[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 7:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-7 **Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался** **"Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя"** [[new:2kor:07:05|(ст. 5)]]. Упомянув выше о печали, сказывает, какая то была печаль, и представляет ее в большем виде, желая показать, как велики доставленные ими утешение и радость, если они рассеяли и такую скорбь. **"Мы были стеснены отовсюду"**. Как это во всем? **"отвне – нападения"** – от неверных, **"внутри – страхи"** – за немощных в вере, чтобы не увлеклись в заблуждения, что случалось не у одних коринфян, но и у других. **"Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита"** [[new:2kor:07:06|(ст. 6)]]. Так как он много сказал в похвалу (коринфян), то чтобы не показаться льстецом, приводит в свидетели брата Тита, который пришел от них к Павлу после первого его послания, извещая об их исправлении. А ты заметь, как высоко ценит он везде прибытие Тита. Так и раньше говорит о нем: //"Придя в Троаду для благовествования о Христе … я не имел покоя духу моему, потому что не нашел [там] брата моего Тита"// [[new:2kor:02:12|(2:12, 13)]]; и здесь опять говорит: **"пришествием Титовым мы утешились"**. Этим он желает внушить им доверие и любовь к Титу. И смотри, как достигает того и другого. Словами **"не имел покоя духу моему"** он показывает высоту его добродетели; а сказав: "в скорби нашей пришествие его достаточно было к утешению, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас", – снискивает Титу благорасположение коринфян, потому что ничто так не возбуждает и не утверждает дружбы, как добрый и благоприятный о ком-нибудь отзыв. А о Тите свидетельствует (апостол), что, возвратившись, он привел нас в восхищение от удовольствия, когда рассказал о вас так много (приятного). Потому-то пришествие его и обрадовало нас. Не только пришествием его мы были обрадованы, но и "утешением", которые он получал от вас. Чем же он утешился? **"Вашею добродетелью, вашим исправлением"**. Поэтому и присовокупляет: **"пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне"** [[new:2kor:07:07|(ст. 7)]]. Вот что утешало и радовало (Тита)! Видишь, как и его представляет весьма расположенным (к коринфянам), так как он добрую их славу почитает для себя утешением и, пришедши, хвалится ею пред Павлом, как собственным благом. И смотри, с каким жаром выражает это (апостол): **"ваше желание, ваше рыдание, вашу ревность"**. Действительно, им должно было и плакать и скорбеть о том, что блаженный Павел так прогневался на них, и так долго не был у них. Поэтому и сказал не просто – "слезы", но – **"рыдание"**, и не просто – "желание", но – **"сильное желание"** (επιπόθησιν), и не – "гнев", но – **"ревность"**, и ревность за апостола, как против блудника, так и против осуждавших (Павла). "Получивши мое послание, – говорит, – вы воспламенились и воспылали ревностью". Он избыточествует радостью, исполнился утешения, потому что сильно тронул их. Мне кажется, однако, что это сказано не только для утешения за прежнее, но и для большего возбуждения исполнивших требуемое. Хотя некоторые, как я думаю, и подлежали прежним обличениям и не заслуживали такой похвалы, однако он не отделяет их, напротив, и хвалит, и укоряет всех вместе, предоставляя совести слушателей избрать каждому свое. А таким образом и укоризны не делались невыносимыми, и похвалы возбуждали к большей ревности. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ибо пришедшим нам в Македонию, ни единаго име покоя плоть наша, но во всем скорбяще: внеуду брани, внутрьуду боязни** «Упомянув выше о печали, сказывает, какая была печаль, и представляет ее в бóльшем виде, желая показать, сколь велики доставленные ими утешение и радость, которые рассеяли и такую скорбь» (святой Златоуст). **Ибо пришедшим**; с греческого – **ибо и пришедшим**. Чрез //ибо// речь связывается с непосредственно предыдущим, а чрез **и** – с тем, что говорилось в 2, 12–13.– Там говорилось: в Троаде не имел я покоя духу моему. Здесь говорится: но и когда пришел я в Македонию, **ни единаго име покоя плоть наша**. Там //дух//, здесь **плоть**, нельзя думать, чтоб употреблены были с особенным каким значением, а как описательное прибавление к лицу говорящего. И там, и здесь я не имел покоя.