[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 8:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым** Далее он выражает то же самое яснее, говоря: **"я свидетель"** (достоверный свидетель), **"и паче силы"**, – т. е. "преизбыточествует в богатстве их радушия" [[new:2kor:08:03|(ст. 3)]]. И не этими только, но и всеми последующими словами объясняет то же, именно говорит: **"доброхотны"** [[new:2kor:08:04|(ст. 4)]]. Вот и другое превосходство. **"Со многим молением"** – вот и третье, и четвертое. **"Моляще нас"** – вот еще и пятое. **"И будучи сами в скорби и нищете"** – вот шестое. И седьмое – **"с избытком подали"**. Далее, так как главною его целью было довести коринфян до того, чтобы они подали милостыню по свободному расположению, то он особенно останавливается на этом, говоря: **"весьма убедительно просили нас"**. Не мы их просили, а они нас. О чем же **"просили нас"**? – **"принять дар и участие [их] в служении святым"**. Видишь ли, как он превозносит опять милостыню, называя ее священными именами? Так как (коринфяне) ревновали о делах духовных, то называет милостыню **"благодатию"**, чтобы прибегали к ней, и **"общением"**, чтобы знали, что они не только дают, но и сами получают. "Они, – говорит, – просили нас, чтобы мы приняли такое служение". ---- Смысл его слов таков: нищета не только не воспрепятствовала им быть щедрыми, но еще и стала причиной преизобилия, подобно тому, как скорбь - причиной радости. Чем беднее они были, тем щедрее становились и усерднее подавали. //**Гомилия 16 на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Яко по силе их, свидетельствую, и паче силы доброхотни** Объясняет сказанное и еще более возвышает их добродетель. **По силе** и **сверх силы**,– иные по силе, другие и сверх силы. Или так: они жертвуют, сколько сил есть; но, что я говорю: сколько сил есть – сверх силы. Это то же самое, что выше выразил избыточеством щедрости (Феофилакт). Словом же: **доброхотни**, αυθαιρετοι, возвышает их податливость; ибо этим он выражает: не мы их к тому понудили, или уговорили; они все это делают сами собою, самоохотно, по своей доброй воле. Хорошо, кто делает добро по указанию и убеждению со стороны; но, конечно, гораздо лучше тот, кто сам догадывается, что надо сделать, и делает то по своему начинанию. Доброта у такого, значит, лежит во глубине сердца и служит своим внутренним возбудителем к соответственным делам. Апостол говорит как бы: «Свидетельствую о них, что они усердием превысили силы свои и сами предупредили наше увещание» (Феодорит).– **Свидетельствую**, то есть «говорю, как очевидец и достоверный свидетель» (святой Златоуст). Для умников коринфских, еще не совсем освободившихся от эгоистической сжатости, слово Апостола могло показаться невероятным. Как **сверх силы**? – Апостол уверяет: не по слуху говорю, сам вижу. Против такого удостоверения и умникам нельзя было возражать, а оставалось признать высоту добродетели македонян и собираться с силами подражать им. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель** См. Толкование на [[new:2kor:08:01#svt_luka_krymskij|2 Кор. 8:1]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель** См. Толкование на [[new:2kor:08:01#prepodobnyj_efrem_sirin|2 Кор. 8:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 3-4 **Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым** **Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель** Объясняет сказанное выше и говорит: **по силам**, даже **сверх сил**; ибо в этом состоит избыток простоты, то есть в том, что **сверх сил**. Притом, они не были увещеваемы нами, но **доброхотны**. И что я говорю? Они сами много просили и умоляли нас. Говорит это для того, чтобы и их побудить не столько ко многому подаянию, сколько к подаянию с охотой. С этой целью и останавливается на сем предмете. **Принять дар и участие их в служении святым** Здесь недостает слов: просили нас принять это служение. Сказал: **дар**, чтобы коринфяне, как ревновавшие о дарах духовных, прибегали и к милостыне, как к дару, о чем и выше сказано. **Участием** же назвал ее, дабы знали, что, давая другим, сами получают. ===== Амвросиаст ===== **Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас** Сколь достойно было и угодно Богу, Который знал ограниченность их силы, предаваться всеми силами служению. И поскольку они от всего сердца предали себя Богу, уже более хотели совершить, чем им это позволяли их силы. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас** См. Толкование на [[new:2kor:08:01#lopuxin_ap|2 Кор. 8:1]] [<10>]