[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 8:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией** **"И не только то, чего мы надеялись"** [[new:2kor:08:05|(ст. 5)]]. Это он говорит и в отношении к качеству (милостыни) и к скорбям. "Мы не надеялись, говорит, чтобы находящиеся в таких скорбях и в такой нищете стали нас убеждать и столько просить". И в прочих делах (апостол) показал их тщательность, сказав: **"но они отдали самих себя, во-первых, Господу, [потом] и нам по воле Божией"**. "Во всем они были послушны более, чем мы надеялись, и, помогая бедным, не пренебрегали других добродетелей, но они отдали самих себя, во-первых, Господу". Что же значит: **"отдали самих себя Господу"**? Посвятили себя Ему, показали себя искусными в вере, явили в искушениях великое мужество, благочиние, кротость, любовь, готовность и усердие ко всем другим добродетелям. Что же значит: **"и нам"**? – "Были нам послушны, возлюбили нас и покорились нам, как исполняя Божии законы, так и с нами соединяясь любовью". Смотри же, как и здесь словами – **"отдали самих себя Господу"** показывает необычайную ревность их (к Богу). Они не покорились частью Богу, а частью миру, но все и самих себя всецело предали Богу. Помогая бедным, они не возносились, напротив, творили милостыню с великим смиренномудрием, с великим послушанием, с великой почтительностью, с великим любомудрием. Что же значит: **"по воле Божией"**? Так как он сказал: **"отдали … самих себя нам"**, то (и указывает), что и это они сделали не по человеческим расчетам, а по воле Божией. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И не якоже надеяхомся, но себе вдаша первее Господеви, и нам волею Божиею** **И не якоже надеяхомся**. И еще степень возвышения их добродетели: они превзошли, говорит, наши ожидания. «Это говорит он не о произволении, но о количестве подаяния. Смотря на них, ожидали мы, что собрано будет нечто малое, но великодушие препобедило бедность» (Феодорит). Важно это замечание в том отношении, что, где действует благодать, не встречая препятствий со стороны эгоистических стеснений произволения, там деяния всегда выходят из общего порядка человеческих дел. **Но себе вдаша первее Господеви**. Это наводит на мысль, что они больше отдали тем, нежели сколько оставили себе. Отсюда вопрос: как же самим-то быть? – Как Господу угодно; Ему себя предаем. Это еще степень похвалы, и самая высшая. Предание себя Господу есть верх духовного совершенства христианского; оно возникает по отсечении всех земных и общечеловеческих чувств и расположений. «Смотри,– говорит святой Златоуст,– как и словами: **вдаша себе Господеви** показывает Апостол необычайную их ревность к Богу. Они не частию покорились Богу, служа другою частию миру, но все и самих себя всецело Ему одному предали. Посвятили себя Ему, показывая себя искусными в вере, в несчастиях явили великое мужество, благочиние, кротость, любовь, готовность и усердие ко всем другим добродетелям. Ибо, помогая бедным, не возносились; напротив, с великим смиренномудрием, послушанием, почтительностию, любомудрием творили милостыню». **Вдаша себе Господеви и нам**. Первее Господу, а ради Господа и нам, «как служителям Его» (Феодорит). Не разделяли наших забот от своих, и труд, лежавший на нас, считали своим. «Были нам послушны, возлюбили нас и покорились нам, как исполняя Божии законы, так и с нами соединяясь любовию» (святой Златоуст). «Что значит: **волею Божиею**? – То, что, предавшись нам, предались не по человеческим расчетам, но и сие сделали по воле Божией» (святой Златоуст). **Волею Божиею** – чрез волю Божию, силою воли Божией. Воля Божия была заправляющим началом. Они действовали по сознанию ее. Такова отличительная черта истинно христианской деятельности – делать шаги не иначе, как уверившись, что на то есть воля Божия. Обозревая все сказанное Апостолом о милостыне-подаянии македонян, блаженный Фотий у Экумения: «В этом отделеньице шесть добрых черт указал Апостол в македонянах. Первое,– что они доброхотны //по силе//: ибо велико и то, когда кто творит милостыню, сколько может. Но он говорит об них еще большее, то есть что они доброхотны //и паче силы//: это значит, что они даже сами себя лишали необходимого. Третье – то, что они добровольно охотны, то есть не было для них нужды в стороннем к тому убеждении, но сами по себе возревновали о сем благом деле. Четвертое – то, что со многим молением просили принять подаяние, что служит доказательством теплого и преизливающегося (бьющего, как ключ водный) расположения к милостыне: ибо не как другим доставляющие благодать, а как сами, нечто великое стяжевающие, просили, молили и не переставали умаливать, пока не получили просимого, то есть чтоб принято было их подаяние. Пятое – то, что подаянием превзошли ожидания святого Павла. Смотри, куда он возвел их добродетель. Они, говорит, оказались великодушнейшими меня самого, ибо если не ожидал, то дает будто мысль, что сам, находясь в подобных обстоятельствах, оказался бы менее щедрым. Но он не довольствуется одними этими указаниями, но увеличивает свою похвалу нечем, несравненно высшим всего сказанного. Это, говорит, еще не так велико, что //по силе//, и //сверх силы//, и //самоохотны//, и //со многим молением//, и //моляще//, и //не якоже уповахом//. Но что же это такое, что еще особенного они сделали? –**Себе вдаша**, говорит, **первее Господеви и нам волею Божиею**. Не часть некую вдали, а часть удержали у себя; но всех себя предали Господу. Он говорит как бы: даже и средств к жизни себе не оставили, но – отдавши все, всякое о себе попечение и промышление возложили на Господа. Почему святой Павел, представляя высоту такого расположения, наконец прибавил: **волею Божиею**. Этим он сказал как бы: не дивись сему, человек! Они имели Бога содействователем себе, привлекши Его добрым своим расположением. Где же Бог содействует, там нет ничего невозможного». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией** Мы хотели оставить их, так что для них достаточно было собственной их скорби и преследования, поднятого на нас. Они же, **не как мы думали** о них, **но себя самих **также** отдали: во-первых, Господу, потом, (и) нам**; Господу, - дабы умереть ради Него, а нам, - поелику приготовили то, о чем мы не просили их. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией** Под словами: **не только то, чего мы надеялись**, апостол имеет в виду не произволение, но количество денег. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 8:5).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией** **И не только то, чего мы надеялись** Мы не надеялись, чтобы находящиеся в такой бедности и в такой скорби просили нас принять служение их. **Но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией** Здесь свидетельствует и о других добродетелях их. Ибо они не возносились от того, что подавали милостыню, и не заботились о других добродетелях, но всецело предали себя Господу, всецело и нераздельно преклонились ко всякому богоугодному делу. **И нам** предали себя, то есть были покорны во всем, показали любовь **по воле Божией**, то есть как угодно Богу, а не человеческому расчету. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией** О том, на что они надеялись, Павел говорит в связи с должным исправлением ими их прежних ошибок, и отступлением от грехов, и исправлением нравов; и в большей мере, чем на то надеялись [братья], македоняне посвятили себя Богу... Они отдают себя Богу, когда исправляют свои грехи, а потом отдают и братьям, ибо приносят содержание. Должно быть, они были сильно омрачены, когда, прежде чем приступили к труду исправления, совершенными быть уже захотели. Примеру оных предлагает апостол последовать и коринфянам, чтобы, подвигнутые таким рассказом, они глубоко усвоили опыт македонян своей душой. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией** См. Толкование на [[new:2kor:08:01#lopuxin_ap|2 Кор. 8:1]] [<10>]