел не «от скверны плоти», а **от всякой скверны** - затем, чтобы **всякой скверны плоти** мы избегали, ведь все, что закон запрещает, плотское есть. Совершая святыню в страхе Божием. **Святыню** Духа **совершаем**, если **в страхе Божием** следуем правильному пути, чтобы, ради Христа от согрешения воздерживающиеся, мы стали святыми. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** Это заключение естественно вытекает из предыдущего объяснения того назначения, к которому должны стремиться все верующие в Иисуса Христа. **Имея такие обетования**. По обетованию Божью мы должны быть храмом Божиим; Бог обещает вселиться в нас, ходить или действовать в нас; Он хочет быть нашим Богом; Он благоволит быть нашим Отцом, чтобы мы были Его детьми. Представляя такие великие милости Божии, как много должны мы заботиться о том, чтобы нам быть достойными сих великих Божеских милостей! Поэтому Апостол и говорит: **Очистим себя от всякой скверны плоти и духа**. **Скверны плоти** – это плотские грехи, как нечистота плотская, или грехи противные целомудрью, пьянство, объедение и другие; **скверны духа** или души – это грехи духовные, как то: гордость, ненависть, зависть и другие. Без сомнения, Павел внушает удаляться не тяжких только грехов, но всякого греха плоти и духа. Тяжкие или смертные грехи убивают жизнь души, или удаляют от нее благодать Святого Духа, который дает духовную жизнь душе; а нетяжкие грехи, сколь бы малыми они ни казались, если беспечно будем предаваться им, будут постепенно более и более ослаблять духовную жизнь, сокращать в нас действие благодати, уменьшать добродетели и приближать к тяжким или смертным грехам. Как мы должны очищать себя от всякой скверны плоти и духа? Искренним раскаянием в сознаваемых грехах, каковы бы они ни были – велики ли, малы ли; сознавая свои грехи, мы должны скорбеть и сокрушаться о них пред Богом, исповедовать их пред духовным отцом, полагать твердое намерение удаляться их, всеми силами стараться исполнять это свое намерение на самом деле. Если же, по немощи человеческой, мы снова претыкаемся и подвергаемся грехам; то опять и опять, без отлагательства, должны очищать себя от греховных нечистот истинным покаянием и удалением от грехов. Но этого недостаточно, чтобы только удаляться от грехов: надобно делать добро и преуспевать в добродетелях. **Совершая святыню в страхе Божием**. То есть совершенствуя, постепенно более возвышая свое освящение или посвящение Богу чрез исполнение заповедей Божиих. Богу мы посвятили себя в святом крещении, когда чрез данные обеты обязались всеми силами служить Ему, единому Триипостасному; сии обеты мы должны с постоянною ревностью исполнять в продолжение всей настоящей жизни, чтобы более и более усовершать себя в любви к Богу и в повседневном соблюдении заповедей Божиих. К этому еще Апостол присовокупил: **в страхе Божием**, показывая, как должны мы очищать себя от скверн плоти и духа и исполнять заповеди Божии, указывая на истинное начало всех христианских добродетелей. Это сыновний страх к Богу, т.е. искренняя любовь к Нему, соединенная с сыновним страхом, или опасением, как бы чем не оскорбить нам Его, всеблагого Отца, – как бы в чем не нарушить Его заповеди. Этот сыновний страх есть основание святости и в начале, и в продолжении святой жизни, какой бы степени совершенства она ни достигла. Без этого сыновнего страха Божия невозможна святость или невозможно усовершение себя в христианских добродетелях; потому что без истинной любви к Богу невозможны сии добродетели. Кто будет удаляться пороков не из любви к Богу, а для того, чтобы пользоваться добрым мнением от других, или чтобы не подвергаться обыкновенным худым последствиям пороков в настоящей жизни, – тот не **совершает святыни**, потому что удаляется пороков не из любви к Богу, или не ради страха Божия. Также и тот, кто совершает некоторые добрые дела для земных целей, для какой-нибудь, например, внешней пользы, а не из любви к Богу, – не достигает святости; потому что служит своими делами не Богу, а своим самолюбивым видам. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием** **Обетования** - см. 17-й и 18-й стихи VІ-й главы. - **Скверны плоти и духа**, - т. е. от грязных пороков, оскверняющих самое тело наше, и от более утонченных грехов, проявляющихся в душевной нашей жизни. - **Совершая святыню** -правильнее: наше освящение или очищение, которое в крещении только еще началось и должно продолжаться в течение всей нашей жизни. - **В страхе Божием**. Еще в Ветхом Завете сказано, что страх Божий есть начало премудрости [[old:pr:01:07|(Прит 1:7)]]. Для христианина, совершающего свое освящение, также нужна великая мудрость. Ясно, почему Ап. здесь говорит о страхе Божием. Коринфяне могли совсем забыть о нем, видя в Боге только Отца, и этим лишились бы опоры для своей деятельности на пути нравственного самоусовершенствования. //**Толковая Библия.**// [<10>]