[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 12:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня** См. Толкование на [[new:2kor:12:02#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 12:2]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще бо восхощу похвалитися, не буду безумен, истину бо реку; щажду же, да не како кто вознепщует о мне паче, еже видит мя, или слышит что от мене** **Аще бо восхощу похвалитися**, то есть сказанное будто о другом к себе отнести, **не буду безумен**, то есть не безумное дело сделаю, не ложь скажу, не введу в обман; **истину бо реку**, ибо так воистину было. И прямо говорит наконец, а все еще прикрывает себя и старается держать себя в тени. Так не хотелось ему окружить главу свою таким ореолом славы! Прежде говорил, что похвала безумие, а теперь говорит, что похваляясь не буду безумен. «Сие надобно разуметь не в отношении к похвале, но в отношении к справедливости того, чем хвалится. В сем последнем отношении и говорит: **не буду безумен**. Почему присовокупляет: **истину бо реку**» (святой Златоуст). И в том отношении не буду безумен, что делаю это наперекор своему нраву, вынуждаемый пользою, какая отсюда проистекает для вас. «Ибо не безумен тот, кто ради спасения и созидания душ, вынуждаемый необходимостию, возвещает о благодати, от Бога ему ниспосланной. Напротив, благоумному и человеколюбивому свойственно для спасения других пренебрегать даже подозрением в самовозношении» (Экумений). **Щажду же**. Однако ж, хоть и нужда належит, и польза есть, все я скуп на похвалы себе, боюсь выставлять себя так светло. **Да не како вознепщует кто о мне паче**. «Не сказал: да не скажет кто паче, но **да не вознепщует**, даже да не подумает о мне больше, чем я достоин. Вот настоящая причина, почему он все умалчивает о себе и скрывает свое; и даже когда нужда заставляет сказать что, говорит прикровенно, ставя себя в тени! Боится, как бы не подумали о нем больше, нежели что он есть. Ибо уже было однажды, что знамений ради сочли его и Варнаву за богов и собрались закалать в честь их волов. Чтобы не придумали, если бы он объявил все свои откровения и выставил на вид все славное?» (Экумений). **Паче, еже видит мя, или слышит что от мене**. Стань все рассказывать, раздражится воображение и станет представлять больше, нежели что говорят слова; а по причине разгорячения воображения и глаза будут видеть во мне больше, нежели что есть. «Поэтому боюсь сказывать все, чтобы не составил кто о мне большего, нежели о человеке мнения» (Феодорит). Святой Златоуст говорит: «Как стихии мира создал Бог и немощными и блистательными, чтоб они чрез одно проповедали Его могущество, а чрез другое удерживали людей от заблуждения; так и Апостолы были вместе и чудны и немощны, дабы самыми делами могли научать неверных. Ибо если бы они, пребывая всегда чудными и не показывая в себе примеров немощи, стали одним словом убеждать людей, чтобы не думали о них больше надлежащего, то не только не успели бы в сем, но еще произвели бы противное. Ибо одни словесные отговорки скорее были бы причтены смирению и заставили бы еще больше им удивляться. Потому-то немощь нередко действительно обнаруживалась и в самых делах их. Примеры сему всякий может видеть и в ветхозаветных святых мужах. Илия был человек чудный, но некогда изобличил себя в боязливости [[old:3ts:19:start|(3 Цар. 19)]]. Велик был и Моисей, но он по той же самой немощи предался некогда бегству [[old:ish:02:start|(Исх. 2)]]. А подвергались они сему, когда Бог отступал от них и попускал, чтоб изобличалась в них немощь человеческой природы. Когда Моисей вывел израильтян из Египта, они говорили: где Моисей? Чего же бы не сказали они, когда бы он ввел их в землю обетованную? По сей же причине и Павел говорит: **щажду же, да не како кто вознепщует о мне паче**». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня** См. Толкование на [[new:2kor:12:05#prepodobnyj_efrem_sirin|2 Кор. 12:5]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня** Мы не можем так хвалиться: мы грешны и ничего почти не делаем для Бога. Если мы, при помощи благодати Божией, делаем какое-либо доброе дело, то должны при этом вести себя осторожно, ни в слове, ни в деле не позываться на похвалы, чтобы кто не подумал об нас больше, чем какими нас видит или слышит что от нас. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня** **Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину** Каким образом, сказавши выше, что хвалиться есть безумие, теперь говорит: **если захочу хвалиться, не буду неразумен**? Он сказал здесь: **не буду неразумен** не по отношению к похвале, а по отношению к тому, что он не лжет, ибо прибавляет: **потому что скажу истину**. Итак, смысл таков: я не безумен, потому что говорю истину. **Но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня** Чтобы люди не обоготворили его, - вот истинная причина, по которой он всегда умалчивает о себе, когда же принужден бывает сказать что-либо, то говорит прикровенно для того, чтобы не почли его высшим. Ибо не выразился так, чтобы кто не сказал обо мне, но чтобы кто-нибудь не почел меня большим, чем я достоин. Если ради его чудес хотели принести ему в жертву волов [[new:act:14:13|(Деян. 14:13)]], то чего не сделали бы, если бы он обнаружил свои откровения. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня** Говорит это апостол, поскольку, если кто достоинство свое обозначает в Боге, тот не хвастлив, ибо говорит истину. Поэтому, если кто говорит о вещах, которые ему открыты свыше, он не безумен; но если об этом умалчивает, то также и мудр. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня** Впрочем, если стану я хвалиться тем видением и откровением, о котором теперь сказал, говорит Павел, если это прямо отнесу к себе, чтобы тем засвидетельствовать мое достоинство, по обыкновенному понятью, то **не буду неразумен**, меня нельзя почитать ни глупым, ни хвастливым; потому что я буду говорить о себе не выдумку, не ложь, а совершенную правду. «Но я удерживаюсь, не говорю о себе так прямо и, сказав об одном чрезвычайном видении, не стану говорить о других, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня, видя во мне немощи, и слыша о том, сколько перенес и переношу я всяких нужд, лишений, скорбей, страданий, опасностей. Мог Апостол опасаться, чтобы не случилось с ним чего-нибудь подобного тому, что было в Листре, когда он исцелил хромого от рождения, и когда народ, увидев, что сделали они – Павел и Варнава, хотели признать их за богов [[new:act:14:08|(Деян. 14:8-13)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня** Ап., однако, считает нужным заметить, что у него есть другие основания хвалить себя - только он не хочет всего говорить из боязни (Ап. говорит очевидно с иронией), чтобы Коринфяне не поставили его в своем мнении слишком уже высоко! Пусть они составляют о нем мнение только на основаниях того, что знают o его деятельности в их городе и окрестных областях. //**Толковая Библия.**// См. так же Толкование на [[new:2kor:12:01#lopuxin_ap|2 Кор. 12:1]] [<10>]