[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 13:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас** См. Толкование на [[new:2kor:13:01#svt_ioann_zlatoust|2 Кор. 13:1]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия; ибо и мы немощствуем в Нем, но живи будем с Ним от силы Божия в вас** Сказав, что Христос мощствует в коринфянах, напоминает: а ведь Он был в немощи, когда распят был,– и это обстоятельство берет в объяснение того, о чем у него речь к ним. Он как бы говорит: с нами, или в нас, Апостолах, то же действуется, что во Христе Иисусе. Когда Он страдал и распинаем был, все сочли Его не имеющим никакой силы; между тем как смертию на кресте Он уничтожил силу смерти, и когда полагали Его во гроб, разрушал ад и изводил из него всех от века содержимых в нем; потом воскрес и продолжает с силою действовать в душах верующих и в устроении Церкви Своей на земле; и в вас Он мощствует. Подобно сему и мы всем кажемся немощными, и гонят нас, и раны нам налагают, и ни во что нас ставят; но между тем **сила Божия** действует чрез нас всюду она и **в вас** проявлена, и еще проявится, как не чаете. Мы будто замерли для вас: оживем Христом, и вы испытаете эту живую Христову Божескую силу в нас. Разумеет, когда, пришедши к ним и нашедши их неисправными, вынужден будет действовать среди их с апостольскою властию, которая есть сила Христова, в нем живущая. Святой Златоуст говорит: «Что значит: **аще и распят бысть от немощи**? – То, что хотя Христос благоизволил пострадать, что имело вид **немощи**, но сие не уменьшает Его силы. Сила Его пребывает непобедимою, и имеющее вид **немощи** нимало не повредило ей; но оно-то наиболее и показало Его крепость в том, что и страдание претерпел Он, и сила Его чрез то не сократилась. Итак, да не смущает тебя слово **немощь**. Ибо и в другом месте Апостол говорит: //буее Божие премудрее человек есть, и немощное Божие крепчае человек есть// [[new:1kor:01:25|(1 Кор. 1:25)]]; хотя в Боге нет ничего буиего, ничего немощного, однако же так нарек крест, изображая мнение о нем неверных. Послушай, как сам Апостол толкует слова свои: //слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть// [[new:1kor:01:18|(1 Кор. 1:18)]]. Смотри, как везде излагает он мнение неверных, почитающих крест юродством и немощию. Так и здесь говорит не о действительной немощи, но о воображаемой неверующими. Итак, Апостол не то говорит, что Христос распят по немощи; да не будет сего! Ибо Он во всем показал, что мог быть и не распят; показал: то повергнув ниц на землю пришедших с Иудою [[new:in:18:06|(Ин. 18:6)]], то помрачив солнце, то иссушив смоковницу, то ослепив очи хотевших взять Его и сотворив другие бесчисленные чудеса. Итак, выражение: **от немощи** так понимай, что хотя Христос и был распят, претерпев бедствие и наветы, однако Он не понес никакого вреда. И все сие Апостол сказал для того, чтобы применить к самому себе. Поелику Апостолы были гонимы, преследуемы, презираемы, и Бог не отмщал за них, и сами они не вступались за себя; то, вразумляя, что терпят все сие не по немощи и не потому, чтобы не могли отмстить за себя, указывает на пример Господа. Ибо и Сам Господь был распят, связан, терпел бесчисленные мучения, но не мстил за Себя; напротив, понес все, что казалось немощию, и в этой немощи явил силу Свою, потому что не потерпел никакого вреда, хотя и не мстил, и не вступался за Себя. Крест не пресек жизни Его, не воспрепятствовал Воскресению; напротив, Христос воскрес и живет. А когда слышишь о кресте и о жизни, разумей сие о домостроительстве спасения, ибо о нем идет сия речь. Так, когда Апостол говорит: //от силы Божия//, то не разумеет, что Христос не мог Сам оживотворить плоти Своей, а показывает только, что нет различия, сказать ли: силою Отца, или силою Сына. И потому сказав: от силы Божия, то же сказал, что и Своею силою. А что Христос действительно Сам воздвиг и воскресил плоть Свою, послушай, как Он Сам говорит о том: //разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]]. Если же принадлежащее Ему называет принадлежащим Отцу, не приходи от сего в смущение.// Вся бо//, говорит Он, //елика имать Отец, Моя суть// [[new:in:16:15|(Ин. 16:15)]]. И в другом месте: //и Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя// [[new:in:17:10|(Ин. 17:10)]]. Посему, говорит Апостол, как Христос, быв распят, не потерпел никакого вреда, так и мы, когда нас гонят и вооружаются на нас, не терпим вреда. Потому и присовокупил: **ибо и мы немощствуем в Нем, но живи будем в Нем от силы Божия**. Что значит: **немощствуем**? – Подвергаемся гонениям, притеснениям и терпим крайнии бедствия. А что значит: **в Нем**? – То, что терпим за проповедь и за веру в Него. Если же терпим за Него все скорбное и тягостное, то, очевидно, получим и радостное. Почему Апостол и говорит далее: **но живи будем в Нем от силы Божия**». Последние слова пополнее разъясняют Фотий у Экумения и Феофилакт. Первый говорит: «**Живи будем с Ним... в вас**. То есть покажемся в вас живыми, не просто, но с Самим Христом, имея жизнь от силы Его, коею и Он, поправ смерть и разрушив ад, воскрес и живет. Жизнь же сия и сила есть наказательная для тех, которые делают дела лукавого, как спасительная для тех, которые по грехам прибегают к покаянию. Сего-то ради, говорит, не презирайте нас, видя нас гонимыми и терпящими бесчисленные скорби. Так и Христос презрен был распинаемый, но, воскресши, сделал все, что хотел. И мы что терпим, ради Его терпим. Почему, хоть терпим, но как Он жив и мощствует, так и мы с Ним, по Его благоволению, и живы есмы, и мощны сделать в вас что хотим, и особенно в вас, потому что по причине оказанного среди вас непокорства имеем многие праведные причины против вас».