[<10>] ====== Толкования на 2 Кор. 13:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению** (Апостол) сознавал, что сказанное им, особенно к концу послания, строго. Выше он говорил: //"Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти"//; и: //"и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится"// [[new:2kor:10:01|(2 Кор. 10:1-2,]] [[new:2kor:10:06|6)]]; и еще: //"Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и [чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали"// [[new:2kor:12:20|(2 Кор. 12:20-21)]]; и потом: //"Я предварял и предваряю, как бы находясь [у вас] во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне"// [[new:2kor:13:02|(2 Кор. 13:2-3)]]. Итак, ввиду этого, равно как и многого другого, что сказано было им в их устрашение, посрамление, укоризну и порицание, он, желая оправдать себя во всем, говорит: **"Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости"**. "Я желаю – (говорит), – чтобы строгость моя была только на словах, а не на деле; желаю, чтобы послания были строги, чтобы угрозы продолжались, но не приводились в исполнение". Но и в самом этом оправдании он опять делает речь свою грозною, показывая, что не он будет наказывать их, но Бог, именно, он присовокупил: **"по власти, данной мне Господом"**; и вместе давая опять разуметь, что не желает употребить власть свою для наказания их, тоже присовокупил: **"к созиданию, а не к разорению"**. Впрочем, теперь хотя и сделал об этом намек, как сказал я, однако оставил им самим на размышление, что, если они не исправятся, то наказать не исправляющихся есть также созидание. А что это действительно так, сам он знал, и показал то на деле. //**Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в создание, а не на разорение** Вот цель, к которой направлено было все, что говорилось в этом последнем отделении, 12, 19–13, 10. Если, говорил он, пришедши, найду неисправных неисправившимися, //не пощажду//. Теперь же говорит: пишу же об этом для того, чтоб мне в самом деле не поступить у вас //нещадно//. Никакого желания нет у меня поступить так с вами. «Желаю, чтобы строгость моя была только на словах, а не на деле; желаю, чтобы послания были строги; чтобы угрозы продолжались, но не приходили в исполнение» (святой Златоуст). Но чтобы такое желание мое исполнилось, надобно, чтобы вы во всем исправились и явились совершенными. Ибо не на поблажку вам говорю, что не хочу поступить с вами нещадно, а чтоб побудить вас самих самоохотно исправиться, а не от мер карательных. Ведайте, что **власть, юже даде ми Господь**, всегда присуща мне. Она дана мне **на создание, а не на разорение**. Если я найду вас неисправными, надобно будет исправлять вас властно, и чрез то созидать, ибо, оставив вас неисправными, я сделаю послабление вам не на созидание, а на разорение. Вы еще более расстроитесь. Итак, одно из двух: или исправьтесь, или ждите нещадного карания вас. Но все же ведайте, что я не желаю этого, но сделаю так потому, что того требует существо данной мне власти. «Все оставил им самим на размышление» (святой Златоуст). //**Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.** **Для того это в отсутствии пишу, чтобы** мне, когда приду к вам, **суровее не поступить** с вами, **по власти, которую дал мне Господь** для вязания на небе и на земле [[new:mf:18:18|(Мф. 18:18)]]. //**Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению** Больше всего нуждаемся мы, сыны Церкви, на земле пребывающей, в духовном утешении. Земля, где мы живем, юдоль плача [[old:ps:083:07|(Пс. 83:7)]]. И в дни внешнего благополучия много скорбей у христианина – болезни тела, семейные неурядицы, скорби от завистников и клеветников и многое другое... А что говорить о временных гонениях на Церковь Божию, когда святые храмы у верующих отнимаются, а их пастыри насильно изгоняются... Христиане приходят в смущение и страх, как овцы, не имущие своих руководителей. В эти моменты скорби долг оставшихся на свободе православных пастырей и епископов – всячески утешать души верующих, по слову Господню: //Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима... Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!// [[old:is:40:01|(Ис. 40:1–2,]] [[old:is:40:09|9)]]. К великому сожалению и позору немало есть среди числящихся в Православной Церкви и выставляющих себя ревнителями святого православия мирян, занимающих положение в Церкви (старосты, члены приходских советов), а также пастыри и даже епископы, которые сознательно сеют церковную смуту в сердца бедных верующих. Ради своего благополучия внешнего, заглушая голос совести, эти духовные убийцы душ верующих пользуются своим ответственным положением и не к созиданию церковному, а к разорению дел Божиих. Тяжко покарает Господь этих хищных волков духовных... //Блуждают овцы Мои,// говорит Господь, //по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их. Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их// [[old:iez:34:06|(Иез. 34:6–10)]]. Лучше было бы вам открыто перейти в лагерь врагов Церкви, какими вы действительно являетесь, чем, прикрываясь высоким положением православных руководителей, губить доверчивые души. Открытый враг не так вреден, и верующий не пойдет за открытым неверием. А что хуже, вреднее скрытого безбожия? //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению** Апостол показал, что и наказание есть **созидание**. Ибо, когда наказывается один или двое, все собрание приобретает пользу. //**Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 13:10).**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению** Сильно устрашивши и выставивши угрозы, теперь представляет оправдание этого. Я потому так написал, что желаю, чтобы угрозы и строгость остались только на письме и не осуществились на самом деле; ибо я непременно накажу неисправившихся, так как Господь дал мне власть. Этим он показывает, что чрез него наказывает Сам Господь. Показывая же, что не желает пользоваться своею властью для их наказания, Прибавляет: **к созиданию, а не к разорению**, то есть Господь не хочет разорять, или наказывать, но созидать, то есть благотворить. Однако же наказывать неисправимых есть созидание. //**Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению** См. Толкование на [[new:2kor:13:09#lopuxin_ap|2 Кор. 13:9]] [<10>]