[<10>] ====== Предисловие к толкованиям на 2-е Послание Апостола Петра ====== ===== Лопухин А.П. ===== Писатель послания, известного в каноне под именем второго послания Ап. Петра, в самом подписании называет себя Симоном Петром, рабом и Апостолом Иисуса Христа, т. е. теми же именами, которыми он называл себя и в 1-м послании, с прибавлением двух: Симон, раб [[new:1pet:01:01#lopuxin_ap|(1 Пет. 1:1)]]. В самом содержании есть немало черт сходства с содержанием первого послания, а также указаний на личность великого первоверховного Апостола Петра. В самом начале послания, [[new:2pet:01:02#lopuxin_ap|(2 Пет. 1:2-4)]], Апостол, как бы продолжая речь в конце первого послания, [[new:1pet:05:12#lopuxin_ap|(1 Пет. 5:12)]], говорит о величии благ христианской веры и высоте облагодатствованного состояния христиан. Затем о себе Апостол говорит, как об очевидце величия Господа Иисуса Христа и славы Его преображения [[new:2pet:01:16#lopuxin_ap|(2 Пет. 1:16-17)]], а в [[new:2pet:03:01#lopuxin_ap|(2 Пет. 3:1)]] замечает, что читателям он пишет уже второе послание. Дух послания, пламенность речи, отражающая пламенную ревность Ап. Петра, в свою очередь свидетельствуют о принадлежности ему и второго послания. Наконец, в отношении свящ. писателя послания к Ап. Павлу, которого он называет своим возлюбленным братом [[new:2pet:03:15#lopuxin_ap|(2 Пет. 3:15)]] и об искажении учения которого невеждами он скорбит [[new:2pet:03:16#lopuxin_ap|(2 Пет. 3:16)]], тоже можно видеть печать апостольского духа св. Петра. Вообще, по совокупности всех данных содержаний 2 посл. Ап. Петра, "оно есть напоминание о том, что прежде писано" (блаж. Феофил.), и именно Апостолом Петром. Но, несмотря на эти внутренние свидетельства принадлежности 2 послания Ап. Петра именно первоверховному Апостолу, многие исследователи нового времени, начиная еще с Эразма, Кальвина и Г. Гроция, оспаривают подлинность этого послания и считают его написанным неизвестным апостольским учеником. Основанием для этого указывают прежде всего отсутствие до начала III христианского века прямых свидетельств о 2-м Петровом послании, причем не раз были высказываемы и сомнения в происхождении его от св. Ап. Петра. Второе Соборное послание Ап. Петра не находится в сирском переводе Пешито (2-го века), нет о нем упоминания и в так называемом фрагменте Муратория. Однако, если действительно вся Церковь признала это послание подлинным лишь в конце IV века, а в предыдущие века в некоторых церквах оно оставалось неизвестным, то это более всего свидетельствует о той крайней осторожности и разборчивости, с какою Церковь вела дело установления новозаветного канона. Впрочем, косвенные свидетельства известности 2 Петра древнейшим церковным писателям, бесспорно, существуют, как показывают отдельные выражения и мысли, весьма близко напоминающие соответствующие места из [[new:2pet:01:start|(2 Пет.)]]. Это именно нужно сказать о первом послании св. Климента Римского к Коринфянам (гл. IX, ср. [[new:2pet:01:17#lopuxin_ap|2 Пет. 1:17]]; [[new:2pet:02:05#lopuxin_ap|2 Пет. 2:5]]; гл. XXXV, ср. [[new:2pet:02:02#lopuxin_ap|2 Пет. 2:2]]), о "Пастыре Ермы" (Виден. 3:7; см. [[new:2pet:02:15#lopuxin_ap|2 Пет. 2:15]], [[new:2pet:02:21#lopuxin_ap|2 Пет. 2:21-22]]), о сочинении св. Иустина Мученика "Разговор с Трифоном Иудеем" (гл. LXXXI, ср. [[new:2pet:03:08#lopuxin_ap|2 Пет. 3:8]]) и соч. Феофила Антиохийского, (Ad Autol. 