[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 9:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** Павел заботился не только о том, чтобы бедным подавали деньги, но и о том, чтобы это делалось с великим рвением. Поскольку и Бог постановил творить милостыню для того, чтобы не только нуждающиеся получали пропитание, но и подающие были облагодетельствованы, и даже скорее ради последних, чем ради первых. Ибо если бы Он заботился только о бедных, чтобы им были подаваемы средства, Он просто дал бы такую заповедь, не требуя рвения от дающих. А ныне ты видишь, что апостол повелевает и выше, и ниже творить милостыню с радостью, дабы подающие подавали **доброхотно**. И говорит: **не с огорчением, не с принуждением. Ибо доброхотно дающего любит Бог**. Не просто дающего, но творящего милостыню с радостью. //**О подаянии.**// См. также Толкование на [[new:2kor:09:05#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 9:5]] ===== Свт. Василий Великий ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** Поэтому дело таких людей не приемлется, как жертва, имеющая порок, и непозволительно смешивать его с работой прочих. //**Пространные аскетические правила.**// ===== Свт. Максим Туринский ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** Итак, благословенно подаяние, которое и принимающего обновляет, и дающего радует, ибо **доброхотно дающего любит Бог**, а посему лучше давать Ему первым. Так что рад и весел тот, кто заботится о бедных, и по праву, потому что за несколько мелких монет он обретает себе небесные сокровища; напротив, платящий налог всегда печален и угнетен. И не без оснований печалится тот, кто платит не из любви, а по принуждению силой. Христов должник, тем самым, радуется, а кесарев печалится, потому что первого побуждает платить любовь, второго заставляет страх наказания; первого привлекают награды, второго принуждают наказания. //**Собрание речей.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Кийждо якоже изволения имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог** **Кийждо якоже изволение имать сердцем** – пусть подает. Столько пусть подает, насколько расположено сердце. Что не по этой мере, то бесплодно будет. Это будет то же, что сеять семя, растерши его или измявши до повреждения ростка. Как такое семя есть мертвое семя, потому и бесплодное, так подаяние, даемое со скорбию и вынужденно, есть мертвое подаяние и никакого воздаяния не заслуживает. Убивает его сжатость сердца и отсутствие радушия при даянии. Что говорит: **не от скорби, ни от нужды**, то **скорбию** означается жаление о подаемом, когда дают, а сердцем жалеют и болят, что дают: это знак скупости; а **нуждою** означается вынужденность; не от сердца и не самоохотно дают, а будучи вынуждены, то необходимостию повиновения, то общностию дела, то другими какими внешними уважениями. Не будь этих понуждений, и подаяния не было бы. Апостол хочет, чтобы подаяние шло из сердца, как сочная трава из жирной земли. В подтверждение этого «приводит и свидетельство из Писания, говоря: //доброхотна бо дателя любит Бог// [[old:pr:22:09|(Притч. 22:9)]]. Апостол употребил слово это (//доброхотно//) с тем, чтобы побудить коринфян к радушному подаянию. Ибо как пример македонян и все прочее достаточно было, чтобы побудить их к щедрому подаянию, то не говорит уже о сем много, а ведет речь к тому, чтобы подавали не с принуждением. Ибо если милостыня есть добродетель, а всякое дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду, то Апостол справедливо напомнил о сем» (святой Златоуст). «То же сказал он и в послании к Римлянам: //милуяй, с добрым изволением// (пусть милует) [[new:rim:12:08|(Рим. 12:8)]], ибо денежному подаянию должно предшествовать благодушие» (Феодорит). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Кийждо якоже изволения имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог** За что любит? Ужели за даяние? Так любить могут только люди, бедные, своекорыстные, а не Тот, Кто //Сам дает всем жизнь и дыхание и всё// [[new:act:17:25|(Деян. 17; 25)]]. Господь любит доброхотного дателя не за то, что он датель, а за то, что датель доброхотный. Что такое доброхотство? То, когда дают не только с доброю целью, но и от доброй воли, от души, полною рукою; когда дают, не озираясь десять раз на то, что остается у себя, не увлекаясь расчетами, не заставляя себя просить долго, не показывая при даянии вида скуки и отвращения; когда дают и находят удовольствие в том, что дают, обнаруживают это всем, чем могут; когда дают больше, нежели сколько можно было предполагать. Скажите: можно ли не любить такой души?, особенно, когда вспомнишь при сем о дателе недоброхотном, у которого и малое даяние надобно испрашивать большими просьбами; который дает, но с трудом, показывая, что он чрез даяние лишается как бы некоей части самого себя; дает, и в то же время наказывает за то, что ты от него получишь. В последнем случае явно видна душа черствая, сомкнутая сама в себе, опутанная со всех сторон расчетами, неспособная раскрываться для сообщений и потому для принятия даров свыше от Того, Который приемлет только для того, чтобы воздать сторицею. Доброхотное даяние, напротив, предполагает в даятеле душу чувствительную, сердце нежное и открытое для всего доброго, а потому и способную для вмещения даров благодатных. Можно ли не любить такую душу и такое сердце? **//Заметки.