[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 1:3 ====== ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 3-4 **Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования** Связь такая: да умножатся вам благодать и мир, так как все, потребное для жизни и благочестия, в познании Бога и Господа нашего Иисуса, Его божественной силой, этой благодатью, даровано вам для познания славы и добродетели, за которые дарованы величайшие обетования, дабы вы, удалясь от мирского растления, совершающегося чрез похоть, сделались причастниками Божественного естества. Иначе. Изложение растянуто, но мысль такая: силой Христовой получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божественного естества и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь. Причастниками же Божественного естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято. **дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** Связь такая: чтобы вы, освободившись от мирского растления, совершающегося в плотской похоти, сделались причастниками Божеского естества, ибо **удалившись** значит то же, что "освободившись". Следствие мирской похоти называет растлением потому, что она слагается и вращается около предметов растленных. ===== Иларий Арелатский ===== **Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию** Эти слова указывают на все Писание и на добродетельные дела Христа, совершенные во плоти, и на труд крещения, и правило возвещения, которые ведут к жизни вечной. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию** Со стиха 3-го начинается собственно послание. Его, как замечают, можно сравнить с потоком, который уже в самом источнике и широк, и глубок. Самое начало послания полно огня, и жизни, и силы и переносит читателя в самую полноту евангельской благодати, точно так же, как и в первом послании. - **Как от Божественной силы Его даровано** и проч.: связь речи такова: в убеждении, что Божественная сила Его даровала нам все потребное, вы и поступайте так и так. - **Божественной силы Его**: то есть Бога и Христа во Святом Духе. Можно думать, что речь идет о Святом Духе вместе с Богом и Христом потому, что Святой Дух обыкновенно представляется как сила свыше, и действия благодати Божией обыкновенно представляются посредствующими от Святого Духа. - **Даровано нам**: не сами мы приобрели, или стяжали своими усилиями, но даровано нам туне. — **Для жизни и благочестия**: жизни не телесной, но духовной, как видно из сопоставления со словом благочестие, которое означает духовное совершенство. - **Чрез познание Призвавшего нас** (ср. [[new:1pet:01:15#ep_mixail_luzin|1 Пет. 1:15]]; [[new:1pet:02:09#ep_mixail_luzin|1 Пет. 2:9]]): Божественное призвание есть исполнение во времени совершившегося прежде времени избрания Богом человека [[new:rim:08:29#ep_mixail_luzin|(Рим. 8:29-30)]]. Цель призвания не обозначается здесь; где о таковом призвании ничего не упоминается определительного (как, напр., [[new:1pet:02:21#ep_mixail_luzin|1 Пет. 2:21]]; [[new:1pet:03:09#ep_mixail_luzin|1 Пет. 3:9]]), поставляется обыкновенно общая цель — вечное блаженство и слава (ср. [[new:1pet:05:10#ep_mixail_luzin|1 Пет. 5:10]]; [[new:1sol:02:12#ep_mixail_luzin|1 Сол. 2:12]]; [[new:1tim:06:12#ep_mixail_luzin|1 Тим. 6:12]]). - **Славою и благостию**: святой апостол Петр, который нередко употребляет слово слава, иногда ставит его в связь со словом сила ([[new:1pet:04:01#ep_mixail_luzin|1 Пет. 4:1]]; [[new:1pet:05:11#ep_mixail_luzin|1 Пет. 5:11]]); здесь поставляет его в связь со словом — **благостию**. Относительно понятия славы в настоящем месте см. объяснение в примечании к [[new:1pet:01:07#ep_mixail_luzin|(1 Пет. 1:7)]]. Затруднительнее объяснить сопоставление понятий слава и благость. Что они означают не одно и то же понятие, видно из связи речи в [[new:2pet:01:04|(2 Пет. 1:4)]]. Оба понятия нельзя сопоставить так: славною **благостию**. Греческое слово, переведенное у нас словом **благость**, означает первоначально мужество, крепость и соответственно с сим все выражение — **славою и благостию** нужно перевести и истолковать в связи речи так: Бог призывает человека в Царство Свое славною, чудною, богатою, высокою благодатию Своею, достойною Его высочайшего имени, и силою, сильным влечением, или привлечением, по слову Самого Господа, что к Нему Бог привлекает, как бы силою нудит, человека ([[new:in:06:44#ep_mixail_luzin|Ин. 6:44]]; ср. [[new:1pet:02:09#ep_mixail_luzin|1 Пет. 2:9]]). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью** "Со ст. 3 начинается собственно послание. Его, как замечают, можно сравнить с потоком, который уже в самом истоке и широк, и глубок. Самое начало послания полно огня и жизни и силы и переносит читателя в самую полноту евангельской благодати, точно так же, как и в первом послании" (еп. Михаил). В ст. 3 и 4 Апостол говорит о Божественной стороне спасения - о том, что Бог сделал для людей: между тем далее, в ст. 5-8 [[new:2pet:01:05#lopuxin_ap|(2 Пет. 1:5-8)]], он говорит уже о том, что должны делать сами верующие, чтобы удовлетворять своему христианскому призванию. В христианстве, по Апостолу, дана полнота истинной жизни от всесильной и вседействующей силы или благодати Божией, дана блаженная возможность людям становиться причастниками Божеского естества. "Причастниками Божеского естества мы сделались через явление Господа и Бога, Который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и освятил, если же начаток свят, то и целое свято" (блаж. Феофил). [<10>]