– Второй пишет: «Гонят нас и преследуют за Христа и проповедь о Нем; но как Он не потерпел вреда, будучи наветуем, так и мы живы будем с Ним, то есть окажемся непобежденными в вас, то есть ради вашей пользы. Но, может быть, он и еще устрашает их, говоря как бы: хотя и кажется вам, что мы немощны, но мы живы для вас, то есть чтобы наказать вас, если не исправитесь». //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас** **Ибо если и распят был по немощи**, ради человечества Своего, **но живет по силе Божества** Своего. И это запечатлевают и удостоверяют знамения и чудеса, кои совершаются именем Его. **Если же мы немощны** оказываемся **в Нем**, благодаря гонениям и поношениям, то **живы будем с Ним** чрез знамения, кои совершаем во имя Его. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас** **Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею** Многие соблазняются этими словами, но знай, что немощью называется слабость тела, немощью также называется нетвердость в вере, как в словах: //немощного в вере принимайте// [[new:rim:14:01|(Рим. 14:1)]]; немощью, наконец, называются ковы, опасности, унижения, как в словах: //благодушествую в немощах// [[new:2kor:12:10|(2 Кор. 12:10)]], и т.п. В этом последнем смысле Господь **распят** был **в немощи**, как потерпевший преследования, опасности и оскорбления; ибо все это кажется происходящим от **немощи**. Посему, как проповедь Павел называет //безумием// [[new:1kor:01:21|(1 Кор. 1:21)]] не потому, чтобы она была безумием на самом деле, а потому, что так о ней думали неверные, так же точно он говорит, что Господь **распят** был **в немощи**, не потому, чтобы так это было на самом деле, но потому, что так представлялось неверующим. Но **Он жив силою Божиею**, то есть силой Отца или Своей собственной, ибо все, что принадлежит Отцу, принадлежит и Ему, и все, что Ему принадлежит, принадлежит и Отцу. Таким образом, Им обща и сила, или лучше - Он Сам есть сила Отца. Так Он Сам воскресил Себя согласно с собственным предсказанием: //разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его// [[new:in:02:19|(Ин. 2:19)]]. Все это Павел говорит потому, что Его презирали, как гонимого и терпящего напасти, приписывает их немощи, и показывает, что Христос от этой, как думают, немощи не потерпел нисколько вреда. **И мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас** То есть мы терпим преследования, нас гонят, ибо в этом и состоит немощь. **В Нем**, то есть ради Него и Его слова. И как Он не потерпел вреда, подвергшись злоумышлениям, так и мы не потерпим, но **будем живы с Ним**, то есть явимся непобедимыми в вас, то есть ради вашего спасения. Может быть также, что в этих словах он устрашает их: хотя вы и думаете, что мы немощны, но мы **живы в вас**, то есть чтобы наказать вас, если не исправитесь. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас** Как сказано, что Христос стал //грехом// [[new:2kor:05:21|(2 Кор. 5:21)]] и //проклятием// [[new:gal:03:13|(Гал. 3:13)]], не будучи ни грехом, ни проклятием, но приняв на себя наши пороки, чтобы нас избавить от них, - так и ныне говорится, что **Он распят** не **в** Своей **немощи**, но в той, что принял на Себя ради нас, совершая домостроительство нашего спасения. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас** Для доказательства ученикам того, о чем учил как об истине, Павел показал Собою пример. **И мы также, хотя немощны в Нем**. Это распространяется на личность апостолов, которые Его, то есть Христа, проповедуя, изнемогают, претерпевая несправедливые притеснения, томясь в темницах и погибая от убийц. **Но будем живы с Ним силою Божиею в вас**. Проясняется, что если изнемогали у верующих, то не было это слабостью, но было достижением, ибо тем сильнее становятся верующие, когда изнемогают. Смерть от неверующих для верующих есть жизнь, ибо добродетелью Бога воскреснут, чтобы жить с Христом. //**На Послания к Коринфянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас** Апостол обосновывает высказанную им мысль. Да, прежде Господь явился немощным человеком, и люди сделали с Ним, что захотели. Но теперь **Он** воскрес и **жив силою Бога**. Точно также и Апостол, прежде являвшийся в Коринфе в страхе и трепете [[new:1kor:02:01|(1 Кор. 2:1-2]]), скоро явится там вооруженный **силою** от Бога, которую он и проявить в отношении к Коринфянам, если они окажутся непокорными. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:2kor:13:01#lopuxin_ap|2 Кор. 13:1]] [<10>]