– **Но во всем скорбяще** – надо дополнить //быхом//. Скорби окружали нас со всех сторон, или во всех отношениях. С каких именно сторон и в каких отношениях, указывают слова: **внеуду** и **внутрьуду**. А они что значат? – Святой Златоуст говорит: «**Внеуду брани**, то есть от неверных; **внутрьуду боязни**, то есть за немощных в вере, чтобы не увлеклись в заблуждения, что случалось не у одних коринфян, но и у других». Экумений и Феофилакт – внеуду брани, также понимают, от неверных, которых, по Экумению, Апостол обычно называет внешними. **И внутрьуду страхи** – тоже относят к верующим, внутри ограды Церкви состоящим, но не в одном смысле: Экумений – «страхи из-за верных, как бы не сокрушили их искушения», а Феофилакт,– из-за слабых верных, «как бы не сбили их с пути лжебратия». Феодорит же пишет: «Не только стесняла нас борьба с противниками (внеуду брани), но истощала также и забота о немощных, потому что боялся я их перемены на худшее». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи** **Ибо и когда** мы терпели и терпим всякие страдания **в Македонии**, то **никакого покоя не имела плоть наша**, но среди всяких скорбей находимся мы, подобно вам и более вас: **извне брани**, а **внутри страхи** за друзей, чтобы кто не соблазнился. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи** «Нас не только стесняла борьба с противниками, но истощала также забота о лежащих в немощи». Ибо апостол боялся их перемены к худшему. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 7:5).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи** Повествует о своей скорби и говорит о ней в сильных выражениях, дабы показать, как велика была радость от них, когда прогнала и такую скорбь. Хорошо сказал, что **плоть** не имела покоя; ибо душа Павла была непобедима. **Но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения.** **Нападения** от неверных. **Внутри - страхи.** Потому что между верными есть слабые, которые могли быть увлечены лжебратиями. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи** Апостол вспоминает притеснения и избиения, которые терпели братья для верующих, чтобы еще более подвигнуть их сердца к нежности. **Плоть наша не имела никакого покоя**. Для того говорит это, чтобы вызвать сочувствие у коринфян, убедившихся, что апостолы для спасения верующих отдают им свою душу и идут на смерть. Ведь прежде чем апостол описывает мучение телесное и несправедливость, было и нечто другое, лишающее покоя страдающих. Ибо в широком смысле все есть плоть, и поэтому апостол указывает на полное отсутствие покоя для плоти; душа сама также страдала в теле (хотя и имела иногда покой). Из такого понимания Павел уповает на успокоение милостью Божией вместо мучений для тех, кто за веру страдает от нападок неверующих. Ведь и в самих стеснениях они воспевали Бога. Но мы были стеснены отовсюду. Согласно истории (см. [[new:act:16:12|Деян. 16:12-24]]), взывая к Богу, они вступили в //Македонию//, и поскольку немало там было принявших веру, нашли утешение в лице женщины //Лидии//, которая вместе со всеми своими уверовала; затем случилось так, что изгнал Павел дух прорицательный из одной одержимой служанки, и господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, который приносила им служанка, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам, а затем, дав им много ударов, ввергли во внутреннюю темницу и ноги их забили в колоду. Таково притеснение, которому они подверглись в Македонии. И вот отчего апостол Павел говорит: **Плоть наша не имела никакого покоя: отвне - нападения, внутри - страхи**. Ибо удары были телу во время избиения, а душе - страхи. Ибо страх с тем случается, у кого есть помышление, но этот страх имел место из-за тех, кто принял веру, как бы в претерпеваемом страдании им не оступиться. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.** Здесь Апостол восстановляет прерванную (см. [[new:2kor:02:12|2:12]]) речь о том душевном состоянии, в каком он находился пред прибытием к нему Тита. Когда он находился в Македонии, его со всех сторон окружали опасности. Прибытие Тита было поэтому как нельзя более благовременно. - **Страхи**. Ап. боялся конечно не за себя, а за верующих, которых гонения могли сбить с пути веры. - **Утешением**, которым он был утешен от Бога, послужило для него, во-первых, самое прибытие Тита, а во-вторых, те отрадные известия, какие ему сообщил Тит. Оказалось именно, что Коринфяне выразили свою любовь к Апостолу, когда читали его послание к ним, и искренно каялись в тех огорчениях, какие они ему причинили. Они проявили **ревность** по Апостоле, т. е. на перерыв старались исполнить его пожелания, выраженные в послании. //**Толковая Библия.**// [<10>]