[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 7:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле** **"Ибо то самое,** – говорит он, – **что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие?"** [[new:2kor:07:11|(ст. 11)]]. "Печаль ваша, – говорит он, – не только не довела вас до раскаяния, как напрасно скорбевших, а напротив, сделала еще более заботливыми о себе". Потом показывает признаки тщания: "но ответ (извинение) предо мною; но негодование на согрешившего; но страх", – такое усердие и весьма скорое исправление показывали, что они очень устрашились. И чтобы не подумали, что он хвалит самого себя, смотри, как тотчас смягчил речь, сказав: **"какое желание",** – т. е. ко мне; – но ревность, – т. е. к Богу; – **какое взыскание**, так как вы наказали нарушивших закон Божий". **"По всему вы показали себя чистыми в этом деле"**, то есть, не только тем, что сами не посмели (сделать такого же преступления), – в чем не было сомнения, – но и тем, что сделавшему не потворствовали. Так как в первом послании он сказал – //"И вы возгордились"// [[new:1kor:05:02|(1 Кор. 5:2)]], то здесь говорит: "вы очистили себя и от этого подозрения, когда не только не похвалили согрешившего, но и выразили ему ваше порицание и негодование". //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле** Надобно почитать благодетелем того, кто причиняет нам печаль **ради Бога**. //**Пространные аскетические правила.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Се бо сие самое, еже по Бозе оскорбитися вам, колико содела в вас тщание; но ответ, но негодование, но страх, но вожделение, но ревность, но отмщение; во всем представисте себе чисты быти в вещи** Святой Златоуст говорит: «Блаженный Павел, говоря о благих плодах печали по Бозе, не имел нужды приводить посторонние примеры в подтверждение сказанного, а указывает на самих коринфян и из того, что они сделали, заимствует доказательство, чтобы, похваля их, вместе и наставить, и более привлечь к себе. Се бо, говорит, **сие самое, еже по Бозе оскорбитися вам, колико содела в вас тщание**? То есть ваша по Бозе печаль (то, что вы, пришедши в страх Божий, сокрушились и раскаялись), смотрите, как сделала вас заботливыми о себе (о том, чтоб явиться исправными во всем пред Богом, своею совестию и пред святым Апостолом). И вот признаки такой заботы! **Но ответ** (**Но**, αλλα, во всех этих положениях стоит вместо **и**,– Экумений), απολογιαν, извинение предо мною (выраженное, может быть, пред Титом и им переданное Апостолу); **но негодование** на согрешившего; но **страх** («В страх Божий пришли вы». Феодорит), ибо такое усердие и весьма скорое исправление показали, что они очень устрашились (может быть, и святого Павла. Экумений, Феофилакт). И дабы не подумали, что он хвалит самого себя, смотри, как тотчас смягчает речь, сказав: **но вожделение**, то есть ко мне [«и нас возлюбили горячее прежнего»,– Феодорит.– «Ибо, говорит, любя меня и не хотя огорчить меня, вы поспешили исправиться» – Экумений; «чтоб не показалось, что, указав на страх, он придает себе некоторое над ними господство, спешит отвратить эту мысль указанием на **вожделение**, επιποθησιν, теплое к себе расположение, которое есть признак любви, а не подначальственного подчинения» – Феофилакт]; но **ревность**, то есть к Богу («исполнившись справедливой ревности, оплакали вы нарушенные законы» – Феодорит, «или о Боге, или о мне пред поносившими меня лжеапостолами» – Экумений); но **отмщение**, ибо они наказали нарушивших закон Божий («на согрешивших вооружились негодованием» – Феодорит). **Во всем представисте себе чисты быти в вещи**, то есть не только тем, что сами не сделали такого же преступления, но и тем, что сделавшему не потворствовали. В первом послании он сказал:// и вы разгордесте// [[new:1kor:05:02|(1 Кор. 5, 2)]]; посему здесь говорит: вы очистили себя и от сего подозрения, когда не только не похвалили согрешившего, но наказали его и вознегодовали на него». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле** **Ибо вот эта самая по Боге печаль ваша**, то есть доброе обращение или **ответ (защиту)**, который дали за вас ближние ваши вместе с делами вашими; наказаны **негодованием** виновные между вами, - **страх и** трепет удержал прочих ради тех; **любовь** - тех, кои утверждали их; **ревность** - тех, кои угрожали им: **во всем вы представили себя, что вы чисты**, то есть, что вы готовы и склонны к Евангелию жизни. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле** **Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие** Не из примера других, говорит, доказываю пользу печали по Боге, но из вашего опыта. Ибо вы не только не раскаялись в том, что опечалились, но сделались более заботливыми о себе. **Какие извинения** Извинения предо мной; ибо я извинил вас, потому что вы раскаялись. **Какое негодование на виновного** На соблудившего. **Какой страх** Предо мной; ибо вы так и так скоро исправились потому, что устрашились. **Какое желание** Ко мне. Когда сказал о страхе, дабы не подумали, что представляет себя каким-то властителем, тотчас поправился, употребив слово //желание//, которое есть признак любви, а не власти. **Какую ревность** К Богу. **Какое взыскание** За законы Божии; ибо вы наказали нарушивших оные. **По всему вы показали себя чистыми в этом деле** Вы, говорит, не только не сделали ничего такого, что сделал блудник, но и не потворствовали ему. В прежнем послании сказал: //и вы возгордились// [[new:1kor:05:02|(1 Кор. 5:2)]], что делало их общниками преступления; поэтому здесь говорит: теперь вы очистили себя и от этого подозрения, и показали себя чистыми от порицания. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле** Верно замечено, ибо кто раскаивается, - усердствует, чтобы вновь не согрешить. **Какие извинения**. Правильно, ибо раскаяние не имеет извинения, но имеет признание. **Какой страх**. Павел показывает страх грешника, который просит отпущения преступления. **Какое желание**. Ибо желает преобразовать себя тот, кто знает, что через прегрешение обезобразил себя. **Какую ревность**. **Ревность** начинает испытывать в совершении добрых дел и начинаний, которые понимает как полезные для себя. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле** См. Толкование на [[new:2kor:07:08#lopuxin_ap|2 Кор. 7:8]] [<10>]