[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 10:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу** **"Оружия воинствования нашего не плотские"** [[new:2kor:10:04|(ст. 4)]]. А какое плотское оружие? Богатство, слава, власть, красноречие, важность, происки, ласкательства, лицемерие, и тому подобное. **"Но наши оружия не таковы"**. Каковы же? **"Сильные Богом"**. Не сказал: "мы не плотские", но: **"оружия наши"**, потому что, как я заметил, он рассуждает пока о проповеди, и всю силу ее приписывает Богу. И не говорит: "(оружия наши) духовные", хотя бы и так надлежало сказать в противоположность плотскому, – но **"сильные"**, давая чрез это разуметь и то, (что они духовны), а вместе с тем показывая, что оружия его противников слабы и бессильны. Смотри же, как он чужд гордости. Не сказал: "мы сильны", но: **"оружия наша сильны Богом"**, – "не мы сделали их такими, а сам Бог". Так как они были мучимы, изгоняемы, претерпевали бесчисленные и жесточайшие бедствия, а все это обнаруживало их слабость, то, желая показать силу Божию, говорит: **"но сильны Богом"**. "Сила Его в том особенно и открывается, что Он побеждает ими. Таким образом, если и мы носим эти оружия, то сражается и действует ими сам (Бог)". Далее (апостол) распространяется в похвалах этому оружию, говоря: **"на разрушение твердынь"**. И чтобы кто-нибудь, слыша о твердынях, не вообразил чего-либо чувственного, присовокупляет: **"[ими] ниспровергаем замыслы"**. Иносказанием он придает силу речи, а изъяснением его показывает, что брань их духовна. Твердыни эти поражают души, а не тела. И так как они гораздо крепче твердынь вещественных, то и оружие требуется лучшее. Твердынями же называет он гордость эллинов, и силу их софизмов и силлогизмов. И, однако, все это орудия, употребляемые против них, (Бог) низложил. **"[Ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия"** [[new:2kor:10:05|(ст. 5)]]. Держится иносказания, чтобы придать большую силу речи. Хотя бы то были твердыни, или башни, или что другое, говорит он, – все уступает этому оружию. **"И пленяем всякое помышление в послушание Христу"**. Слово "пленение" имеет невыгодный смысл, потому что пленение есть отнятие свободы. Почему же (апостол) употребил это слово? Он употребил его в другом значении. Слово "пленение" имеет двоякое значение: оно означает и потерю свободы, и такое отнятие силы, после которого нельзя уже восстать. В этом последнем значении употребил его (апостол). Подобно тому как, когда говорит: //"Другим церквам я причинял издержки"// [[new:2kor:11:08|(11:8)]], он не разумеет, что взял тайно, но что явно отнял, все взял, так и здесь говорит: **"пленяем"**, – поскольку борьба не равна, но весьма легка. Не сказал: "ниспровергаем одно или два", но – **"всякое превозношение"**; равным образом не сказал только: "мы побеждаем и одерживаем верх", но – **"пленяем"**, подобно тому, как и прежде не сказал: "выдвигаем орудия против твердынь", но – "разоряем (твердыни), потому что у нас великое изобилие орудий; мы сражаемся не словами, но делами против слов, не мудростью плотскою, но духом кротости и силы". "Поэтому, какая мне нужда, – продолжает он, – превозноситься, величаться на словах и угрожать посланиями, – как они клеветали, говоря, что "в посланиях он строг и силен", – когда сила наша состоит вовсе не в этом?" Так как в выражении: **"и пленяем всякое помышление в послушание Христу"** слово **"пленяем"** тяжело, то иносказание он тотчас объяснил словами: **"в послушание Христу"**, то есть, от рабства к свободе, от смерти к жизни, от погибели к спасению. "Мы пришли, – говорит он, – не для того только, чтобы низложить противников, но чтобы привести их к истине. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Оружия бо воинства нашего не плотская, но силна Богом на разорение твердем: помышления низлагающе** «А какие плотские оружия? – Богатство, слава, власть, сладкоречие, высокоречие, происки, ласкательства, лицемерие и другое, подобное сему. Но наши оружия не таковы. Каковы же? – **Сильна Богом**. Не сказал: мы неплотские – но **оружия наша**; потому что, как заметил я, он рассуждает пока о проповеди, всю силу ее приписывает Богу; и не говорит: оружия наши – духовные, хотя бы и так надлежало сказать в противоположность слову: **плотская**; но **сильна** (**Богом**), давая чрез то разуметь, что они духовны, и вместе показывая, что плотские оружия слабы и бессильны. Смотри же, сколько он чужд гордости! Не сказал: мы сильны, но **оружия наша сильна Богом**. Не мы сделали их такими, но Сам Бог. Поелику они были мучимы, изгоняемы, претерпевали бесчисленные и жесточайшие бедствия, а все сие обнаруживало их слабость; то, желая показать силу Божию, говорит: **но сильна Богом**. Ибо сила его особенно открывается в том, что побеждает ими. Хотя и мы носим сии оружия, но сражается и действует ими Сам Бог. После сего Апостол распространяется в похвалах оружию, говоря: **на разорение твердем**. И дабы кто, слыша о твердынях, не вообразил чего-либо чувственного, присовокупляет: **помышление низлагающе**. Иносказанием он придал силу речи, а изъяснением оного показывает, что брань их духовная. Ибо твердыни сии поражают души, а не тела. И как он гораздо крепче твердынь вещественных, посему и оружие требуется лучшее. **Твердынями** же называет он гордость эллинов, и силу их софизмов и силлогизмов, а вместе и все оружия, употребляемые против них (Апостолов)» (святой Златоуст). **Оружия** апостольского **воинствования** – все, чем