2:9; ср. [[new:2pet:01:21#lopuxin_ap|2 Пет. 1:21]]). По свидетельству Евсевия Кесарийского, Климент Александрийский даже написал толкование на 2 Петра (Ц. Ист 6:14, 1), что, конечно, указывает на глубокое уважение к этому посланию в древней Церкви. А Ориген, упоминая о том, что подлинность 2 Петра некоторыми оспаривается, сам, однако, признает его подлинным, говоря, например: "Петр двумя трудами своих посланий вещает" (Migne. s. gr. t. 12:857). Решительно признавали подлинность 2 Петра св. Дидим и Афанасий Александрийские (Воскресн. чтен. 1877. № 38). Неподлинность 2 послания Ап. Петра в новое время пытались доказать и из внутренних оснований - из замечаемых в содержании послания черт несходства, различия в сравнении с содержанием 1 Послания. Так, говорят, в богословии 1 послания, главное понятие - понятие надежды (έλπίς), во 2-м - понятие - знания (έπίγνωσις). В 1-м послании не раз говорится о близости парусин второго пришествия, во 2-м читаем лишь о внезапности, но не близости парусин. В 1 -м послании неоднократно говорится о гонениях на христиан, во 2-м же говорится о возможном или действительном появлении лжеучителей, от которых Апостол предостерегает читателей. В первом послании Апостол Петр весьма часто пользуется книгами Ветхого Завета, во втором же послании почти нет буквальных цитат из Ветхого Завета; язык первого послания обилует гебраизмами, язык же второго приближается к эллинистическому диалекту. Но все эти черты различия между обоими посланиями часто крайне преувеличены; например, понятие христианской надежды, несомненно, присуще писателю ([[new:2pet:01:04#lopuxin_ap|2 Пет. 1:4]], [[new:2pet:01:11#lopuxin_ap|2 Пет. 1:11]], [[new:2pet:03:12#lopuxin_ap|2 Пет. 3:12]]), равно как и идея христианского знания совершенно не чужда, а, напротив, присуща и свящ. писателю первого послания Ап. Петра ([[new:1pet:01:12#lopuxin_ap|1 Пет. 1:12]], [[new:1pet:01:25#lopuxin_ap|1 Пет. 1:25-26]], [[new:1pet:02:02#lopuxin_ap|1 Пет. 2:2]]), частью, совершенно субъективны или даже мнимы, каковы различия в языке и стиле, частью же вполне естественны и в произведениях одного писателя, писанных в разное время и отражающих поэтому разные события или обстоятельства: при написании первого послания христианам угрожали внешние гонения, а во время составления второго послания обозначались внутри христианского общества зачатки еретических учений; и то, и другое нашло соответствующий отклик со стороны великого Апостола. Таким образом, ни внешние свидетельства о послании, ни внутренние данные содержания его не заключают в себе ничего, что заставляло бы отступить от церковного воззрения на 2 Петра, как подлинное произведение первоверховного Апостола Петра. Ближайшим побуждением к написанию этого послания было желание старца-Апостола, приблизившегося уже к смерти [[new:2pet:01:14#lopuxin_ap|(2 Пет. 1:14-15)]], - дать предостережение и орудие христианам против нарождавшихся лжеучений. Имея много общих черт в изображении последних с 2 посланием Ап. Павла к Тимофею [[new:2tim:03:01#lopuxin_ap|(2 Тим. 3:1)]], второе послание Ап. Петра является, вероятно, современным последним писанием: как [[new:2tim:03:start|(2 Тим. 3)]] есть последнее послание Апостола языков и составляет предсмертный завет его Церкви, так и [[new:2pet:01:start|(2 Пет.)]] написано Ап. Петром незадолго до его смерти и тоже является произведением предсмертных пророческих вещаний великого Апостола; и то и другое послание написаны были в Риме, около 66-67 гг. по Р. X. В русской литературе, кроме не раз упомянутого труда Преосвящ. епископа Михаила - Толковый Апостол, ч. 2-я (Киев, 1905), имеются еще: 1) архим. (ныне архиеп.) Никанора - "Общедоступное объяснение второго Соборного послания святого Апостола Петра", Казань, 1889, 2) иеромонаха (ныне епископа) Теория - "Изъяснение труднейших мест 2 Петра", Симферополь, 1901, и 3) профессора о. протоиерея Д. И. Богдашевского - "Второе соборное послание св. Апостола Петра" (в "Опытах по изучению Священного Писания Нового Завета, Вып. I"), Киев, 1909. [<10>]