[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 12:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня** **"Трижды молил я Господа о том"**, то есть многократно. И это показывает великое смирение (апостола), когда он не скрывает того, что не выносил вражеских наветов, но изнемогал и молился об освобождении от них. //**Гомилия 26 на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене** **Да отступит**, то есть пакостник плоти, ангел сатанин. По смыслу, какой дан святыми отцами сим словам, Апостол говорит: да угладится путь проповеди, да сократятся нападки, да не встречаю сопротивления в такой силе и непрерывности.– «Апостол показал в сих словах немощь природы, ибо говорит: просил я избавления от искушений» (Феодорит). «**Трикраты**: многократно. И это показывает великое смирение Апостола, когда не скрывает того, что он не выносил вражеских наветов, но изнемогал и молился об освобождении от них» (святой Златоуст). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 8-9 **Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова** **Ради сего трижды Господа умолял я, да отступит от меня. И сказал (мне): достаточна тебе благодать моя**, которая поражает жало твое; **ибо сила моя в немощи совершается**, поелику сила благодати с помощью немощных совершается. Но в этом не был услышан: поелику откровение и о том, что не был услышан, сделано было ему, дабы убедить его, почему не был услышан. **Лучше будет мне хвалиться в немощи**, то есть ожидать немощи,** чтобы вселилась в меня сила Христова**. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня** Есть молитва частная, а есть общая. На общую [указывают слова] «//да будет воля Твоя//» [[new:mf:06:10|(Мф. 6:10)]]. На частную [указывают слова] «**три раза я просил об этом Господа моего**». Поскольку у нас есть враг, а природа нуждается во многом, облечем душу, склонную ко злу, [также и в частную молитву]. Мы не способны постоянно [молиться] общим образом, хотя совершенные по большей части придерживались его. Так, мы видим, что даже у святых были различия в молитве: [обрати внимание на] способ [молитвы] апостола Павла и прочих апостолов. По этой же причине псалмы Давида расположены отцами для церковного [употребления] согласно различным молениям, содержащимся в них. Поэтому как основу для жизни мы полагаем [особое] начало для молитв во все определенные моменты. Молитва Спасителя нашего совершается нами после молитв, которые составлены Духом через уста блаженного пророка для нашего наставления и наслаждения, являясь его гимнами. Затем и в прочие часы мы распределяем молитвы так, насколько это возможно для нашей природы в силу ее немощи, которая вынуждает нас просить о ее [исцелении] Создателя. Такое распределение молитв помогает [преодолеть] немощь и слабость разума настолько, что ты [начинаешь] любить природу. Ибо в то время, когда разум здоров и поднимается к высшему порядку, воля обращается к Богу. //**Первое слово о знании.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 8-9 **Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова** **Трижды молил** - вместо "много раз молил". Также служит признаком смирения его признание, что не выносил козней диавола и страданий и просил помощи. И сказал мне, говорит он, довольно тебе того, что Я дал тебе благодать воскрешать мертвых и совершать все чудеса. Не проси же, чтобы твоя проповедь преуспевала без опасностей, ибо это излишество; а то, что тебе довлеет, ты получил. **Ибо сила Моя совершается в немощи** То есть ты страдаешь, Павел, для того, чтобы не показалось, что многие поставляют препятствия для проповеди вследствие Моего бессилия; дерзай; ибо сила Моя обнаруживается полнее, когда вы, гонимые, побеждаете гонителей. Заметь, сам он сказал, что для того предан искушениям, чтобы он не превозносился; Бог же указывает другую причину этого, ту именно, что сила Его тогда только обнаружится вполне, когда апостолы будут находиться в немощи, то есть среди гонений и опасностей. **И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова** Поскольку, говорит, я услышал, что сила Божия совершается в немощи, то я отныне буду хвалиться немощами моими, ибо, чем многочисленнее будут они, тем более обильную силу Божию низведут на меня. Итак, не думайте, что я со скорбью говорю о жале, но скорее радуюсь и хвалюсь, так как через умножение бедствий привлекаю на себя большую силу Божию. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня** Павел просит, чтобы //жало// было изъято из плоти, но Господь не слышит его. Диавол молит о том, чтобы смочь сломить праведного мужа Иова тяжелейшими несчастиями, и мы знаем, ему это было позволено (см. [[old:iov:01:start|Иов 1;]] [[old:iov:02:start|Иов гл.2]]). Но апостолу отказано в исполнении его молитвы ради славы его, в то время как диаволу позволено исполнить, что он желает, ради его же наказания. Так что часто полезнее не быть услышанным, хотя нас и угнетает неисполненность наших желаний. //**Толкование Псалмов (Пс. 21).**// ===== Амвросиаст ===== **Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня** **Трижды** просил Господа удалить от себя апостол вредоносные жала диавола, которыми он вероломно в умы проникает и преследует рабов Бога, чтобы те отступились от Него. И свидетельствует, что не умолил. И не потому, что не удостоен был, а потому, что, не ведая того, просил не в свою пользу, чтобы прекратились ему искушения, через которые сам ведь становится совершеннее. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня** **Трижды**, определенное число употреблено вместо неопределенного, т. е. неоднократно, или многократно молил я Господа, чтобы избавил меня от сего врага, или от всего множества неприязненных действий, производимых врагом, которые, казалось, много препятствуют мне в прохождении апостольского служения. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова** Когда эта болезнь обнаружилась в Апостоле как хроническая, Апостол стал просить Господа об избавлении от нее. Он обращался к Господу с молитвой три раза - во время наиболее сильных ее приступов: более он не посмел докучать Господу, потому что, после третьего молитвенного обращения Павла, Господь объяснил ему в откровении, что благодать, данная Павлу, поможет ему достигать своих целей, не смотря на преграды, какие ставит ему в его деятельности неотвязчивая болезнь. Под **Господом** здесь Ап. разумеет Христа, как видно из последних слов рассматриваемого 9-го стиха: "чтобы обитала во мне сила Христова". - **Сила Моя совершается в немощи**. Христос не нуждается в особо сильных духом и телом людях для того, чтобы Евангелие Свое распространить по всей вселенной: //Его// сила действует в Им посланных на проповедь Евангелия людях. Поэтому теперь и Апостол хочет хвалиться своими слабостями, потому что ему, значит, больше можно ожидать благодатной помощи от Христа. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:12:01#lopuxin_ap|2 Кор. 12:1]] [<10>]