были вооружены святые Апостолы на преодоление заблуждений, нечестия, греха. Все их совмещало преизобильное излияние на них благодати Пресвятого Духа, Который, преисполняя их, и научал и укреплял, как в каком случае действовать, когда одним словом, когда сверх того и проявлением чрезвычайных сил. Феодорит пишет: «Наше оружие, говорит Апостол, духовные дарования, с помощию коих делаемся мы победоносными и противящихся покоряем Владыке». Но в этом действии апостольских **оружий**, при всей их чрезвычайности и их Божественной силе, ничего нет механического. Правда, что они **разоряют**, но чрез самосозидание духа нашего, и пленяют, но чрез свободное покорение истине Божией. Образ действия сего Апостол выразил **на разорение твердем, помышление низлагающе**. «Апостол как святых наименовал храмами Божиими, так порабощенных нечестию называет твердынями диавола» (Феодорит). Как неверие с нечестием, так и грех с эгоизмом и страстями строят вокруг себя крепость, слагающуюся из помышлений, коими думают оправдать и свой образ мыслей, и свой образ жизни. Окутавшись такими помышлениями, они питают уверенность, что сидят крепко и безопасно не только от разорения, но и от нападений. Но вот приходит Апостол с благодатным словом и начинает беседу. Звуки слова ухо принимает; мысль, выраженную словом, принимает ум; а благодать, пришедшая в слове, наитствует дух усыпленный или заваленный грудою помышлений. Пробужденный дух страх Божий воспринимает и сим страхом пробуждает совесть. И оба они вместе, благодатию Божиею укрепляемые, разбрасывают стеснявшую их и на них лежавшую твердыню, так что ни одно помышление из тех, кои прежде казались так твердыми и прочно стоящими, не устаивает: все разоряется. Неверие с нечестием убегают пред лицом страха Божия, грех с эгоизмом и страстями – пред лицом совести. Оставшись властными одни, сии силы духа затем таинственно облекаются во Христа. И се христианин! Вот что всегда выходит из разорения твердынь душевных чрез низложение помышлений облагодатствованных духом. //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-6 **Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится** **Ибо оружия воинствования нашего**, именно уничижение наше и терпение в искушениях наших удостоверяют о нас, что мы **не** из **плотских, но сила Божия**, которою мы мощно сопротивляемся всем этим искушениям. Оружием же воинствования нашего называет само Евангелие, ибо им **разрушил** все **твердыни** язычества и **уничтожил** древние **замыслы** идолослужения, - **и всякое превозношение**, то есть всякие начальства, **кои поднимаются** и гордо восстают **против** нового **познания Бога**, которое чрез нас проповедуется уже всем народам, - **пленяем всякий ум**, находившийся в плену лжи, обращая его **в послушание Христу. И в готовности находимся наказать всякое непослушание**, презревшее то, что посеяно и исполнено, чем и **слух ваш был наполнен**. Это означает, или то, что Апостолы будут судить колена Иакова, поелику слышали Евангелие и не приняли; или: в готовности имеемся мы наказать тех, кои слышат хуления на нас и молчат, между тем как они должны бы были истинным ответом против хулителей наших зажать рот их. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы** См. Толкование на [[new:2kor:10:03#prav_ioann_kronshtadtskij|2 Кор. 10:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы** **Оружия воинствования нашего не плотские** То есть не богатство, ни слава, ни сладкоречие, ни ласкательство, ни лицемерие, ибо таковы оружия плотские. **Но сильные Богом на разрушение твердынь** Не сказал: но духовные (так, конечно, должно бы сказать в противоположность слову **плотские**), но - **сильные**, намекая на то, что плотские оружия слабы и бессильны. Смотри, насколько он чужд гордости. Не сказал: мы сильны, но: **оружия, сильные Богом**, то есть - Бог сделал их сильными. Поскольку были гонимы и мучимы, что, казалось бы, свойственно слабости, то говорит: **сильные Богом**, ибо чрез это особенно открывается сила Бога, и Он есть действующий и сражающийся, хотя оружия носим мы. В чем же **сильные**? В разрушении твердынь, а каких твердынь, об этом говорит ниже. **Ими ниспровергаем замыслы** Этими оружиями, говорит, низлагаем мудрования эллинов и их гордость, или: извлекаем их умы и души из заблуждения, которым они заражены, и покоряем их истине. Так ум и надменность Ареопагита отвлечены были от нечестия и покорены благочестию. Заметь, что не сказал: употребляем стенобитные орудия, но просто: разрушаем; этим показывается легкость победы и сила оружия. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы** То есть сильно то, что нерушимо, а ведь все плотское подвержено разрушению. **Оружие** нужно затем, что **воинствуют** с грехами, несут знамя повелителя своего Христа, Который есть враг грехов. Ведь так и император через воинов своих защищает свое царство. Так и Спаситель через нас, рабов Своих, защищает Свою власть и учение. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы** **Оружия**, при помощи которого ведет борьбу Апостол, не //плотские//, т. е. не слабые (все плотское - слабо, немощно ср. [[old:is:60:06|Ис. 60:6]]), но сильные (Апостол не прибавляет: //духовные//, потому что это и без того ясно). Сам Бог дал силу оружию Павла, для того чтобы он мог разрушать всякие вражеские **твердыни**, т. е. "гордость еллинов и силу их софизмов и силлогизмов" (Злат. ). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:10:01#lopuxin_ap|2 Кор. 10:1]] [<10>]