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** Итак, пусть никто не дает как бы **из необходимости** стыда **с огорчением**. Таковой потеряет награду свою и отвержен будет: **ибо дающему доброхотно и добровольно** обещаны дары, - такого **любит** и **Бог**. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** Совершенная жертва есть та, которая приносится не с огорчением, не по необходимости, **«ибо доброхотно дающего любит Бог»**. Однако, поскольку мы слышим слова Господа, что Царство Небесное принадлежит понуждающим [себя] //«и употребляющие усилие восхищают его»// [[new:mf:11:12|(Мф. 11:12)]], то мы веруем в Его благость [и уповаем], что, понуждая себя в чем-либо, мы за это обретаем награду [на небесах]. **//Вопросы и ответы.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** Останавливается на речи о подаянии с радушием, зная, что пример македонян достаточен, чтобы побудить их к большему подаянию и пристыдить их, если окажутся ниже тех. Врачует же ум их, чтобы совершаемое ими дело было добродетелью; ибо вынужденное не есть добродетель. Поэтому, как истинный учитель, хочет, чтобы ученики его, делая что-нибудь, делали то так, как требует добродетель, и притом добровольно, чтобы и награда им была полная; ибо сделанное по принуждению теряет свою награду. Поэтому говорит: каждый подавай по расположению, а не с огорчением и не с принуждением. Приводит и свидетельство из Соломона. Хотя в изречении Премудрого говорится о щедрости, но он относит оное и к подаянию с радушием, или, если хочешь, - к той и другому вместе. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Тертуллиан ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** Если существует некий вид общей копилки, то она собирается не в силу требуемой свыше обязанности вносить плату, словно бы религия продавалась. Каждый вносит небольшую долю в определенный день месяца или когда хочет, но только при условии, что этого хочет и может. Никто не принуждается, но делает взнос добровольно. Это своего рода сборы благочестия. Эти средства расходуются не на пиршества, не на попойки, не на бесполезные харчевни, а на поддержку нуждающихся, детей без родителей и средств существования, стариков, уже оставивших дела, а также потерпевших кораблекрушение, находящихся в рудниках, на островах и в темницах. //**Апологетик.**// ===== Амвросиаст ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** Это говорит Павел о медлительности тех, которые однажды обещали, но долго откладывали. Таким скупая будет жатва, ибо с сомнением сеющий не знает пользы от того, что делает. Тот с благословением сеет, кто по доброй воле в надежде на будущее воздаяние это делает. Из всех дающего по склонности сердца с радостью, а не из печали или необходимости любит Бог. Апостол учит коринфян, что если будут радушны, то это принесет им пользу в грядущем Царстве. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** **Каждый уделяй по расположению сердца**. Каждый подавай милостыню, или уделяй в пользу бедных, по доброму расположению сердца, т.е. сколько внушит тебе уделить в пользу нуждающихся душевное твое участие в положении ближних, твое уважение к заповеди Господней, повелевающей любить ближнего, как себя, – твое здравое размышление о том, что за это подаяние из тленных, скоропреходящих благ, ты получишь великую награду от Бога в жизни вечной. **Не с огорчением и не с принуждением**. Подавай милостыню с любовью, с радостью, выражая внутреннюю твою радость ласковыми словами, веселым видом лица, – а не мрачным, или печальным видом, как это делают люди скупые, которые нередко выражают свое нерасположение подавать милостыню грубыми оскорбительными словами. Подавай милостыню охотно, а не принужденно, чтобы только исполнить долг приличия, или не подвергнуться стыду, или отделаться от просителей. Премудрый Сирах дает такое наставление: //во всяком даянии весело имей лице твое// [[old:prsir:35:08|(Сир. 35:8)]]. **Ибо доброхотно дающего любит Бог**. Вот побуждение подавать милостыню так, как учит Апостол. Надобно помнить о том, какая милостыня угодна Богу: Он хочет, чтобы мы подавали милостыню, подражая Божескому милосердью. //Будите милосерды, якоже Отец ваш милосерд есть// [[new:lk:06:36|(Лк. 6:36)]]. Он хочет, чтобы из любви к Нему мы любили бедных и нищих ближних, как себя, и охотно оказывали участие в нуждах их, сколько кому позволяет состояние [[new:2kor:08:12|(2 Кор. 8:12,]] [[new:2kor:08:13|13)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог** Но при этом не должно быть никакого принуждения для имущего класса христиан: Бог любит и ценит только тех, кто дает добровольно (цитата из кн. [[old:pr:22:08|Притч. 22:8]] по тексту 70-ти. В подлинном тексте этого выражения не имеется). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:09:06#lopuxin_ap|2 Кор. 9:6]] [<10>]